Введение
Психология поступка является актуальной и, в то же время, мало исследованной областью психологии. Цель данной статьи – ответить на вопрос: для объяснения какой реальности в системно-деятельностном подходе вводится понятие "поступок"?
Предложенное определение поступка задает перспективу исследования его генезиса, т.е. происхождения и развития. Как видно из определения, действие становится поступком тогда, когда, во-первых, ценности других людей и общества в целом приобретают для человека личностную значимость, и, во-вторых, человек становится способен прогнозировать социальный смысл собственных действий.
Сущность поступка в психологии
Ряд психологов понимают под поступком действие, которое выражает отношение человека к другим людям, поставленной задаче, существующим социальным нормам, ценностям и поэтому, как правило, подвергающееся общественной оценке. Так, С.Л. Рубинштейн называет поступком действие, в котором выражена позиция, сознательное отношение человека к другим людям, к нормам общественной морали. Асеев В.Г. указывает, что поступок – это всегда действие, оцениваемое в широком социальном контексте, действие, имеющее определенный социальный смысл. Петровский А.В. отмечает: "Поступок – это действие, которое получает или должно, или может получить серьезную общественную оценку". А.Н. Леонтьев пишет, что поступок – это действие "… судьба которого определяется не из наличной ситуации". "Пример: вопрос о том, нужно ли будет сдавать экзамен. Я отвечаю: да, потому что я так предполагаю. Это – не поступок. Я отвечаю: да, потому что это целесообразно с точки зрения организационно-педагогической тактики. Это поступок, потому что существует и еще одно отношение, в которое данное действие входит".
Другая позиция предполагает понимание поступка как нравственного действия. При таком подходе понятие "поступок" вводится для обозначения действий, направленных на сознательную реализацию нравственных императивов, достижение идеалов, соблюдение социальных норм, творческое воплощение моральных ценностей. Такое понимание поступка представлено в работах Якобсон С.Г.
Еще одна точка зрения на поступок предложена Мясоедом П.А. Мясоед П.А., предлагая свою классификацию форм активности, отмечает: "… поведение, скорее, присуще организму с его выраженным стремлением к приспособлению, деятельность соизмерима с индивидом как объектом и субъектом общественных отношений, а поступок – с личностью, утверждающей свою самобытность выходом за наличные ограничения". С точки зрения Мясоеда П.А., поступок является "борьбой человека с миром", "самодетерминированной активностью, проявлением стремления индивида к свободе вопреки обстоятельствам жизни". Таким образом, Мясоед П.А. рассматривает поступок как особого рода активность, присущую личности. Братусь Б.С. также отмечает, что личность проявляет себя в поступках.
Петухов В.В. и Столин В.В. указывают, что личность начинается с поступка. Божович Л.И. пишет: "Единицей исследования личности как целостной иерархической системы должен стать поступок. Понятие поступка отлично как от понятия действия (не обязательно включающего в себе внутреннюю мотивацию), так и от слишком широкого понятия деятельности. Совершение поступка, с точки зрения Л.И. Божович, всегда сопровождается борьбой мотивов и принятием решения личностью в пользу одного из них.
Наконец, еще один взгляд на понятие "поступок" содержится в работе Вардомацкого А.П. Вардомацкий А.П., основываясь на концепции уровневого строения установок Асмолова А.Г., выдвигает гипотезу об иерархическом строении поступка. При таком подходе поступок можно рассматривать как деятельность, в которой человек выражает нравственное отношение к миру и которая разворачивается одновременно в трех "плоскостях" – смысловой, целевой и операциональной – и опосредуется, соответственно, смысловыми, целевыми и операциональными установками.
Таким образом, в настоящее время психологи вводят понятие "поступок" для обозначения:
– сознательных действий, в которых человек выражает свое отношение к другим людям и миру в целом и обладающих социальной значимостью;
– нравственных действий, т.е. действий, направленных на творческое воплощение существующих ценностей в индивидуальной деятельности, достижение нравственных идеалов, соблюдение нравственных императивов и т.д.;
– деятельности, в которой человек выражает свое нравственное отношение к миру;
– особой личностной активности человека, не сводимой к реализации отдельных действий или деятельности.
