Асс. Пилиева Д. Э.
Кафедра социологии и политологии.
Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет)
Рассмотрено участие индивидов в группе как естественная потребность человека. Именно здесь происходит взаимодействие личности и общества, развиваются определенные нравы, привычки, стереотипы поведения.
Концепция человека как социального существа и субъекта социальной жизни является исходным пунктом социальной науки и социологического исследования. Существование конкретного индивида в социуме предполагает его взаимодействие с другими социальными субъектами, а его формирование в социуме происходит путем социализации, осмысления ценностей, образцов и норм поведения, отношения к своему окружению.
Коллектив (семейный, учебный, трудовой, неформальный, «по интересам») – это общество в миниатюре, именно здесь можно воочию увидеть, как происходит взаимодействие личности и общества. Личность несет на себе печать своего коллектива, а коллектив – печать составляющих его личностей, членов. Формируя личность, коллектив сам формируется соединением разных неповторимых индивидуальностей. Личность не растворяется, не тонет в коллективе, а реализуется, самоутверждается.
В каждой группе развиваются определенные нравы, обычаи, привычки, стереотипы поведения. Они усваиваются ее членами и отличают данную группу от других. При этом у отдельного индивида развивается сознание этой группы и ее задач. Группа через влияние на индивидов направляет их поведение к достижению групповых целей. Причем эти цели могут иметь различный характер. Человек, будучи существом социальным, субъектом общественной
удовлетворяет потребность в защите и безопасности. Группа выполняет также поддерживающую роль: вместе людям легче преодолеть "отрицательные" эмоции. В группе они успокаиваются, отвлекаются, получают дополнительную информацию. Группа влияет на формирование представлений индивида, его поведение и установки, мышление, систему социальных норм.
Таким образом, необходимость участия в группе является естественной потребностью всякого человека. Особенно насущной данная потребность становится для такой социальной группы как подростки в силу их специфического психологического положения.
По мере взросления у подростка меняется иерархия интересов и потребностей. Особенно важным в этот период становится общество сверстников. И ни к какой другой когорте они не восприимчивы так, как к своей подростковой среде, будь то с положительными или отрицательными ориентациями и установками. Специфика социализации через группу сверстников является решающим фактором при передаче информации, моделей поведения, моды, возможности самоутверждения. У детей и подростков ведущим оказывается групповой мотив, групповая солидарность, групповое поведение – следование образу жизни, действий, нормам поведения группы, подчинение ее моде.
В ряде социологических исследований показано, что часто определяющее влияние на подростков оказывает неформальная группа, а не семья и школа. Именно неформальная группа выступает основным социализирующим институтом в подростковом возрасте. Группы сверстников занимают промежуточную позицию между семьей и школой, между семьей и социальной системой в целом. Управляя переходом мировоззрения подростков от частных ценностей к общественным, группы сверстников выполняют функцию обеспечения своих членов определенным способом поведения, самоидентификации и самоутверждения.
12 Труды молодых ученых №4, 2003 |
|
Общение со сверстниками имеет преобладающее значение для подростка. Для него важно не просто быть вместе со сверстниками, но главное – занимать среди них удовлетворяющее его положение. Формирование у подростков чувства солидарности, товарищества и взаимопонимания не только облегчает ему автономизацию от взрослых, но и создает для него фон эмоционального благополучия и устойчивости.Большинство социологов и психологов считает, что тяготение подростка к неформальной группе сверстников усиливается по мере ухудшения его отношений с семьей и школой. Подростки, ощущая себя непринятыми, непонятыми в семье, отвергнутыми школой, ищут прибежища в обществе "себе подобных". В этих случаях оценка ценностей и норм сверстников становится для подростка более убедительной и значимой, чем те, которые существуют у старших. Существенным моментом, на который следует обратить внимание, является то, что чем больше расхождение между привлекательностью сверстниковых ценностей и ценностей взрослых, тем все более возрастает влияние групп сверстников на подростка, все быстрее и больше происходит процесс его автономизации и отчужденности от взрослой среды. Именно в это время происходит разрыв в системе ценностей, норм, стереотипов поведения родителей и детей. Даже простое неучастие родителей в воспитании детей играет для них значительную роль – возможность оказаться под влиянием приятелей.
