Мотивация родительского труда: опыт социологического осмысления
Актуальной темой исследований различных наук в последние годы стал поиск новых подходов к изучению проблем воспроизводства населения. Сегодня очевидно, что для решения задач демографического развития страны усилий исключительно демографической науки недостаточно, здесь необходим междисциплинарный подход, сочетающий в себе положения социологии, демографии, психологии, экономики и др.
Основой одного из вариантов снижения остроты проблем в данной сфере представляется признание трудового характера деятельности по рождению и воспитанию детей, выделение деятельности по воспроизводству человеческого капитала в особый вид родительского труда.
Идея выделения особого вида труда в сфере воспроизводства и развития личности, сущность, роль и место этого вида труда прямо или косвенно рассматриваются в трудах У. Бека [6], Г. Беккера [1], Дж. Гершуни [7], Р. Гронау [8], К. Маркса [2], В. В. Радаева [3], О. Тоффлера [4], Ф. Энгельса [2, 5] и др.
Подобный подход ставит целый ряд новых исследовательских задач, лежащих в различных областях науки и практики. Важное место принадлежит здесь и социологической науке, которая через изучение отношения человека к родительскому труду, его мотивации, ценностных ориентаций, удовлетворенности трудом позволяет взглянуть на данную проблему комплексно, исследовать родительский труд как социальный институт и одну из форм жизнедеятельности личности.
Основная социально-экономическая функция труда как деятельности заключается, как известно, в его участии в производстве благ, направленных на удовлетворение потребностей личности. В процессе родительского труда создается человеческий капитал, который может рассматриваться в качестве блага, поскольку заключает в себе полезность. В свою очередь, в процессе использования человеческого капитала производятся другие блага, удовлетворяющие потребности людей и отвечающие их интересам, целям, устремлениям.
Человеческий капитал содержит в себе элементы, которые можно отнести к благам различного вида:
внутренние блага — это способности, задатки как элементы человеческого капитала, которые даны человеку природой (например, голос, музыкальный слух, способность к анализу и т. д.);
внешние блага — это взаимоотношения личности с окружающим ее социумом, которые воздействуют на человеческий капитал и преобразуют его, формируя и развивая новые мотивации и умения (например, репутация, деловые связи, протекция и т. д.).
Несмотря на то, что отдельные составляющие человеческого капитала традиционно относят к нематериальным благам, они все же не совсем лишены экономического содержания и могут иметь стоимостное выражение. В частности, при отсутствии запаса здоровья — одного из элементов человеческого капитала невозможно полноценное использование других его элементов, что, соответственно, приводит к снижению доходов от его эксплуатации. Стоимость (ценность) человеческого капитала как экономического блага определяется затратами общественно необходимого труда на его формирование и развитие.
Таким образом, важнейшая социально-экономическая функция родительского труда как деятельности заключается в формировании и развитии в его процессе человеческого капитала, понимаемого нами как благо, приносящее полезность не только его носителю, но и всему обществу в целом.
Рассмотрение мотивации трудовой деятельности как процесса, направленного на удовлетворение потребностей, позволяет говорить о том, что мотивы родительского труда формируются на основе потребностей, которые выступают их своеобразной движущей силой. На наш взгляд, можно выделить следующие группы этих потребностей:
Потребности в содержательности родительского труда.
Чтобы данная потребность переросла в мотив, родительский труд должен восприниматься как содержательный, интересный, динамичный, связанный с новыми впечатлениями, эмоциями, приносящий новое (лучшее) качество жизни. Помимо этого потенциального субъекта труда может привлекать относительная самостоятельность в выборе трудового поведения (т. е. возможность самому выбирать, что и как делать). Удовлетворение потребностей в самовыражении, самоуважении, самоутверждении, признании посредством родительского труда также может служить хорошим мотиватором этого вида труда. Сюда можно отнести и потребность в активности — ситуация, когда родительский труд воспринимается как самоцель, через активность поддерживается здоровье, самочувствие, целостность личности.
Потребности в общественной полезности родительского труда.
Условием перерастания данной потребности в мотив деятельности выступает восприятие личностью необходимости рождения детей, их воспитания как своего долга перед обществом. Формирование этой потребности во многом зависит от проводимой информационной политики относительно родительского труда.
