Введение
В современной России активно развивается игорный бизнес. Недостаточный уровень государственного контроля этого бизнеса в недавнем времени, повсеместное распространение игровых заведений и их широкая доступность способствовали возникновению и распространению нового типа социально-психологического неблагополучия – игровой зависимости.
Актуальность проведения исследования по теме, связанной с зависимостью от азартных игр обусловлена, в первую очередь, широким распространением лиц, зависимых от данного вида игр-3,7% населения различных стран (сайт когнитивного консультирования 2009г.).
Анализ проблем игромании с позиции зависимой личности
Лудомания (одержимость азартными играми) признана эмоциональным заболеванием. В 1980 году впервые лудомания была классифицирована Американской Психиатрической Ассоциацией как болезнь, на сегодняшний день она обозначается в Международной Классификации Болезней, рассматривается в разделе "Расстройства личности и поведения в зрелом возрасте", в рубрике Ф 60-69 "Расстройство привычек и влечений", обозначается кодом F63.0 и определяется как "расстройство, заключающееся в частых повторных эпизодах участия в азартных играх, доминирующих в жизни субъекта и оказывающих разрушающее воздействие на все сферы жизни и личности человека, его физическое, психическое, эмоциональное и социальное здоровье, ведущих к утрате социальных, профессиональных, материальных и семейных связей".
На сегодняшний день применяется множество методов лечения, различающихся по эффективности, но не позволяющих достигнуть состояния полной эмоциональной независимости от игры. Кроме того, новая форма зависимости остается недостаточно изученной. В связи с этим информация о зависимости с позиции самого игрока представляет научный интерес.
Проведенное нами исследование включало: 1) глубинное интервью с зависимой личностью; 2) исследование индивидуально–психологических особенностей с использованием методик исследование личности "дом - дерево - человек" Дж. Бука, психогеометрического теста (на основе теста Вартегга), произвольного рисунка, автопортрета, изучения поля. В исследовании принимал участие мужчина 22 лет, имеющий опыт азартных игр с использованием игровых автоматов более 4 лет и являющийся в настоящее время членом сообщества Анонимных Игроков. Представление о зависимости формировалось исследуемым на основе личного опыта, общения в группе АИ с другими игроками, беседы с психологом.
В поведении и психологическом состоянии исследуемого на период игры обнаруживали себя все признаки данного вида эмоциональной зависимости, представленные в научной литературе (неспособность прервать игру волевым усилием, появление денежных долгов, нарушение межличностных отношений, состояние подавленности и депрессии и т.д.). В ходе проективной психодиагностики также были выявлены основные признаки эмоциональной зависимости характерные для игрока: компенсаторное превознесение себя в воображении, стремление к замкнутости, поиск успокаивающих и вознаграждающих ощущений, сознательное стремление сохранить контроль над своим поведением, ощущение нестабильности своего социального положения, потребность в безопасности и успехе и т. д. Были также выявлены качества и стремления, присущие испытуемому еще до зависимости и, возможно, имеющие отношение к ее формированию: четко прослеживается стремление к достижению материальных благ, переоценка значения материальных ценностей.
Содержание проведенного интервью подтверждает основные результаты имеющихся исследований (преимущественно западных ученых): первоначальным стимулом, побуждающим человека начать играть, является возможность денежного выигрыша. В последующем игрок начинает нуждаться в переживании азарта, ощущениях, сходных по своему содержанию с эйфорическими.
В целом риск формирования аддиктивного поведения необходимо рассматривать в единстве личностных свойств и социальных факторов (прежде всего неспособность обеспечить себе в реальной жизни комфортные условия существования). Закрепление иллюзии возможного большого выигрыша в первые дни игры также выступает в качестве основного фактора риска (именно этот момент подчеркивает интервьюируемый: первый удачный исход игры с высокой вероятностью приводит к повторному посещению игрового зала, эта ситуация имела место и у большинства членов АИ).
