Михайловна Гранoвскaя, доктор психологических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета (факультет повышения квалификации), академик Международной балтийской педагогической академии.
У каждого возраста свои мотивы и свои ценности. Если для подростка ведущим мотивирующим началом выступает принцип удовольствия, для юноши — принцип власти, то для зрелого человека ведущая мотивация — воля к смыслу. Юность — это кошмар сомнений, средний возраст — утомительный тяжелый марафон, а поздний возраст — это наслаждение прекрасным танцем (быть может, колени хуже сгибаются, но темп и красота становятся естественными, не вымученными). В зрелости человек свободен от всех прежних страхов: подвергнуться общественному неодобрению, оказаться профессионально несостоятельным. Отсутствие всех этих страхов формирует особое чувство защищенности.
В зрелости у людей появляются специфическая рассудительность и повышенная взвешенность решений. Это связано с тем, что опыт большой, а искушения и страсти уже не такие сильные. Усиливающиеся с возрастом ригидность и рассудительность с помощью рационализации оправдываются такими достоинствами, как обостренное чувство долга, обязательность и несгибаемая убежденность в своей безусловной осведомленности, «как надо делать».
Со снижением скорости реакции и силы мотивов связан компенсаторный процесс, одной из граней которого выступает избыточный самоконтроль, активирующий особую серьезность. Она обусловлена убежденностью, что «нельзя витать в облаках», всегда надо быть реалистом и «твердо стоять на земле». Под флагом реалистичности в поступках манифестирует не только негибкость и консерватизм, но и морализаторство. Серьезное отношение к себе и морализаторство усиливаются, если ранее человек обладал высоким социальным статусом и значимыми личными достижениями. Тогда он менее склонен менять свои позиции и идти на компромисс, ему удобно считать, что для решения новых задач можно и дальше продвигаться в том же направлении и тем же способом. И чем большим авторитетом человек рискует, тем сильнее развивается у него так называемое благоразумие, поддерживающее тактическую и стратегическую неколебимость и приводящее к изоляции от молодых.
Рассмотренные особенности характера пожилых людей во многом определяются стремлением жить прошлым. Однако такой образ мыслей, бесконечное прокручивание старых сценариев приводит к необратимой потере настоящего.
Важно помнить, что слабеющие эмоции, убывающая сила и снижающаяся скорость реагирования не препятствуют необходимой интеграции, которую делает возможной способность охватить взглядом прошлую жизнь и смиренно, но твердо сказать себе: «Я доволен(а)». Такая интеграция — одно из важнейших условий долголетия и продолжения развития индивидуальности на позднем этапе. Однако такое состояние недостижимо, если относиться к своей жизни как к череде нереализованных возможностей.
Одновременно с такой самоизоляцией неизбежно сужается и сфера интересов. Заботы концентрируются вокруг маленького мира собственной квартиры или дома, усиливая переживания одиночества в отсутствие сверстников, собеседников. При этом большинство пожилых людей не отдает себе отчета в том, что пусковым механизмом для скуки и бесцельности часто является не потеря близких, работы или занятости, а утрата прежних целей. Но, поскольку внешние цели последних лет работы все больше теряют в своей эмоциональной значимости, то более вероятным становится сдвиг мотивов на старые цели, возникшие еще в молодости, но при трансформации их смыслового содержания. Такой сдвиг обусловливает переход внешней мотивации во внутреннюю и способствует смещению эпицентра интересов.
Рекомендации для подготовки к зрелому возрасту
1. Используйте преимущества зрелости. Не забывайте, что у каждого возраста свои мотивы и свои ценности. Если для подростка ведущим мотивирующим началом выступает принцип удовольствия, для юноши — принцип власти, то для зрелого человека ведущая мотивация — воля к смыслу. Юность — это кошмар сомнений, средний возраст — утомительный тяжелый марафон, а поздний возраст — это наслаждение прекрасным танцем (быть может, колени хуже сгибаются, но темп и красота становятся естественными, не вымученными). В зрелости человек свободен от всех прежних страхов: подвергнуться общественному неодобрению, оказаться профессионально несостоятельным. Отсутствие всех этих страхов формирует особое чувство защищенности. Поэтому наслаждайтесь переживанием природных явлений — смены времен года, перемены ветра, опадания листьев — как высокозначимых событий. Организуйте более глубокий, чем до этого времени, контакт с близкими. Стремитесь к обостренному переживанию жизни в настоящем. Берегите время и не откладывайте ничего до какой-то отдаленной точки в будущем. Зрелость связана с уравновешенностью увлечений и реальных возможностей, которая достигается за счет жесткой иерархии интересов. Когда силы тают, человек начинает устойчиво стремиться к чему-то определенному, самому для него важному, тщательнее концентрирует усилия на решении главной задачи. Тем более что он ощущает меньше мотивов, способных отвлечь от решения главной задачи. Приведем пару примеров.