Участие в неформальных группах – явление закономерное для подростков. Оно объясняется следующими моментами:
переориентацией общения с родителями на ровесников, ослаблением влияния семьи;
маргинальностью социального положения (уже не ребенок, но еще не взрослый), что способствует появлению нестабильности, неловкости, беспокойства в поведении;
необходимостью удовлетворить потребности подростка в общении, защите, солидарности в поведении;
переходом форм контроля от детских к взрослым;
трудностями переходного возраста.
неформальные подростковые группы, с одной стороны, играют в обществе позитивную роль, способствуя социализации подростков. С другой, – эти потребности являются рассадниками криминальной субкультуры.
Среди социальных факторов, способствующих приходу несовершеннолетних в неформальные группы, основными оказались: невозможность самореализации в семье, школе, общественных организациях; конфликты с родителями, преподавателями. Выявленные мотивы достаточно традиционны: желание провести свободное время, отсутствие взрослых и контроля, необычные приключения и переживания, общие интересы. Однако внешние причины заставляют задуматься о том, что это – внутреннее одиночество и желание найти друзей, уважение окружающих, достаточно высокая отчужденность от норм и ценностей активной творческой жизнедеятельности индивида. Одиночество отражает потребность в принадлежности к какой-либо группе, и как показывают наши исследования, подростки значительно чаще людей старшего возраста чувствуют себя одинокими и непонятыми. Чувство одиночества, связанное с возрастными трудностями становления личности, порождает у подростков необходимость общения и группирования со сверстниками, в обществе которых они ищут то, в чем им отказывают взрослые: эмоциональное тепло, спасение от скуки, признание собственной значимости.
Вхождение подростка в неформальную группу сверстников стимулируется также отсутствием или недостатком позитивных социальных связей с формальной группой (в школе). Так, 92,2 % трудных подростков отчуждены, психологически изолированы от товарищей по школе; почти все они были недовольны своим положением в классе; многие относились к одноклассникам отрицательно [1]. Школа все в большей степени оттесняет и изолирует неуспевающих подростков, вследствие чего пребывание в ней становится для них невыносимым: она выталкивает делинквентных учеников, а они в свою очередь отрицательно относятся к своим учителям и испытывают дискомфорт в ученической среде. Таким образом, отсутствие позитивных социальных связей у подростка с семейной и формальной (учебной) группой делает неформальную группу сверстников для него максимально притягательной, а взаимодействие с ее членами – зачастую единственной нитью, связывающей его с обществом.
Подросток, лишенный позитивных эмоциональных связей в семье и не имеющий возможности для самовыражения в формальной группе, переживает отрицательные эмоции и, пытаясь избавиться от них, присоединяется к группе. Группа в данном случае играет поддерживающую роль для субъектов, разрешающих сходные проблемы. Н. Смелзер раскрывает данное положение образным сравнением: «Беда любит компанию» [2]. Кроме того, в ситуации, когда подросток отвергнут семьей и не принят формальным коллективом, у него блокирована потребность в уважении других. Подобное состояние является фундаментальной человеческой потребностью и, будучи нереализованной, тормозит удовлетворение других, вышестоящих потребностей – в любви, заботе о других, самовыражении, творчестве. Вступление в группу подростка в данном случае можно рассматривать как реальный шанс удовлетворить потребность в уважении – быть принятым и признанным, уважаемым другими. Подобная компания вполне удовлетворяет подростка. Она ему зачастую заменяет все родственно-эмоциональные связи. По результатам наших исследований, проведенных в 2000 – 2001 гг. среди малолетних правонарушителей, состоящих на учете в инспекциях по делам несовершеннолетних г. Владикавказа и находящихся на исправлении за совершение правонарушений во Владикавказском спецучилище, 85 % детей отмечают, что компания друзей их вполне устраивает. Вступление в группу и дальнейшее взаимодействие с ее членами можно рассматривать как попытку компенсации фрустированных потребностей подростка.
Подростки, вступающие в группу, полностью "погружаются" в нее и участие в этой группе становится их жизненной доминантой. В группе подростки проводят большую часть свободного времени. Известно, что частота, продолжительность и количество контактов с девиантами влияют на интенсивность усвоения подростками девиантных ценностей: продолжительное взаимодействие с делинквентами формирует позитивное отношение к ним. При этом, если частота взаимодействия между двумя или большим числом лиц повышается, то возрастает степень симпатии между ними. В этом случае у подростка, попавшего в группу с девиантной или делинквентной направленностью, повышается вероятность отклоняющегося поведения. Это подтверждается и результатами нашего исследования, которое свидетельствует, что «друзья с улицы» не имеют какого-либо позитивного социализирующего влияния, а даже наоборот – приобщая подростка к своей субкультуре, они способствуют деградации его личности. О масштабах такого влияния свидетельствует и таблица, составленная по результатам нашего исследования.
