Лизинг — это вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его на основании договора лизинга физическим или юридическим лицам за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях, обусловленных договором, с правом выкупа имущества лизингополучателем. Лизинговые операции осуществляют специализированные лизинговые компании.
Возникновение и развитие лизинга имеет свою историю. Например, в Венеции еще в XI веке практиковалась сдача в аренду владельцам торговых судов очень дорогих по тем временам корабельных якорей. По окончании плавания "чугунные" ценности возвращались владельцам, которые вновь сдавала их в аренду.
Современный лизинг ведет отсчет с 1952 года, когда в США была создана первая специализированная компания — "Юнайтед стейтс лизинг корпорейшн". В Западной Европе финансово-лизинговые общества появились в юнце 50-г - начале 60-х гг. Характерная особенность этого региона —участие в лизинговых операциях специализированных компаний, в большинстве случаев являющихся дочерними обществами крупных банковских структур. В настоящее время основная часть мирового рынка лизинговых услуг сосредоточена в треугольник" США - Западная Европа - Япония.
Широкое распространение лизинга привело к появлению международных лизинговых институтов. Например, в Объединение европейских лизинговых обществ входят соответствующие организации 17 европейских государств.
Современный международный рынок лизинговых услуг считается одним из наиболее динамичных. В США объем лизинговых операций ежегодно увеличивается в среднем на 15%. В Японии объем этих сделок за десять лет (1980-1990) вырос в шесть раз. Доля инвестиций в оборудование, сдаваемое в аренду, в общих промышленных капиталовложениях составляет: в США – 25%, Великобритании – 20%, ФРГ – 15%, Франции – 17%, Австралии – 33%.
Лизинговые операции по сравнению с другими видами инвестиционной деятельности обладают следующими преимуществами:
оказывают широкий спектр услуг, предоставляют возможность заключения сложных, многоступенчатых сделок, обеспечивающих высокую степень адаптации к потребностям лизингополучателя, позволяющих при закупке оборудования оперативно реагировать на изменение рыночной конъюнктуры;
позволяют осуществить закупку оборудования, как правило, по оптимальным рыночным ценам. Компания – лизингодатель благодаря своей специализации имеет значительно больше, чем арендатор, возможностей для установления минимальных контрактных цен;
предоставляют возможность получить оборудование "под ключ", возложим при этом все административные формальности по его импорту или экспорту на лизинговую компанию;
устанавливают фиксированные арендные платежи, способствующие стабильности финансовых планов лизингополучателя и др.
Лизинг имеет несколько разновидностей. Существует финансовый лизинг, для которого характерны наличие долгосрочных контрактов, полная амортизация всего или большей части оборудования. По истечении срока действия контракта арендатор (лизингополучатель) чаще всего выкупает объект лизинга по его остаточной стоимости. Если лизингодатель и лизингополучатель являются резидентами различных государств, такой лизинг признается международным.
В связи с широким распространением в мировой практике такого вида лизинга потребовалась унификация его правил на международном уровне. Большую роль в этом в этом процессе сыграла Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге от 28 мая 1988 г. Главная ее цель – регламентация на международно - правовом уровне основных правил и обязанностей всех участников договора международного лизинга.
Развитие нормативной базы в области лизинга в нашей стране началось с Указа Президента РФ от 17 сентября 1994 г. № 1929 "О развитии финансового лизинга и инвестиционной деятельности". В соответствии с ним Правительство РФ утвердило Временное положение о лизинге, которое определило основные права и обязанности участников договора лизинга, порядок уплаты лизинговых платежей, бухгалтерского учета и отчетности по лизинговым операциям. Понятия и определения, сформулированные в данном постановлении, впоследствии частично были закреплены в Гражданском кодексе Российской Федерации.
До принятия специального закона, регулирующего лизинговые отношения, действовали отдельные нормативные акты, которые однако, не затрагивали весь комплекс вопросов, требующих разрешения на законодательном уровне.
Правовые и экономические основы лизинговых отношений в России были закреплены в Федеральном законе от 29 октября 1998 г. "О лизинге" (далее – Закон).