Темпы развития зависимости индивидуальны и обусловлены особенностями протекания его психической деятельности. С развитием игровой зависимости личность человека претерпевает глубинную и системную трансформацию. Происходит искажение в системе смысложизненных ориентаций, морально-нравственных установок; снижение деловых амбиций, возникает финансовая несостоятельность; утрачивается значимость таких ценностей, как любовь, дружба, сопереживание, творчество и т. д. У человека развиваются такие качества, как замкнутость, раздражительность, агрессивность; наряду с этим переосмысливаются собственные моральные представления, вследствие чего человек становится лживым, часто прибегает к противоправным действиям. У зависимой личности присутствует постоянное чувство страха, частые депрессивные состояния, возможно возникновение суицидальных побуждений (у исследуемого периодически возникали суицидальные мысли).
Однако следует отметить: заниженная самооценка и низкая развитость волевых качеств не всегда являются факторами, лежащими в основе формирования игровой зависимости, в отличие от других видов эмоциональной зависимости. Скорее наоборот: переоценка себя и своих возможностей, достаточно развитые волевые качества были характерны для личности испытуемого до периода формирования зависимости (это подтверждает испытуемый в отношении самого себя, и, кроме того, имелся опыт общения с испытуемым до возникновения зависимости).
Интервьюируемый подтверждает, что именно оказанная здесь помощь и поддержка совместно с его личной глубокой духовной и психологической работой над собой позволили ему вернуться к полноценной жизни, возобновить отношения с близкими людьми, устроиться на работу.
К вопросу о влиянии патологического влечения к азартным играм на состояние близких к патологическому игроку родственников
Согласно данным сайта http://psy.su/culture/1758/ 10% постоянных клиентов игорных заведений заболевают зависимостью от азартных игр; 60% населения проводят свой досуг в игровых салонах хотя бы один раз в год. Кроме того, формирование зависимости от азартных игр влечет за собой серьёзные социальные и финансовые проблемы у игроков, повышает риск совершения противоправных действий, высокий суицидальный риск (А.О.Бухановский, В.А.Солдаткин; А.Ю.Егоров). О распространенности зависимости от азартных игр в России можно судить лишь по косвенным данным. По данным В.В. Зайцева в 1996 году в отделение внебольничной психиатрии НИПНИ им. В. М. Бехтерева в связи с патологическим пристрастием к азартным играм обратилось 3 пациента, а в 1997-1998 гг. - уже 26 пациентов, причем характер расстройств 6 из них потребовал терапии в стационарных условиях. В лечебно-реабилитационный научный центр "Феникс" города Ростова-на-Дону за консультативной помощью в связи с невозможностью самостоятельно прекратить играть и наличием проблем, ассоциированных с азартной игрой, пациенты обращались начиная с 1992 года. В последние годы отмечается рост числа обращений (более 300 человек за 2004 – 2006гг).
Патологический гемблинг был впервые описан более, чем 100 лет назад, хотя как самостоятельный клинический диагноз был выделен в 1980 году (Bleuler, 1924; American psychiatric Association, 1980). Трактовку пристрастия к азартным играм как патологического состояния, согласно Е. Вleuler, дал еще Э. Крепелин, который вместе с патологическим коллекционированием отнес его к расстройствам личности. Первые официальные диагностические критерии патологического пристрастия к игре были изложены значительно позже в DSM-III.
В настоящее время в западной литературе различают "проблемный гемблинг" и "патологический гемблинг". О "проблемном гемблинге" говорят тогда, когда игра начинает серьезно мешать основным занятиям человека (в т.ч. работе), межличностным отношениям и финансовому состоянию. "Патологический гемблинг" напротив является заболеванием, имеющим свои диагностические критерии и в МКБ-10, и в DSM-IV. "Патологический гемблинг" – патологическое влечение к азартным играм – в МКБ-10 описывается как "постоянно повторяющееся участие в азартной игре, что продолжается и углубляется, несмотря на социальные последствия, такие как обнищание, нарушение внутрисемейных взаимоотношений и руинирование личной жизни".