Подростки в рамках своей группы имеют собственный вариант культуры, называемый субкультурой. Формирование самостоятельной субкультуры происходит на основе общения несовершеннолетних в течение определенного времени и выработки собственных целей. Эта молодежная субкультура весьма единообразна и подчинена сильному групповому давлению. Результат социализации в первичной группе подростков – формирование членов сообщества, похожих друг на друга.
Распределение ответов на вопрос: «Какое отрицательное
воздействие оказывают на Вас друзья, знакомые?»
(в % от числа ответивших на вопрос)
Ответ |
Характер влияния друзей на подопечных |
детской комнаты милиции |
Владикавказского
спецучилища
|
Вовлекают в пьянство |
13,4 |
13,3 |
Склоняют к нетрудовой жизни |
32,8 |
31,7 |
Способствуют решимости совершать правонарушения |
14,1 |
13,3 |
Не оказывают отрицательного воздействия |
34,2 |
36,6 |
Затрудняюсь ответить |
5,5 |
5,1 |
Типичная черта подростковых групп – высокая степень конформности. Подростки зачастую некритически относятся к мнению группы и ее лидеров. Желание быть «как все», которое распространяется и на одежду, и на эстетические вкусы, а главное – на стиль поведения, часто приводит к различным девиациям.
Таким образом, первичные подростковые группы в силу того что они маргинальны по отношению к обществу, имеют отличную от него подкультуру – субкультуру, содержат в своей структуре элементы дезорганизации – они потенциально несут в себе заряд девиантного поведения. Делинквентное (противоправное) поведение является достаточно частой формой девиации у подростков. Эти группы, объединенные по способу времяпровождения, включают в себя несовершеннолетних, которых объединяет одиночество, неумение найти для себя достойное занятие. Это в основном стихийно возникающие досуговые группы, в составе которых несовершеннолетние проводят почти все свободное время, восполняя недостаток испытываемого ими по разным причинам социального и эмоционального комфорта и в которых формируется или усугубляются их антиобщественные взгляды, установки, привычки поведения.
Подросткам свойственны «жажда постоянного получения новой информации, не требующей никакой критической интеллектуальной переработки, а также потребность в поверхностных контактах..., это многочасовая пустая болтовня, глазение на происходящее вокруг, детективно-приключенческие романы и книги, глядение всего подряд по ТВ, азартное хобби – игра в деньги и карты», т.е. бесцельное времяпровождение, названное каждым вторым подростком любимым видом деятельности в свободное время [3]. Результаты нашего исследования показывают, что свободное время подростки чаще любят проводить на улице с друзьями (63,8 %), чем дома с родителями (36,2 %), а дружат они с ними потому, что им интересно и весело вместе (72,1 %) и неинтересно и плохо дома (27,9 %).
Подростковые группы, практикующие в качестве основной формы досуга «пустое» времяпровождение, объединяющие скучающих несовершеннолетних, часто становятся благодатной почвой для антисоциальных поступков. Как гласит восточная мудрость – «ничем не занятый ум есть мастерская дьявола». Не случайно большинство таких подростков имеют приводы в милицию в нетрезвом виде, употребляют наркотически действующие вещества [4].
Питательной средой групповой преступности и являются эти неформальные группы. Антиобщественные группировки подростков, нередко враждующие между собой, часто злоупотребляющие алкоголем, токсическими веществами, наркотиками, совершающие различного рода правонарушения (драки, кражи, грабежи, вымогательства и другие противоправные деяния), являются питательной средой групповой преступности, что в большинстве случаев и приводит к преступлению.
Список литературы
1. Шур Э. Наше преступное общество. М., 1997.
2. Смелзер Н. Социология. М.: Феникс, 1994.
3. Личко А. Психопатология и акцентуации характера у подростков. СПб., 1993.
4. Позднякова М. Е. Социологический анализ наркомании. М., РАН, Институт социологии, 1995.
|