Однажды я была в гостях у известного психолога П. Я. Гальперина. В это время он получил приглашение руководить секцией на психологическом конгрессе в Париже. Я сказала, что очень завидую ему, так как он снова увидит Париж и будет общаться с самыми знаменитыми психологами. Он посмотрел на меня задумчиво и произнес: «Я совсем не уверен, что приму это предложение». — «Почему?!» — «Расчет времени неблагоприятен. Судите сами. Неделя уйдет на оформление визы, покупку билета и прочую подготовку. По возвращении неделя уйдет на написание отчета и вхождение в нормальный рабочий темп. Сам конгресс займет три-четыре дня, и, скорее всего, для меня интересными могут быть встречи с двумя специалистами, каждый из которых вряд ли сможет уделить значимым для меня проблемам более получаса. Итого: семнадцать-восемнадцать дней за час содержательного разговора — неэффективно! За это время я смогу существенно продвинуться в своей работе».
Близкая по смыслу ситуация описана В. Франклом:
Однажды президент одного из американских университетов предложил Франклу девять тысяч долларов за несколько недель семинарских занятий на факультете. Тот отказался. Президент не мог понять причин отказа: «Вы хотите больше?» — «Вовсе нет, но, думая о том, как бы я использовал эти деньги, мне видится только одно стоящее их применение, а именно — приобрести время для работы. Но сейчас у меня есть время для работы, так зачем же продавать его за девять тысяч долларов?»
2. Не жалейте сил на поддержание дружеских связей. Трудности передвижения и сужение круга близких и друзей ведут к тому, что жизненное пространство как бы сжимается. Недостаток общения и перспектив способствует погружению «в прекрасное прошлое». Однако такое погружение не проходит бесследно. Оно ведет за собой неуступчивость, отрицание всего нового. Имея в виду такую деформацию, надо прилагать усилия для сохранения доброжелательного общения. Недаром с древности дружба ценилась как богатство, припасенное на последнюю часть жизни. Австралийские ученые в течение десяти лет наблюдали за полутора тысячами людей старше семидесяти лет, чтобы понять, чем они живы. Оказалось, что наличие не детей и внуков, а именно друзей существенно снижает уязвимость пожилых. Общаясь с друзьями, они ощущают самостоятельность своих интересов и полноценность жизни, поскольку сверстники видят в них не дедушку или бабушку, а индивидуальность. Сенека считал, что дружба — сильнейшее противоядие от всех напастей. Во-первых, общение с друзьями приятно. Общие воспоминания помогают осознать, что жизнь прошла не зря. Во-вторых, даже если в дружеском кругу тревожащая проблема не обсуждается, беседа помогает переключиться на что-нибудь менее болезненное и дарит ощущение понимания, уважения и любви. Ведь друзья хороши тем, что, не воспитывая, способны принять друга таким, каков он есть, со всеми его недостатками. В близком и безопасном общении, в теплом и располагающем окружении любые чувства могут быть спокойно пережиты, что способствует предотвращению активизации психологической защиты и очищению конфликтных очагов.
3. Берегите родителей и партнера. В любом возрасте, пока живы родители, человек ощущает себя ребенком, и это подсознательно поддерживает в нем чувство безопасности. Если ваших родителей уже нет, то никого нет между вами и могилой. Теперь вы — барьер между вашими детьми и смертью. Осиротев в любом возрасте, человек переживает кризис, так как остается без прикрытия. Обнаружено, что в зрелом возрасте старение задерживается у тех, у кого живы родители. Их кончина вызывает катастрофически быстрое дозревание.
