Аралия
маньчжурская
Aralia mandshurica purp. et ma
Семейство аралиевые— Araliaceae
Деревцо, достигающее в высоту 15м, с крупными листьями, растущими на длинных черешках непосредственно от верхней части ствола (из-за этой особенности растение называют иногда дальневосточной пальмой). Листья триждыперистораздельные, имеют по 2—4 пары долей первого порядка, каждая из которых составлена пятью— девятью яйцевидными или овальными листочками. Растение имеет много шипов. На стволе они крупные и тупые, на стволе они крупные и тупые, на молодых побегах— мелкие и острые. Цветки мелкие, желтовато-белые, собраны в соцветиях из нескольких сложных зонтиков и имеют вид метелки, длина которой достигает 45см. Плоды— сине-черные пятигнездые костянки— созревают в сентябре— октябре.
Аралия маньчжурская распространена только на Дальнем Востоке. Растет одиночно или небольшими группами в подлеске смешанного леса, особенно по опушкам, росчистям и прогалинам; в лиственных лесах встречается главным образом у скал и каменистых россыпей. Предпочитает северные склоны.
Во всех частях растения обнаружены гликозиды и сапонины. В коре содержатся также эфирные масла и камеди, в корнях много крахмала, в коре корней и стеблей и особенно в листьях— алкалоиды (Супрунов, 1960).
Сотрудники российского института лекарственных растений разработали технологию изготовления таблеток, содержащих комплекс сапонинов аралии маньчжурской. Этот препарат получил название сапарал. Его лечебные свойства довольно подробно описаны В.Колычевым (1970). На практике однако используется более доступная 20% настойка корней аралии маньчжурской на 70° спирте (Алешкина и Трутнева, 1959).
В экспериментальных условиях препараты аралии маньчжурской оказывают возбуждающее действие на центральную нервную систему, что проявляется повышением двигательной активности и рефлекторной возбудимости животных, а также сокращением длительности вызываемого у них медикаментозного сна (Алешкина, 1962; Брехман, 1960). По данным В.В.Казакевича, полученным на кафедре фармакологии Хабаровского медицинского института, настойка аралии маньчжурской ослабляет действие так называемых корковых снотворных и не оказывает существенного влияния на эффект снотворных, действующих преимущественно на стволовой отдел головного мозга.
И.И.Брехман (1960) показал, что аралия маньчжурская очень сильно повышает работоспособность животных. Ее оптимальная доза, вызывающая увеличение продолжительности повторного плавания белых мышей, в 100 раз меньше, чем женьшеня, элеутерококка и заманихи. Вместе с тем растение отличается значительно большей токсичностью, чем остальные исследованные к настоящему времени представители семейства аралиевых.
В.В.Казакевич установил, что у людей стимулирующее действие настойки аралии маньчжурской не отличается универсальностью: физическая работоспособность повышается под влиянием этого препарата значительно сильнее, чем умственная.
Выделенные из аралии маньчжурской сапонины (аралозиды) тоже обладают возбуждающим действием на центральную нервную систему (Соколов, 1962, 1965).
Опыты с повторными, введениями препаратов аралии маньчжурской позволили выявить и некоторые нежелательные стороны их действия. Так, жидкий экстракт корней растения в большинстве случаев при повторных введениях задерживал половое созревание белых мышей и замедлял темп их привеса (Брехман, 1960).
В клинических условиях неблагоприятных эффектов аралии маньчжурской не отмечено. По данным Г.П.Губиной (1959, 1962), настойка аралии маньчжурской оказывает хорошее лечебное действие при послегриппозных астениях и некоторых других заболеваниях нервной системы. Отмечена способность препарата нормализовать сон у больных с психическими заболеваниями, страдавших бессонницей. Под влиянием настойки улучшалось также состояние больных с повышенной нервной возбудимостью. Г.П.Губина (1962) сообщает, что назначение настойки аралии маньчжурской при половом бессилии привело в большинстве случаев (7 из 11) к неплохому лечебному эффекту.
Б.Т.Комиссаренко (1962) по материалам, полученным в Долинском санатории Сахалинской области, сообщает, что 20% настойка аралии значительно улучшает общее состояние, аппетит и сон больных, повышает у них физическую работоспособность, снимает чувство усталости, укрепляет нервную систему, способствует повышению веса тела, увеличению мышечной силы и жизненной емкости легких. М.Сугиура и соавторы (1963) сообщают, что экстракт коры аралии у больных сахарным диабетом понижает содержание сахара в крови, возрастающее после введения глюкозы, адреналина или аллоксана. При этом кора весенней заготовки оказалась более активна, чем заготовленная осенью. Необходимо отметить, что в работах Б.Т.Комиссаренко (1962) и М.Сугиуры и др. (1963) изучаемое растение называется Аrаliа е1аtа (Miq.) Sееm. (аралия высокая, аралия древовидная). Как явствует из книги В.Н.Ворошилова (1966), это— один из довольно многочисленных синонимов аралии маньчжурской.
Обычно настойку аралии маньчжурской назначают людям, выздоравливающим после тяжелых заболеваний, используют как вспомогательное средство при лечении болезней нервной системы или в качестве стимулятора работоспособности здоровых людей. Есть данные о способности настойки корней аралии маньчжурской снижать кровяное давление, в том числе и при его экспериментально вызванном повышении (Комиссаренко, 1962, Кирютина, 1964), подавлять в эксперименте развитие сенсибилизации (сверхчувствительности) организма к чужеродному белку (Казакевич, 1968) и оказывать ряд других практически значимых эффектов.
В рекомендованных дозах (30—40 капель на прием 2—3 раза в день) настойка корней аралии маньчжурcкой оказывает мягкое лечебное действие на центральную нервную и сердечно-сосудистую системы и может рассматриваться как совершенно безопасное средство. Вместе с тем препарат этот довольно токсичен. Превышение его установленных доз несколько раз являлось причиной довольно тяжелых отравлений (Кукарин, 1963).
Свойства надземных частей аралии маньчжурской еще недостаточно изучены, поэтому эти части не находят практического применения в медицине. Есть основания считать, что у них тоже могут обнаружиться полезные свойства. В пользу такого предположения свидетельствуют данные о довольно высокой фармакологической активности ягод этого растения (Гляс и соавторы, 1968), о способности препаратов, получаемых из листьев аралии маньчжурской, предупреждать у кроликов лейкоцитарную реакцию на подкожное введение молока (Фруентов, 1958), уменьшать воспалительный отек, вызываемый у крыс введением формалина (Чуйко и Семанина, 1969) и др.
Корни аралии маньчжурской заготовляют ранней весной или поздней осенью. Очистив их от земли и мелких корешков и быстро обмыв, распиливают на куски длиной 10—20см. Толстые корни, кроме того, раскалывают вдоль. После этого их сушат или в теплом помещении или в сушилке при температуре не выше 30°.
|