Обычный человек осознает себя как индивидуальное существо ("я"), пребывающее в мире ("не-я") и взаимодействующее с ним ("я" « "не-я"). Для него это несомненный, тривиальный онтологический и гносеологический факт, который он и переживает как таковой. Соответственно, его психология – как познавательная, так и преобразовательная – это психология индивидуального существа. Именно такова обычная, житейская психология. Современная психологическая наука – это в основе своей разновидность житейской психологии, специализирующейся на познавании сущности психического.
Вместе с тем имеет место и менее тривиальный онтологический факт, заключающийся в том, что человек и мир, психическое и физическое, сознательное и бессознательное, "я" и "не-я" представляют собой целостность . Физически человек слит с миром. Психическое есть также свойство целостности. Взаимодействие человека с миром есть частный случай целостности человека и мира.
Однако психологически человек находится в состоянии отчуждения от целого. Здесь мы не будем останавливаться на причинах создавшегося положения. Скажем только, что психическая расщепленность на "я" и "не-я" ("шизопсихия") может быть преодолена и человек может пережить целостность. Онтологический факт может стать психологическим.
Факт целостности человека и мира был открыт древними мудрецами и популяризирован основателями религий. Они пережили целостность и зафиксировали ее в виде знания. С тех пор этот психологический факт стал гносеологическим. Эта целостность в религиях получила различные названия: в христианстве "бог", в индуизме "брахмо", в буддизме "шунья", в даосизме "дао" и т.д. Она была мифологизирована, а в некоторых случаях и персонифицирована, и превратилась в предмет веры. В религиях также лейтмотивом звучит мысль об отпадении человека от целого, а эзотерическая цель религий заключается в восстановлении целостности.
Знание о целостности человека и мира было и остается непонятным большинству людей, не имевших осознанного переживания целостности; оно остается непонятным в том числе и верующим. По этой причине оно было названо тайным ("оккультным"), внутренним ("эзотерическим"), доступным узкому кругу так называемых посвященных.
В настоящее время научная психология подошла вплотную к открытию и теоретическому изображению психического аспекта целостности человека и мира, и не исключено, что в будущем людям представится возможность понимать целостность чисто умозрительно, без ее переживания. В этом случае эзотерическое знание станет экзотерическим, общедоступным.
Но как бы ни развивалось знание о целостности, оно ни в коей мере не может заменить непосредственного переживания целостности. Поэтому наряду с познавательной психологией существовала и существует разновидность преобразовательной 61 психологии, функцией которой является не теоретизирование, а указание путей к достижению переживания целостности. Это функция так называемой эзотерической психологии. В ней есть и теоретические выкладки, однако они имеют прикладное, даже условное значение.
Целостность человека и мира не тождественна ни сумме человека и мира, ни взаимодействию человека и мира, – она есть нечто большее, а точнее иное. Взаимодействие человека и мира представляет собой актуальный (проявленный) аспект их целостности; существует также и виртуальный (непроявленный) аспект. Этот последний аспект бесструктурен, о нем можно сказать, что он представляет собой поле возможностей. Прагматический смысл переживания целостности состоит в том, что этим самым возрастает способность человека трансформировать возможное в действительное.
Переживание целостности, фиксируемое в эзотерической традиции формулой "ТЫ – ТО", достигается вследствие освобождения психики от переживания частностей, фиксируемых формулой "НЕ ТО". Поэтому движение к переживанию целостности можно представить в виде развития способности произвольно освобождать психику от переживания так называемых внутренних и внешних процессов или, условно говоря, в виде освобождения от себя и от мира, от "я" и "не-я". В эзотерической психологии есть три направления преобразования психики: мистика, магия и йога. Они образуют структуру эзотерической психологии.
Освобождение человека от переживания внутренних процессов составляет суть мистики. Освобождение от переживания внешних процессов составляет суть магии. Освобождение от того и другого составляет суть йоги. Условно говоря, для мистика внутренний мир имеет нулевое значение, для мага нулевое значение имеет внешний мир, для йогина – и внутренний и внешний, и в этом смысле для него внутреннее и внешнее тождественны.
Отсутствие переживания внешних или внутренних процессов не означает отсутствия их восприятия или интроспекции, а также торможения или остановки деятельности двигательной и интеллектуальной функции. То есть речь идет не о трансовых состояниях. В то же время будучи в сознании, человек принципиально не способен вообще освободиться от переживания. ("Скажи мне, что ты переживаешь, и я скажу, кто ты".) Поэтому освобождение от переживания всей совокупности воспринимаемых и рефлексируемых процессов ("частностей") при сохранении сознания приводит к переживанию целостности. Что касается транса, то технология его достижения иная: освобождение от восприятия и рефлексии при сохранении сознания.
Мистика характеризуется принципом пассивности ("тамас") и методом созерцания, нижним уровнем которого является медитация. Магия – принципом активности ("раджас") и методом трансмутации, нижним уровнем которого является операция. Йога – принципом нейтральности ("саттва") и методом интеграции, нижним уровнем которого является гармонизация.
Мистика, магия и йога являются необходимыми компонентами пути к переживанию целостности ("закон трех"). Ограничиться мистикой – значит завязнуть в фатализме, стать рабом мира. Ограничиться магией – значит завязнуть в волюнтаризме, стать тираном мира. Что касается йоги, то она невозможна без мистических и магических достижений, ибо тогда нечего интегрировать в смысле взаимодополняющего эзотерического опыта, а значит нет и йоги. Как говорят оккультисты, йога – это "и мистика, и магия", и в то же время "ни мистика, ни магия". Уравновешивание и интеграция бинера мистики и магии и есть йога ("пятый аркан"). Йога может также пониматься как освобождение от мистики и магии и выход на более широкий масштаб интеграции ("метатерический") целостного и индивидуального психического опыта.
Достаточно развитые мистические и магические учения имеют выраженный интегральный характер. Так, в развитой мистике имплицитно, в скрытой форме присутствуют магические и йогический компоненты. Для йоги интеграция, так сказать, аутентична. В связи с этим развитые йогические учения характеризуются интеграцией эзотерической и житейской психологии ("Йога есть осознанная жизнь, а жизнь есть неосознанная йога".).
Список литературы
А.В.Чистяков (Владимирский). Сущность, функция и структура эзотерической психологии
|