Статусные потребности — потребности в статусе, которого можно достичь посредством реализации родительского труда.
Рождение и воспитание детей могут восприниматься личностью как процессы, результаты которых повышают ее социальный статус, приводят к социальному росту. Кроме того, к данной группе относится потребность в социальной солидарности и принадлежности к социальным общностям родителей, «успешных родителей» и т. д., потребность в выполнении социальной роли родителя, потребность в общении, реализуемая посредством родительского труда.
Отметим, что сегодня говорить о потребности в родительском труде как источнике средств существования нельзя, хотя, возможно, мотив удовлетворения именно этой потребности может привести к активизации родительского труда населения целого ряда российских регионов. Кроме того, постоянное эксплуатирование «духовных» потребностей, отсутствие факторов материальной заинтересованности приводят в конечном итоге к снижению остроты духовных потребностей и могут повлечь за собой отказ от родительского труда вообще.
Безусловно, перечисленные потребности возникают не все вместе в одно и то же время и у одного и того же потенциального субъекта трудовой деятельности. В разные моменты времени у конкретной личности они будут иметь разную силу и остроту, при этом они изменяются во времени. Изменению могут быть подвержены как сам набор потребностей, так и их иерархия и сила.
Потребностям свойственно явление замещения. Так, например, если какая- то одна потребность в процессе реализации родительского труда не удовлетворяется, то субъект труда может переориентироваться на другую, придавая тем самым иной смысл осуществляемой деятельности.
Потребности, как известно, подвержены законам инерции и возвышения. Это проявляется в том, что при удовлетворении потребности она еще остается для личности актуальной, а может даже и усиливаться. К тому же потребности личности находятся в постоянном развитии, на них оказывают влияние образование, возраст, пол, информированность, опыт и другие характеристики — все это, в свою очередь, влияет и на отношение личности к родительскому труду.
Важно и то, что потребностям свойственна относительность. Личность постоянно сравнивает свою систему потребностей, степень ее удовлетворения с аналогичными показателями своей социальной группы, «значимых других», и результатом такого сравнения выступает нацеленность на соответствие своего поведения в сфере родительского труда распространенным социальным нормам.
Процесс мотивации родительского труда находится под воздействием совокупности факторов. Среди них можно выделить следующие группы:
Личностные и групповые факторы.
Личностные факторы обусловлены индивидуальным набором потребностей личности. Они формируются на основе ценностных ориентаций личности, жизненных целей, настроений, создающих фон для проявления активности в сфере родительского труда. Среди перечисленного наиболее значимыми для мотивации родительского труда являются личностные цели. На том или ином этапе жизненного пути эти цели могут быть связаны с карьерой, семьей, детьми, признанием и уважением, развитием и самореализацией. Для активизации родительского труда, имеющего длительный, но все же объективно ограниченный период своей реализации, важно, чтобы у потенциальных субъектов труда в «нужный» момент (период фертильности, в частности) доминировали цели, связанные с семьей и детьми. Особая роль в создании этих условий должна принадлежать, на наш взгляд, системе образования.
Групповые факторы — традиционные факторы трудовой мотивации, в случае родительского труда проявляются прежде всего через семью как социальную группу, в рамках которой реализуется этот труд. Функции родительского труда, как правило, выполняются родителями совместно, что, с одной стороны, является фактором семейной интеграции, с другой — усиливает личностную трудовую мотивацию.
Социальные и экономические факторы.
К сожалению, в настоящее время экономические факторы способны оказать влияние на мотивацию лишь первой стадии родительского труда, и только за один конкретный результат этого труда. Своеобразным мотиватором можно считать начисление и выплату материнского (семейного) капитала из средств федерального бюджета, передаваемых в бюджет Пенсионного фонда РФ на реализацию мер государственной поддержки рождаемости, в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» от 29.12.2006 г. (№ 256-ФЗ). Одной из гипотез нашего исследования является утверждение о том, что экономические факторы сегодня нельзя рассматривать в качестве оказывающих заметное и непосредственное влияние на мотивацию родительского труда во всей его полноте.