Поведенческий подход Б.Скиннера
Множество работ в зарубежной психологии, посвященных творчеству Б.Ф.Скиннера, несоизмеримо с малочисленностью отечественных исследований (Н.Ф.Талызина "Теоретические проблемы программированного обучения", Ф.Е.Василюк "Методологический анализ в психологии", учебные пособия по истории психологии – М.Г.Ярошевский "Психология в ХХ столетии", "История психологии"; А.Н.Ждан "История психологии" и некоторые другие). В отечественной психологии недостаточно представлено исследование теоретических принципов концепции в их логическом содержании и развитии в трудах Б.Ф.Скиннера, а часть работ ученого являются просто неизвестными. Однако в целостном понимании творчества Б.Ф.Скиннера значимым является выявление связей его теории с психологическими взглядами различных авторов. Вопросы практического применения концепции Б.Ф.Скиннера приводят к области психотерапии и новому осмыслению его трудов в связи со спросом на бихевиоральную терапию.
Одной из новых тем, которая затрагивается в трудах Б.Ф.Скиннера, является обращение к проблеме психологии искусства. Ученый раскрывает эту тему в связи с постановкой проблемы человеческого поведения, а искусство, в частности литература, выступает объективной формой такого поведения. Интерес к искусству возникает у Скиннера из личной привязанности к поэзии (он с молодости почти всю свою жизнь сочинял стихи) и развития в области филологии на этапе получения обучения в колледже. Анализирую поэзию в своих психологических трудах Б.Ф.Скиннер пытается выделить объективные элементы для анализа, в качестве которых он предлагает аллитерации. Такую работу он проводил также в отношении некоторых произведений Шекспира. Удивительно, но в психологии анализ именно "Гамлета" Шекспира проводился Л.С. Выготским, который рассматривал произведение в ключе культурно-исторической психологии, иной методологии, чем у Б.Ф.Скиннера. Для Скиннера значимым становится объективность и научная точность, возможная за счет введения в анализ объективных критериев и математических процедур. Оба ученых, Л.С.Выготский и Б.Ф.Скиннер, обращаются к одному источнику, В. Шекспиру, однако налагают разное видение, смотрят разным методологическим взглядам и приходят к различным позициям.
Теория игр и деятельности Э. Берна
В книге известного американского психотерапевта Эрика Берна "Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений", автора теории трансактного анализа, анализируются взаимоотношения между людьми. Процедуры и ритуалы, развлечения и игры - три кита, выделенные ученым как выражение основы-черепахи - человеческих отношений.
Систематизация Э. Берном сути данного явления заключается, во-первых, в выявлении теоретических предпосылок теории игр - структурный анализ как схематическое наделение индивидуума ограниченным количеством психологических реальностей, или состояний Я: Родителя, Взрослого, и Ребенка; трансакционный анализ: общение сводится к процессу своевременного обмена между трансакционными стимулом и реакцией, во-вторых, вводится само понятие игры – определение, функции, классификация, в-третьих, выстроена схема анализа игры в терминах выбранного подхода (тезис, антитезис, цель, роли, ходы, вознаграждение) и, в-четвертых, проанализировано некоторое количество игр.
Степень свободы внутри выбранных игр классификации велика, так как учитывает лишь основные черты их проявления. Отсутствие единого векторного начала по построению обоюдно востребованного общения требует критической оценки некоторых из положений теории игр изнутри подхода. Приведем некоторые из них:
1. Первое из замечаний касается понятия "простого развлечения" или времяпровождения. Простое развлечение (времяпровождение) - "серия простых, полуритуальных дополнительных трансакций, сгруппированных вокруг одной темы, целью которой является структурирование определенного интервала времени ". Развлечение имеет также функцию бессознательного отбора партнеров для будущих игр: "В процессе времяпровождения Ребенок в каждом участнике внимательно наблюдает за партнерами и оценивает их возможности…выберет себе нескольких человек, с которыми ему захочется познакомиться поближе, независимо от того, насколько интересными или привлекательными они были в течение вечера". Структурирование времени на уровне развлечения не предполагает получения новой информации для участников трансакции, тогда на основе чего Ребенок может узнавать, кто из присутствующих лучше ему подходит для игр?
2. Второе замечание касается центрального понятия Э.Берна – понятия "игра". Игра - это "серия следующих друг за другом дополнительных трансакций с четко определенным и предсказуемым исходом. …Игры отличаются от процедур, ритуалов и развлечений двумя важнейшими характеристиками: 1) скрытыми мотивами; 2) наличием выигрыша". Воспитание детей, по Берну, "В большинстве случаев сводится к тому, в какие игры они должны играть.". Непроясненным остается вопрос об онтогенезе игр: как появляются новые игры, как появились те игры, в которые сейчас играют люди. "Относящиеся к играм вопросы обсуждаются в течение тысяч лет, но в общем и несистематизированном виде" - признается Берн.