Применительно к сфере таможенно – правового и валютного регулирования отношений по международному лизингу Закон (ст. 34) содержит три принципиально важных положения.
Во-первых, перемещение через таможенную границу России предмета лизинга в целях его использования на срок более чем шесть месяцев, а также оплата полной суммы договора лизинга за период, превышающий шесть месяцев, не являются операциями, связанными с движением капитала.
Во-вторых, при перемещении через таможенную границу России предмета лизинга все виды таможенных платежей начисляются на полную стоимость имущества. Уплата таможенных платежей при этом производится:
на момент ввоза (вывоза) предмета лизинга на сумму оплаченной части таможенной стоимости имущества, что подтверждается банковскими документами;
в дальнейшем уплата таможенных платежей производится одновременно с лизинговыми платежами или в течение 20 дней с момента получения лизинговых платежей;
в-третьих, указанный выше порядок уплаты таможенных платежей не считается отсрочкой их уплаты или инвестиционным налоговым кредитом.
Что касается первого положения, то на практике для осуществления операций, связанных с движением капитала, не требуется получение лицензии Банка России. Кроме того, на лизинговые платежи за импортированное оборудование не распространяется система таможенно – банковского валютного контроля.
Более существенные правовые последствия имеет установление нового порядка уплаты таможенных платежей при международном лизинге.
До принятия Закона при провозе на территорию России товаров, являющихся предметом международного финансового лизинга, таможенные платежи начислялись и уплачивались и уплачивались в порядке, установленном статьей 72 Таможенного кодекса РФ для случаев частичного освобождения от оплаты таможенных пошлин и налогов. При таком порядке за каждый полный ли неполный месяц нахождения предмета лизинга на таможенной территории Росси уплачивалось 3% от суммы, которая подлежала бы уплате, если бы товары были выпущены для свободного обращения или с таможенной территории России с таможенным режимом экспорта.
В результате складывается достаточно необычная ситуация. Сроки исполнения административной обязанности по уплате таможенных платежей поставлены в зависимость от договоренностей гражданско-правового характера относительно сроков уплаты лизинговых платежей.
Не менее важно и прямое указание в Законе на то, что такой порядок уплаты не является отсрочкой уплаты таможенных платежей либо инвестиционным налоговым кредитом. Это означает, что при соблюдении правил об одновременной уплате очередного лизингового и таможенного платежа у плательщика никогда не должна возникнуть задолженность перед бюджетом, вне зависимости от конкретных сроков осуществления такого "сдвоенного" платежа.
Интересна позиция по данному вопросу ГTK России. В мае 1999 г. вышло письмо ГТК России "0 применении Федерального закона от 29.10.98 № 164-ФЗ "О лизинге" которое было бы правильнее назвать "О неприменении Федерального закона...". В указанном документе содержится следующее утверждение: "В связи с тем, что Федеральный закон от 29.10.98 № 164-ФЗ "О лизинге" не относится к законодательству Российской Федерации о налогах и сборах и, соответственно, применяется в части, не противоречащей налоговому законодательству, порядок уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации предметов международного лизинга, установленный в ст. 34 этого Закона, не соответствует части первой Налогового кодекса Российской Федерации". Согласно этому письму таможенные платежи с лизингового оборудования должны уплачиваться в соответствии с порядком того таможенного режима, под который это оборудование помещено.
Мнение ГТК России о несоответствии Федерального закона "О лизинге" Налоговому кодексу представляется по меньшей мере спорным.
Ключевым в данном вопросе является возможность либо невозможность отнесения Федерального закона "О лизинге" к федеральным законам о налогах и сборах, принятым в соответствии с Налоговым кодексом. К сожалению, сам Кодекс в силу нечеткости формулировки пункта 1 статьи 1 не позволяет однозначно ответить на данный вопрос. "Если под такими законами понимаются только те законы, принятие которых прямо предусматривается или допускается непосредственно Налоговым кодексом, то все они исчерпываются законами, определяющими специальные налоговые режимы в соответствии со ст. 18 НК. В этом случае иные "отраслевые" законы, даже содержащие отдельные налоговые нормы, не будут квалифицироваться как составляющие законодательство РФ о налогах и сборах.