Кроме родителей, от кризисов в старости оберегают партнеры и близкие. Действительно, среди тех пожилых людей, которые страдали от сокращения социального взаимодействия, выше оценивали свое моральное состояние те, кто имел партнера по интимному общению и близких друзей. Одиночество опасно! Как показали исследования, после семидесяти четырех лет резко возрастает число суицидов, что объясняется не только ухудшением соматического состояния и изменением социальной роли, но и утратой родственников и друзей. Потерять родителей или старого друга означает потерять прошлое: человек, который умер, может быть, был единственным свидетелем золотых далеких дней. Хорошо бы, чтобы он не был единственным!
4. Отпустите с миром ушедших — это умерит горе. Никто не уходит от нас совсем. Ведь когда человек кого-то любил, был к нему привязан, существование его любимого сохраняется и продолжается внутри оставшегося жить, становясь частью его модели мира. Вначале, после смерти близкого человека, во внутреннем мире возникает некая пустота, переживаемая как чувство, что не только окружающий мир стал беднее, но и мы сами как-то уменьшились, какая-то наша часть умерла. Тогда доминирующее во внутреннем мире чувство пустоты порождает тяжелые переживания и мысли о собственной виновности. Человек начинает думать: из-за какого моего греха он ушел от нас? На самом деле после некоторой перестройки вашей модели мира ушедший снова начинает жить внутри вас, оказывая поддержку и давая советы. Поэтому в первый, особо тягостный период лучше постараться дожидаться обретения его поддержки изнутри. Самое трудное время помогает пережить исполнение традиционных обрядов и ритуалов. Они — существенная поддержка при потере близкого, поскольку позволяют человеку выразить свое горе и почувствовать, что его разделяют другие, а разделенное горе снижает напряженность.
5. Простите старые обиды. Накопленные за жизнь обиды, подавленные, вытесненные или рационализированные в свое время, не исчезли бесследно, а «та» конфликтная информация «ушла в подполье», и сохранение (удержание) ее там, исключающее осознание и признание своей вины, требует непрерывного расхода энергии. С годами эти энергетические затраты становятся непосильными и ведут к соматическим заболеваниям. Поэтому для обретения душевного равновесия так полезно глубинное прощение застарелых обид, благотворно влияющее как на психологическое равновесие человека, так и на его самочувствие, даже при хронических болезнях. Конечно, с некоторыми уже ушедшими людьми теперь не помириться, но все равно можно внутренне наладить с ними отношения, сказав: «Я тогда был(а) молод(а) и не понимал(а)... Теперь я стал(а) зрелым(ой) и этого бы не сделал(а). Я сожалею о том поступке».
6. Не лелейте свое одиночество. Нарастание чувства одиночества в старости имеет ряд причин. Во-первых, осознается увеличивающийся дефицит сил для решения тех задач, которые когда-то были поставлены. Во-вторых, труднее становится приспосабливаться к новым идеям. Именно поэтому множество знаменитых людей были забыты задолго до своей кончины: они завершили свое дело и были преданы забвению, поскольку не пролонгировали свои идеи в новых условиях. Ведь трагедия не в том, что однажды человек оказывается перед лицом физической смети, а в том, что задолго до этого он мертв среди живых. В-третьих, драма одиночества настигает того, кто, преодолев первые две преграды, оторвался от сверстников. А. Эйнштейн отмечал, что его трагедия была в том, что он, вопреки возрасту, следовал своим путем, становящимся все более пустынным, в то время как почти все друзья объявляли этот путь бесплодным и ведущим в тупик. В конце своей жизни он писал:
Современники видят во мне еретика и одновременно реакционера, который, так сказать, пережил самого себя. Конечно, это мода и близорукость. Но неудовлетворенность поднимается и изнутри. Да иначе и не может быть, когда обладаешь критическим умом и честностью, и только юмор и скромность создают равновесие вопреки внешним влияниям.
Обдумав и проанализировав хотя бы эти три причины возникновения чувства одиночества, надо для себя сделать вывод: силы не у всех тают с равной скоростью, и медленнее это происходит у тех, кто продолжает двигаться к цели. Кроме того, заканчивая работу, непременно привяжите ее результаты к актуальным проблемам современности. И наконец, решившись до конца двигаться своим путем, не ждите расположения ни сверстников, ни молодых.
|