Безруких М.Б.
В современной отраслевой социологии важное значение имеет социология здоровья. Одной из основных особенностей данной дисциплины является ее междисциплинарный характер. Становление социологии медицины и здоровья тесно связано с достижениями не только медицинских наук (социальная гигиена, эпидемиология, организация здравоохранения и др.) и социологических (социология семьи, социальная работа, инвайронментальная социология, феноменология и т.д.), но и таких, как психология, семиотика, культурология, антропология, экономика и др.
В 50-е годы ХХ в. в США, а затем в Великобритании (в 70-е годы в СССР) выделяется новая научная дисциплина - медицинская социология. С момента ее возникновения проявилась двойственность в терминологии, которая связана с двумя подходами: 1) социология в медицине (в отечественной науке - медицинская социология), основанная на медицинской модели помощи и отражающая лидерство медицинских и общественно-политических структур в определении проблемных тем; 2) социология медицины и здравоохранения - применение социологических подходов "к осмыслению опыта, распространения и лечения недуга" [Большой толковый социологический словарь. Т. 2. М., 1999. С. 261] с использованием модели образа жизни.
Трансформация верований и ценностей в отношении здоровья происходила постоянно в ходе исторического развития медицинской науки. В свое время еще П.Сорокин, изучая взаимовлияние биологических и социокультурных явлений, выделял биосоциологию, включающую биоорганицистскую, дарвинистскую, демографическую и другие школы и направления. Исследования, направленные на изучение потребности в здоровье, в той или иной продолжительности жизни, начали проводиться впервые за рубежом в рамках танатологии при измерении установок к смерти (П.Хендел, А.Толор, В.Мерфи, и др.). Большинство авторов (Паульс, 1973; Маккейн, 1980; М.Соколовска, 1986; Р.М.Фитцпатрик, 1987) склонны выделять 3 паттерна (образа) болезни в историческом аспекте:
1) Доаграрные паттерны болезни. В этот период смертность популяции была вызвана прежде всего внешними факторами, связанными с опасностью на охоте и несчастными случаями.
2) Болезни в аграрном обществе. Причиной резкого увеличения смертности населения явились эпидемии и пандемии инфекционных заболеваний. Именно инфекционная теория болезни, появившаяся в 19 веке, способствовала тому, что основной парадигмой медицины стала медицинская модель. "Основополагающие элементы этой модели заключаются в следующем: (1) все болезни вызываются специфическими этиологическими агентами...; (2) пациента следует считать пассивным объектом медицинского вмешательства; (3) восстановление здоровья требует использования медицинской технологии и передовых научных методов" [Аберкромби Н. и др. Социологический словарь. Казань, 1997. С. 164.].
3) Индустриальное общество. В 20 веке медицинской науке стали известны психосоматические заболевания, составляющие 50-75% всех болезней (Дэнбер, 1955; Селье, 1956). В качестве причин таких хронических дегенеративных расстройств, как язвенная болезнь, гипертония, нарушения иммунной системы, депрессии и многие другие, рассматриваются психоэмоциональный стресс и неправильный образ жизни. Тем самым обозначился поворот к иному подходу в медицине - перенос внимания с изучения болезни на изучение человека. Главные причины смертности - сердечно-сосудистые заболевания, болезни легких, рак, сахарный диабет, цирроз печени и другие "болезни цивилизации" - так или иначе связаны с нашим повседневным выбором, выбором в отношении курения, употребления спиртных напитков, применения диет. "Личный" выбор, или модель поведения, может быть основополагающей причиной заболеваний, связанных с образом жизни. Однако происходит выбор под сильным формирующим воздействием общественных групп, семьи, социальной среды и культуры общества. С изменением паттернов здоровья, болезни и медицины, сложилась потребность справляться в основном с теми состояниями, которые не позволяют индивидам выполнять самостоятельную деятельность, развивать интеллектуальный и физический потенциал, достигать внутреннего ощущения благополучия (иначе, иметь хорошее самочувствие). Участие медиков в решении таких проблем означает отход от традиционного отношения к органической патологии и приближение к пониманию этиологии состояний в русле психопатологии и социальной патологии. На этом этапе неоценимым является вклад социологов в понимании проблем социального здоровья.
Тенденция к "систематическому эмпиризму" во многом обеднила теоретическое развитие медицинской социологии, поэтому в настоящее время более популярно второе направление - социология здоровья и болезни. Данная область научного знания включает широкий тематический спектр, в который входят, например, концепция роли больного Т.Парсонса (1951), концепция стигматизации (Гоффман, 1961), рассмотрение профессиональных особенностей здравоохранения (Фрейдсон, 1970), социальных установок к вопросам смерти (П.Хендел, В.Мерфи, 1965), медицины как института социального контроля (Д.Такетт, 1973).
Заслуга изучения взаимоотношений между врачом и пациентом как социальной системы принадлежит Т.Парсонсу. В основе его ролевой теории (1951-1958) рассматривались: парадигма нетрудоспособности; парадигма девиации, которая описывалась с позиции психоанализа, и идея о социальном контроле. Отношения врач/пациент (ОВП) как социальная система с определенными правами и обязанностями представляют собой микромодель социального института здравоохранения, гарантирующего сохранность общественной ценности - здоровья. Взаимодействие в данной системе Т.Парсонс рассматривал не только с социологической, но и с экономической точки зрения, как обмен между производителем и потребителем.
Современные исследования социологии здоровья, направленные на изучение потребности в здоровье, ресурсов здоровья и его перспектив, самосохранительного поведения, продолжительности жизни влекут за собой появление новых отраслей и направлений в социологии и медико-социальной работе. К ним следует отнести передачу информации, касающейся здоровья населения (социология коммуникации), социологию тела (М.Фуко), социологию жизни как концепцию исследования социальной реальности (Ж.Тощенко), отношение к жизни как социальную сущность человека (Л.Г.Кондратьева, 1997), парадигму экоантропоцентрической социологии (Т.Дридзе), и др.
В настоящее время социология приходит к пониманию множественности интерпретаций социальных феноменов. Болезнь и здоровье могут рассматриваться как варианты социального соглашения (договора), в котором учитываются социальные ожидания и роли в процессе само-создания (self-constitution) [Bauman Z. Intimations of postmodernity. N.-Y., 1991. P. 192].
|