Актуальность связана не только с размерами популяции заболевших, но и с тем, что в патологическую систему отношений вовлекаются близкие им люди, что в несколько раз увеличивает количество людей, которым требуется психолого-психиатрическая помощь.
В последнее время активно разрабатывается проблема влияния микросоциальной среды и её многочисленных воздействий (семья и система воспитания) на развитие личности (А.О. Бухановский). Семья рассматривается как важнейший институт социализации личности, как модель и форма базового жизненного тренинга ее развития (Я.А.Варга; Н.А.Сирота; Э.Г.Эйдемиллер, В.В.Юстицкий; В.М.Ялтонский).
Общепризнан факт влияния семейных отношений и личностных особенностей родителей в формирование и оформление химической аддикции (А.Ф.Хайрутдинова; А.М.Шишкова). Однако, анализ литературных источников показывает, что тема, связанная с поиском специфичных личностных особенностей родителей больных нехимической аддикцией, в частности патологическим влечением к азартным играм, и их влияние на личностное развитие ребенка недостаточно исследована, остаются не ясны конкретные механизмы этого влияния.
Учитывая значимую роль семейного фактора в формирование личности, представляется необходимым исследование психологических особенностей родителей больных патологическим влечением к азартным играм, попытаться выявить конкретные механизмы, лежащие в основе трансформации системы отношений наиболее близких к больному людей.
Предполагается проведение исследования взаимоотношений в семьях больных патологическим влечением к азартным играм. Будет впервые проведено изучение психологических особенностей родителей больных патологическим влечением к азартным играм, а также изучение взаимосвязи между этими параметрами (психологическими особенностями родителей) и сформировавшейся зависимостью. Смысловым фокусом исследования является состояние, в котором находятся родственники, особенно, родители патологического игрока, существует ли типология этого состояния, нуждаются ли эти лица в психокоррекционной или психотерапевтической поддержке.
Влияние субкультуры и неформальных сообществ на образ жизни современной молодежи
Сегодня существует целый комплекс противоречивых проблем, происходящих в молодежной среде и в нашем обществе в целом, которые вызывают бурные споры. На государственном уровне проблемам молодежной среды уделяется недостаточно внимания. В следствии чего, молодежь ищет поддержку со стороны неформальных групп, которые зачастую могут пагубно влиять на незрелую молодую психику.
В исследовании было направленно на рассмотрение сущности молодежной культуры и механизмов возникновения её субкультур. С этой целью, мы попытались определить, как сказывается на подростках телевидение и улица. Особое внимание при этом было уделено причинам появления молодежных группировок.
Исследование проходило в Республике Карелии поселке городского типа Калевале, в средней школе им. Кирилова. В нём приняли участие учащиеся 9-11 классов в количестве 158 человек, из них 77 юношей и 81 девушка. Было проведено анонимное анкетирование с помощью разработанного авторского опросника "Образ жизни современного подростка".
По результатам анкетирования выяснилось, что подростки принадлежат к следующим субкультурам: поклонников поп музыки - 25%, байкеров - 12,7%, футбольных фанатов - 12,7%, поклонников хип-хопа - 6,3%, реперов - 8,9%, поклонников готической культуры - 13,9%, экологистов - 9,5%, панков 5,7%, люберцов - 5,1%. Следовательно, в молодежной среде, доминирующим фактором для образования неформальных молодежных групп, являются музыкальные предпочтения, которые транслируют определенный образ жизни и формируют мировоззренческие установки.
Экологически ориентированные группы немногочисленны и в известной мере являются подражанием формам молодежной активности Запада. Акции российского "Гринписа", например, в большей мере демонстративны, чем эффективны. Некоторые молодежные объединения в своих официальных материалах демонстрируют четкую ориентацию на экологическую проблематику, но в действительности не она составляет основу группообразования. Чаще всего – это использование популярных субкультурных образов для имиджа организованных структур. Но здесь есть и другая сторона: группам, основанным на каком-либо общем интересе, не слишком принимаемом в обществе, удобнее организовываться при официальных структурах. В ином случае существование некоторых из таких любительских объединений было бы почти невозможным из-за материальных трудностей и правовых препятствий.
