Государство инков (Тауант-инсуйу) просуществовало с 1438 по 1536 год. Основы его устройства оставались неизменными: установленные девятым Инкой, они просуществовали без малейших поправок или изменений вплоть до прихода испанцев.
1.
Инки никогда не обливали грязью прежних правителей. После смерти каждый Инка продолжал считаться великим. Достойная жизнь обеспечивалась и его окружению. Показательный пример: инки начали войну против чанков. Но, отбив атаки, те сами пошли вперед и вскоре уже штурмовали Куско. Верховный Инка — Виракоча — струсил и был готов сдаться. Ситуацию спас его сын Куси Юпанки: взяв командование на себя, он разбил врагов. Во время празднования победы сын заставил еще недавно могущественного отца на глазах толпы лечь в пыль и просить прощения, после чего принудил его выпить горшок с испражнениями. После этого униженного Инку не только помиловали, но и разрешили ему спокойно дожить свой век в отдельном дворце. А главное — после смерти он стал объектом такого же почитания, как и все другие покойные правители империи.
2.
На троне империи мог находиться только мужчина, а обязанностью его жены было одно: рожать наследников. Преемника выбирал сам Инка — из числа своих детей. Внешность преемника должна была нравиться подданным — к примеру, Инка Майта Капак отказал в наследовании трона одному из сыновей лишь потому, что тот имел зубы, как у зайца. Но главное, наследник должен был быть самым образованным в государстве и развитым физически.
3.
Все провинции в империи возглавляли губернаторы, пользовавшиеся безграничным доверием Инки. Вместе с несколькими сановниками они составляли госсовет страны, который мог высказывать Инке свои идеи. Но окончательные решения принимал сам Инка, после чего они не обсуждались.
4.
Каждое покоренное инками племя было обязано перейти на общий для империи язык — тот, на котором говорили сами инки. Завоевывая новые племена, инки никогда не сажали там «своих» правителей, а оставляли командовать тамошнего вождя. Но родителей вождя перевозили жить в Куско — мол, там им будет комфортнее (на деле же те становились почетными заложниками). Детей вождя тоже забирали — чтобы те переняли культуру и веру, а вернувшись на руководство племенем после смерти отца, были уже надежными проводниками политики центра.
Для умиротворения населения в завоеванные области, помимо обязательной продовольственной и иной помощи, посылались большие группы колонистов. Они должны были не только поддерживать там мир, но и способствовать насаждению институтов и законов инков. Переселенцы имели привилегии — на средства империи им строили жилища на новой родине, первые два года они получали пропитание от государства, им было позволено носить украшения, которые на прежнем месте не полагались.
5.
Инки строго следили, чтобы элита империи не разрасталась. Это основная причина того, что Верховный Инка был обязан жениться только на родной либо сводной сестре. (Для плебеев же родственные браки были строжайше запрещены.) В итоге, когда испанцы покорили инков, они насчитали лишь 500 «длинноухих» — на десятки миллионов населения.
6.
Главный девиз империи инков — «Не ленись!». Каждый рядовой гражданин должен был работать и участвовать в военных походах. А государство создавало для этого все условия — пока человек отбывал трудовую или военную повинность (максимум 3 месяца в году), власть заботилась о его семье — кормила, одевала, а также давала гарантии того, что в старости простого человека не бросят на произвол судьбы. Надзор за тем, чтобы все было по справедливости, осуществлял мощный контрольный аппарат правителя.
7.
В империи инков было установлено безусловное главенство законов. Уголовное преступление, совершенное представителем элиты, наказывалось намного строже, чем провинность простого человека. К примеру, если знатный человек соблазнил чужую жену, казнили обоих, а если согрешили простые люди, их просто подвергали пыткам. Если преступление было совершено по под сказке другого лица, наказанию подлежал лишь подстрекатель - судьи карали более умного. Если крестьянин, привлекавшийся к суду за воровство, мог доказать, что на кражу его толкнул голод, вместо него наказывался чиновник, допустивший в своем округе нужду. Если преступление совершал малолетний, наказывали его отца. Апелляций не предусматривалось.
Законы практически не менялись — к примеру, установленные девятым Инкой просуществовали без малейших коррективов вплоть до прихода испанцев. В итоге преступности у инков практически не было…
|