Социальные факторы могут быть связаны как с внутренней социальной средой, так и с внешней.
Внутренние социальные факторы — это своеобразный социальный климат, в котором протекает трудовой процесс. На него, в частности, влияет распределение трудовых функций в семье, степень принятия субъектами труда этих функций.
Социальные факторы внешней среды, влияющие на формирование трудовой мотивации, складываются из состояния инфраструктуры, обслуживающей родительский труд, наличия и специфики социальной политики в этой области.
Особую роль на процесс мотивации родительского труда оказывает само его содержание. Это связано с наличием в содержании родительского труда творческого, развивающего, познавательного компонентов. Самое же главное, на наш взгляд, здесь то, что родительский труд в буквальном смысле пронизывает эмоциональная компонента, поскольку его «стержнем» выступает родительская любовь к детям. Источник родительской любви лежит в биологической природе человека, взаимодействуя с социальными нормами общества.
Гипотеза нашего исследования состоит в том, что содержание родительского труда само по себе является мощным мотиватором этого вида труда, поскольку он ассоциируется с интересной, творческой, привлекательной, открывающей новые личностные возможности деятельностью, в процессе которой удовлетворяется потребность в самореализации и происходит развитие способностей субъекта труда.
Все перечисленные факторы создают особый мотивационный фон, который оказывает воздействие на процесс мотивации родительского труда и непосредственно на формирование мотивов родительского труда. Формирование мотивов родительского труда происходит в процессе усвоения личностью социальных ценностей, норм, правил поведения, выработки ценностных ориентаций и установок на родительский труд. В этом процессе участвуют семья и другие ключевые группы микросреды личности. Отметим, что мотивы родительского труда, в свою очередь, являются элементом человеческого капитала субъекта этого труда.
Важнейшим компонентом механизма функционирования мотивации является мотивационное ядро личности, представляющее собой совокупность мотивов. Это — внутренняя доминанта трудового поведения личности.
Мотивационное ядро включает в себя представления о жизненных целях, ценности родительского и других видов труда, месте родительского труда и его результатов в иерархии личностных целей, основных средствах достижения жизненных целей. На основе ценностей формируются ценностные ориентации личности, представляющие собой вектор направленности личности на те или иные цели и выступающие ориентиром в трудовой деятельности, в том числе и в сфере родительского труда. Это, например, могут быть представления о значимости родительского труда, ориентации на самореализацию посредством этого вида труда.
Мотивы родительского труда выполняют ряд функций, присущих и трудовому поведению в целом (ориентирующая, смыслообразующая, опосредствующая, структурирующая, мобилизующая, оправдательная). Мотивы родительского труда относительны, поскольку в их основе лежит субъективная оценка. Индивидуальным может быть как сам набор мотивов, так и их доля в мотивационной структуре. Конкретный мотив родительского труда, играя заметную роль для одной личности, может оказаться малозначимым для другой.
Специалисты выделяют две группы мотивов труда — по их ориентации на его процесс и на результат. В сфере родительского труда более значимой сегодня является первая группа мотивов, связанных с содержанием труда, его условиями, характером взаимоотношений между субъектом и предметом труда, возможностями проявления и развития способностей человека. В то же время мотивы результатов родительского труда (его признаваемая значимость, материальное и моральное вознаграждение) в нашем обществе практически не реализуются, оставаясь значимыми в лучшем случае на уровне семьи.
В качестве элементов мотивационного ядра, влияющих на трудовое поведение родителей, целесообразно, на наш взгляд, рассматривать мотивы продолжения рода, мотивы самореализации, мотивы престижа. Мотивы продолжения рода связаны с желанием продолжить себя в детях, сохранить преемственность после собственной жизни. Мотивы самореализации заключаются в стремлении через рождение и воспитание собственных детей реализовать свое родительское предназначение, передать жизненный опыт, стать наставником детей. Мотивы престижа выражаются в общественной оценке деятельности по воспитанию детей и наращиванию человеческого капитала.