В процессе анкетирования было выяснено, что основными причинами вступления в субкультуру является: вызов обществу, протест, нежелание быть как все, вызов семье, непонимание в семье, желание утвердиться в новой среде, привлечь к себе внимание, не развитая сфера организации досуга для молодежи в стране, копирование западных структур, течений, культуры, религиозные идейные убеждения, дань моде, отсутствие цели в жизни, влияние криминальных структур, хулиганов, возрастные увлечения.
Анкетирование было направленно на выявление влияния субкультуры на такие вредные привычки, как курение, употребление спиртных напитков, наркомания, токсикомания.
Таким образом, молодежные субкультуры в России несут на себе воздействие криминализации общества, западной культурной экспансии, тяги к преодолению рутины повседневности. Некоторые из молодежных субкультур могут создавать платформу для развития негативных тенденций в молодежной среде: склонность к курению, алкоголизму, наркомании, токсикомании и другим различным девиациям. Другие скорее имеют позитивное общественное значение (экология и т. д.), хотя и здесь есть свои нюансы, подвергающие сомнению их положительную роль.
Заключение
Таким образом, игромания – это прогрессирующая болезнь, которую невозможно полностью вылечить. На определенный период у человека может наступить ремиссия (период, когда человек независим), продолжительность которой может быть различной (от нескольких месяцев до всей последующей жизни). Одним из наиболее эффективных методов лечения от болезненного пристрастия к азартным играм, по мнению специалистов, является формат групп АИ. В настоящее время в Алтайском кризисном центре для мужчин проводится психокоррекционная работа с игроками по программе "12 шагов".
Анализ субкультур в современной России приводят нас к пониманию того, что в российской социальной практике укоренились те стороны общинного взаимодействия молодежи, которые в советское время реализовывались в деятельности комсомола. Утеря этого института социализации по соображениям политического характера не была восполнена на уровне обыденности, что вызывает определенную неудовлетворенность и поиск новых форм коллективности.
Список литературы
1. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Кадария Ф.Д., Савченко И.П., Шаповалов В.А. Социология молодежи: Учеб. пособие /Под ред. проф. Ю.Г.Волкова. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2008.
2. Карпухин О.И. Молодежь России: особенности социализации и самоопределения // СОЦИС. 2007.
3. Перов И.М. Неформальные молодежные объединения // Социально-гуманитарные знания. – 2008.
4. Раковская О. А. Социальные ориентиры молодежи: тенденции, проблемы, перспективы - М.: "Наука" 2009.
5. АИ. Новое начало. Международный комитет по обслуживанию АИ. /Лос-Анджелес, Калифорния, 2008.
6. Сельчонок К.В. Психология зависимости/ сост. К.В. Сельчонок. Харвест, 2008.
7. Барабаш А.Н. По ту сторону игры // Вечерний Барнаул, 2005, №183.
8. Клишина Е.А. Профсоюз "Рулетка". //Свободный курс, 2007, №9.
9. Практическая психодиагностика: уч. пос. для вузов / Самара: Бахрах, 2008.
10. Коринн Свит. Соскочить с крючка. /К.Свитт. - СПб: Питер 2007.
11. Бухановский А.О., Бухановская О.А., Труфанова О.К. и др. Зависимое поведение: клиника, динамика, систематика, лечение, профилактика. Пособие для врачей. – Ростов – на – Дону, 2009.
12. Егоров А.Ю. Нехимические зависимости. – СПб.: Речь, 2007.
13. Патологическая склонность к азартным играм – новая проблема российской психиатрии / Зайцев В.В. // Социальная и клиническая психиатрия, 2008, №1.
14. Патологический гемблинг / Бухановский А.О., Солдаткин В.А. // Российский психиатрический журнал 2007, №3.
|