Если же под принятыми в соответствие с Налоговым кодексом будут пониматься любые законы, прямо не противоречащие Кодексу и содержащие отдельные элементы налогового регулирования, в частности налоговые льготы, то такие "отраслевые" законы войдут в массив законодательства России о налогах и сборах.
При условии, что Федеральный закон "О лизинге" относится к законодательству о налогах и сборах, признать его не соответствующим Налоговому кодексу можно только в судебном порядке на основании критериев, установленных статьей 6 пункт 1 Кодекса.
Если рассматриваемый закон все же не относится к законодательству о налогах и сборах, то и это не влечет автоматического прекращения его действия в какой-либо части. Федеральный закон "О лизинге" и Налоговый кодекс – законодательные акты равной юридической силы, вступившие в силу практически одновременно.
Вместе с тем ГТК России, являясь федеральным органом исполнительной власти, не уполномочен давать заключения о наличии либо отсутствии противоречий между федеральными законами, а также рекомендовать применять либо не применять тот или иной вступивший в силу Федеральный закон.
В условиях существования реальных или мнимых противоречий между нормативными актами, пробелов в правовом регулировании общественных отношений единственным более или менее легитимным и объективным критерием для правоприменителей становится судебно-арбитражная практика. Существует она и по рассматриваемой проблеме.
ЗАО "Т-ко" заключило договор лизинга со шведской компанией. В соответствии с ним на таможенную территорию России был ввезен предмет лизинга – грузовые автомобили. Указанный товар помещен под режим временного ввоза. После неуплаты в течение нескольких месяцев таможенных платежей в соответствии с требованиями данного таможенного режима таможня составила акт на бесспорное списание и выставила инкассовое поручение на счета акционерного общества. ЗАО "Т-ко" подало исковое заявление в арбитражный суд о признании недействительным акта на бесспорное списание.
По мнению арбитражного суда, Таможенный кодекс не устанавливает порядка взимания таможенных пошлин и НДС при ввозе товаров, приобретенных по лизингу. Такой порядок определен Федеральным законом "О лизинге" и акционерным обществом не нарушался.
Суд признал недействительным акт на бесспорное списание, направленный ЗАО "Т-ко" таможенным органом.
Таким образом, арбитражный суд признал приоритет Федерального закона "О лизинге" перед таможенным законодательством в вопросах определения порядка уплаты таможенных платежей при международных лизинговых операциях. Решение арбитражного суда первой инстанции проверялось в апелляционном и кассационном порядке и было оставлено в силе*.
Однако подобная спорная ситуация с уплатой таможенных платежей возникает только в случае, когда речь идет об определенных видах лизингового оборудования.
В феврале 1999 г. в Таможенный кодекс были внесены изменения, согласно которым от таможенной пошлины освобождаются товары, ввозимые на таможенную территорию России, и в том числе ввозимые по лизингу, для выполнения работ по соглашению о разделе продукции и в соответствии с программой таких работ и сметой затрат, утвержденными в установленном указанным соглашением порядке, или вывозимые с данной территории в соответствии с условиями указанного соглашения. В таком случае взимание ввозных и вывозных таможенных пошлин заменяется разделом продукции на условиях соглашения о разделе продукции, заключенного в соответствии с Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции". Необходимые дополнения были внесены и в Закон РФ "О таможенном тарифе".
В настоящее врем" международный финансовый лизинг — это наиболее эффективный механизм инвестиционной деятельности. Вместе с тем все указанные выше проблемы создают определеннее трудности его применении в деятельности российских предпринимателей. Поэтому для гармонизации нормативных актов розничной отраслевой принадлежности, регулирующих те или иные аспекты лизинговых отношений, необходимо дальнейшее развитие законодательства,
Новокшонов Игорь Борисович, специалист а области административного права, таможенного права, правового регулирования внешнеэкономической деятельности. Кандидат юридических наук.
|