3. Третье замечание связано с понятием истинной близости как "совершенной формы человеческих взаимоотношений". Э.Берн говорит о том, что в современном обществе близость является психологически неприемлемой для людей. Он называет игры и развлечения (времяпровождения) суррогатом близости: подобное ритуальное или почти ритуальное общение является следствием действия социальной программы – "соблюдением того, что в данном обществе принято называть "хорошими манерами". Дальнейшее развитие отношений предполагает переход от совместных развлечений (времяпровождений) к играм и к близости, но как достигается близость из текста не ясно. В связи со всем вышесказанным возникает вопрос о возможности и правомерности подобных переходов.
4.Основной проблемой в связи со всем вышесказанным можно считать возможность объяснения любого поведения с точки зрения игр. Складывается ощущение, что все может быть игрой, что представляется нам неправомерным расширением данного понятия. На такую особенность всякой научной теории указывал еще Л.С.Выготский.
Выходом из тупика, возможно, является обращение к трудам представителей гуманистической психологии – именно они являются сторонниками подобных независимых от "программы игр" отношений. В частности, иллюстрацией к достижению близости, которая возможна после "игры" "Фригидная женщина", является труд психолога-гуманиста Эриха Фромма "Искусство любить": "Для большинства людей проблема любви состоит в том, чтобы быть любимым, а не в том, чтобы самому любить, точнее - быть способным любить…. Хорошие манеры, умение вести интересную беседу, готовность прийти на помощь, скромность, непритязательность - это тоже способы, которыми и мужчины и женщины пытаются привлечь внимание другой половины, "влюбить" в себя". По мнению Фромма, начальный этап отношений, как правило, заканчивается на уровне "социальной программы", "хороших манер", игр – на этом трансформация на пути к близости заканчивается. "Но наряду с теорией и практикой есть еще … составляющая, без которой не достигнуть высот в любом деле, - это одержимость им, сосредоточенность на нем, …, полная самоотдача ему себя, своих сил и мыслей. Может быть, именно здесь надо искать ответ на вопрос, почему люди так мало преуспели в постижении искусства любить вопреки их очевидным в нем неудачам".
Заключение
Таким образом, теория игр Э.Берна исключает возможность точного ответа на вопрос о сущности человеческих взаимоотношений. Интеграция в поиск решения ответов на поставленные вопросы видится нам возможной в ключе гуманистического подхода.
В нашей работе мы продолжаем традицию, связанную с рассмотрением поступка как действия, имеющего социальную значимость и выражающего сознательное отношение человека к миру. Мы понимаем под поступком действие, мотивом которого является его осознаваемый социальный смысл. Социальным смыслом мы называем объективную значимость действия индивида для решения жизненных задач другого человека, социальной группы или общества в целом. Жизненная задача – это задача, которая должна быть решена системой, для того чтобы она могла поддерживать свое существование или развиваться. Под осознанием социального смысла мы понимаем его отражение субъектом в главных системообразующих характеристиках "образа мира".
Список литературы
1. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. Изд-во "МЫСЛЬ". Москва. 2006.
2. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности: под ред. Д.И. Фельдштейна. Москва. Международная педагогическая академия. 2008.
3. Братусь Б.С. Нравственное сознание личности (Психологическое исследование) – М.: Знание, 2008.
4. Вардомацкий А.П. Моральная регуляция поведения личности / Под ред. В.М. Конона. 2007.
5. Леонтьев А.Н. Методологические тетради / А.Н. Леонтьев. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Смысл. 2008.
6. Мясоед П.А. Системно-деятельностный подход в психологии развития // Вопросы психологии. 2005, № 5.
7. Петровский А.В. От поступка к характеру. М., 2006.
8. Петухов В.В., Столин В.В. Психология: методические указания для студентов непсихологических факультетов государственных университетов. – М.: Изд-во Московского университета, 2007.
9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. т. 2. – М.: Педагогика, 2007.
10. Выготский Л.С. Собрание сочинений: Т. 1. М.: Педагогика, 2007.
11. Эрик Берн. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. М.: Прогресс, 2008.
12. Эрих Фромм. Искусство любить. Спб.: Азбука-классика, 2006.
|