Иерархическая структура мотивационного ядра проявляется в последовательной и протяженной во времени реализации мотивов родительского труда. Первый мотив реализуется сразу же после рождения ребенка, отходя на задний план на следующих стадиях трудового процесса, где как раз должна усиливаться роль второго и третьего мотивов. Действие мотива самореализации напрямую связано с самим субъектом активности — существующими у него ценностными ориентациями, особенностями его собственного воспитания и формирования, его жизненного опыта. Реализация же мотива престижа во многом зависит от внешних факторов. Несрабатываемость именно этого мотива — мотива престижа родительского труда, — а вследствие этого и сложившийся дисбаланс мотивации родительского труда, на наш взгляд, выступили важными факторами уже ставшей устойчивой в нашей стране проблемы низкой рождаемости и низких результатов родительского труда.
С другой стороны, среди всех проявлений мотивации труда специалистами рассматриваются как наиболее важные три ее составляющие — физиологическая, психологическая и социальная. Физиологическая составляющая обусловливает способность человека активно действовать в соответствии с принципами существования организма, среды обитания и общества. Психологическая составляющая мотивации предопределяет выбор направления деятельности, лежит в основе выбора действий и поступков личности. Социальная составляющая связана с социальным поведением и проявляется в социально-трудовых отношениях, в оказании воздействия на других людей. Выделенные нами три мотива родительского труда соотносятся со всеми составляющими трудовой мотивации — физиологической (мотив продолжения рода), психологической (мотив самореализации) и социальной (мотив престижа).
Результатом взаимодействия различных элементов мотивационного ядра является формирование установок на родительский труд, которые представляют собой готовность личности удовлетворять актуальные для нее потребности посредством трудовой деятельности.
Установки на родительский труд включают в себя:
а)установки на количественный результат родительского труда (и в этом смысле традиционно изучаемые в социологии репродуктивные установки являются элементом установок на родительский труд);
б) установки на качественный результат родительского труда в целом и на отдельных стадиях;
в) установки на период реализации родительского труда;
г) установки на формы и способы реализации родительского труда.
Установки формируются на основе мотивов посредством: а) взаимодействия будущего субъекта труда с субъектами труда, реализующими или уже реализовавшими родительский труд; б) взаимодействия субъекта труда с детьми; в) воздействия на личность информации о родительском труде, его значимости, стимулировании, получаемой из внешних источников.
Большое воздействие на развитие трудовых установок оказывают базовые установки, которые сформировались в детстве под влиянием родителей, самих реализующих функции родительского труда.
Ключевым вопросом социологического изучения родительского труда, имеющим важное практическое значение, является регулирование установок на родительский труд. Потенциал их регулирования находится под влиянием нескольких факторов:
наличие потребностей и уровень осознания личностью того, что часть из них может быть удовлетворена посредством родительского труда;
существование в обществе и уровень воздействия на личность стимулов родительского труда;
эффективность мотивационного ядра личности;
степень удовлетворения мотивов в процессе родительского труда и удовлетворенности этим трудом в целом;
степень однородности воздействий в процессе формирования установок.
Получение знания о направленности действия каждого фактора на формирование и развитие установок на родительский труд является крайне актуальным в условиях демографического кризиса, переживаемого сегодня Россией, и представляется возможным при включении этого вида труда в совокупность объектов социологического изучения.
Список литературы
Беккер Г. С. Человеческое поведение: экономический подход : избр. тр. по экон. теории / пер. с англ. ; сост., науч. ред., послесл. Р. И. Капелюшников ; предисл. М. И. Левин. М., 2003. 672 с.
Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Критика новейшей немецкой философии в лице ее представителей Фейербаха, Б. Бауэра и Штирнера и немецкого социализма в лице его различных пророков // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. М., 1955. Т. 3. С. 7-544.
Радаев В. В. Экономическая социология : учеб. пособие для вузов. М., 2005. 603 с.
Тоффлер О. Будущее труда // Новая технократическая волна на Западе. М., 1986. С. 250-275.
Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. М., 1961. Т. 21. С. 23-178.
BeckU.The Brave New World of Work. Oxford, 2000. 202 p.
Gershuny J. Social Innovation and the Division of Labour. Oxford, 1983. 191 p.
Gronau R. Leisure, Home Production and Work — the Theory of the Allocation of Time Revisited // Journal of Political Economy. 1977. Vol. 85, № 6. P. 1099-1123.
|