В своей работе я бы хотела написать о книге французского историка Жака Ле Гоффа «Цивилизация средневекового Запада», которая вышла в свет около несколько десятилетий назад (впервые – в 1964году). Я выбрала ее, потому что в ней автор исследует различные проявления ментальностей средневековых людей: систему ценностей, представления о своем и чужом, красивом и безобразном, восприятие времени и пространства, чудес и видений и т. п.
Книга состоит из двух частей. В первой части "Историческая эволюция" Жак Ле Гофф прослеживает эволюцию Запада с V до XV века, начиная с варварских нашествий на Римскую империю вплоть до кризиса европейских стран на рубеже XIV-XV веков. Во второй, более объемной, части "Средневековая цивилизация" автор подробно рассматривает культуру Западной Европы X-XIV веков. Именно здесь "на огромном и разнообразном материале памятников он воссоздает образ мира людей Средневековья", как отмечает в послесловии А. Я. Гуревич. Исследование проводится на очень широком документальном материале, куда входят фактически все жанры средневековой литературы, в том числе такие, которые в то время еще почти не привлекались, например, руководства для исповеди.
Ле Гофф по большей части рассматривает не внешне цивилизацию (ее военные подвиги и политические распри), а ее внутреннее строение (становление религии, восприятия мира человеком, его мировоззрения и саму его жизнь).
Мне больше всего понравилась и запомнилась вторая часть монографии. Она похожа на целый увлекательный рассказ о жизни неизвестной мне группы людей. И как все неизвестное он приковал мое внимание к себе. Здесь Ле Гофф попытался объяснить нам, его читателям, что собственно представляла собой средневековая цивилизация в X – XIV вв. Он описывает ее достаточно подробно, включая не только ее культурную (интеллектуальная и художественная культура), но и материальную сторону - экономику, технику, повседневную жизнь (ведь не ведя бы человек свою повседневную жизнь, то есть не работая, не питаясь и не обустраивая свой быт, он не смог бы развиваться культурно). При этом историк не ставит их одну выше другой.
В начале второй части Ле Гофф описал не «происхождение», а наследие, которое получает и отбирает цивилизация у прежних обществ Европы при своем формировании – кельтско-германских, славянских, греко-римских, наследие иудео-христианской традиции. Начав свое исследование с рассмотрения пространственно-временных структур, которые образуют кадр любого общества и любой культуры, автор изучил как материальные аспекты пространства и времени, так и те представления, посредством которых мужчины и женщины Средневековья воспринимали историческую реальность. Ведь эта реальнось представляет собой единство материальных условий мира и воображения, в которых живут члены всякого общества: земля и небо, лес, поляна, сухопутные и морские дороги, множественность социальных времен, грезы о конце света и о потустороннем существовании, характерные для цивилизации средневекового Запада.
Вместе с тем Жак Ле Гофф старался показать внутренние связи между реальными социальными структурами, их функционированием, исключения из общества, с другой стороны, и схемами, при помощи которых люди той эпохи – преимущественно интеллектуалы, клирики – пытались осмыслить общество: «духовенство и миряне», «могущественные и бедняки», три «сословия» или три «разряда». Лучше всего автору удалось изобразить все аспекты средневековой цивилизации, демонстрируя ментальность, эмоциональность и установки поведения, которые отнюдь не являются поверхностными или излишними «украшениями» истории, ибо они-то и придавали ей всю красочность, оригинальностьи глубину: символическое мышление, чувство неуверенности или вера в чудеса сказали бы нам больше о средних веках, чем изощренно построенные догмы.
Вообще, более конкретно невозможно описать эту книгу, так как разобранный в ней материал очень многогранен. Но хочется особо выделить некоторые моменты. С точки зрения Ле Гоффа (Ч.II, Средневековая цивилизация, глава IX. Ментальность, мир эмоций, формы поведения (X—XIII вв.)):
Неуверенность влияла на умы и души средневековых людей. Неуверенность в материальной обеспеченности, в духовном плане и ,вообще, в будущей как этой, так и той жизни. Так как церковь постоянно твердила о том, что из сотен тысяч человек при Потопе спасется только один.
Красота воспринималась как свет, который успокаивал и ободрял, являлся знаком благородства. Образцом в этом смысле был средневековый святой. При этом красота приравнивалась к богатству.
Ребенку не уделяли особого места в обществе. Дети быстро становились взрослыми. На молодых людей обращали внимание как на полноправных членов общества только после того, как они женятся.
Женщина тоже не играла большой роли в средневековом обществе.
В ряду грехов стояли ложь, хитрость, новшества. Последнее в свою очередь тормозило развитие технического процесса.
Очень любили тех, кто совершал подвиги.
Важную роль в восприятии мира играло осязание.
Удовлетворив свою первейшую потребность — в пище,средневековые люди имели очень немного. Но, мало заботясь о благосостоянии, они всем готовы были пожертвовать, если только это было в их власти, ради видимости. Их единственной глубокой и бескорыстной радостью был праздник и игра, хотя у великих и сильных и праздник тоже являлся хвастовством и выставлением себя напоказ.
Монография «Цивилизация средневекового Запада» является наиболее полным обзором Средневековья. При этом она не представляет собой сухо изложенный материал, а наоборот, для чтения она очень легка и интересна. Изучив ее, можно понять как все-таки формировалось это общество, из чего оно формировалось и почему.
|