МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БЕЛГОРОДСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Кафедра государственно-правовых дисциплин
Дисциплина Римское право
Реферат
по теме №5 : «Наследственное право»
Автор: преподаватель кафедры ГосПД
канд. юрид. наук
старший лейтенант милиции
Белых Л.Д.
Белгород - 2008 г.
План:
1. Наследственное право в период раннего римского права.
2. Наследственное право в период республики и империи.
3. Наследственное право в законодательстве Юстиниана.
Введение
Под наследственным правом в Древнем Риме понималось собрание правил, регулирующих порядок перехода имущества от умершего лица (deflinctus) к наследникам (heres).
В истории римского наследственного права мы четко прослеживаем тенденцию движения от установленного традицией порядка наследования семейного имущества членами агнатической семьи и скованности в праве завещательных распоряжений к полной свободе завещаний, затем к ограничению этого права и детализированной регламентации всей сферы наследования. Одновременно наблюдался процесс расширения права наследования кровными родственниками (когнатами) и преодоление раннего формализма наследственного права.
Понятие и содержание наследования тесно связаны с характером римской семьи, с интересами сохранения семейного организма как целого и обеспечением взаимных прав и обязанностей его членов.
Наследование есть преемство наследником прав и обязанностей на-следодателя в частноправовой сфере, или "преемственность во всех правах умершего" (Юлиан). Различалось наследование по закону и по завещанию (см. рис. 2). Наследство открывалось смертью наследодателя. а вступление в наследство осуществлялось с момента выражения воли наследником. Уже в раннеримском праве утверждается принцип универсальности преемства, который воспроизводится и в законодательствах современных государств. Универсальное преемство означало, что наследник принимал на себя всю совокупность прав и обязанностей, льгот, выгод и обременений, принадлежащих наследодателю; наследник как бы замещал наследодателя в его правовом положении к моменту кончины. Складывается и понятие "сингулярное преемство" - предоставление тому или иному лицу отдельных прав (отказы, легаты) без обременения какими-либо обязанностями.
Рассмотрим порядок наследования семейного имущества в различные периоды истории римского права.
Наследственное право в период раннего римского права
РАННЕЕ РИМСКОЕ ПРАВО
(цивильное право) предпочтение отдавало наследованию по закону. Наследство переходило агнатам не произвольным усмотрением наследодателя, но обычаем, традицией. В наследовании не участвовали даже дети, вышедшие из-под власти отца и не входившие в состав патриархальной семьи. Они могли стать наследниками в том случае, если у наследодателя не оказывалось родственников-агнатов.
Согласно очередности наследования, в первую очередь включались "свои домашние", находившиеся под властью домовладыки: жена, дети, усыновленные. Они делили имущество поровну. "Свои домашние" признавались вступившими в наследство с момента его открытия. Считалось, что они не приобретали новое, а лишь вступали в управление своим (семейным) имуществом, они обязывались к вступлению в наследство. Если же пассив в наследственной массе превышал актив, то принятие наследства становилось обременительным. Поэтому позже претор стал отказывать в иске кредиторам к тем наследникам, которые фактически не принимали наследство.
Законами XII таблиц признавалось и право завещания, которое рассматривалось сначала как исключение и требовало утверждения в куриатных собраниях. Лишение наследства без достаточных оснований рассматривалось как безумие (furor) и считалось не имеющим силы. Завещание могло быть оформлено объявлением воли завещателя в народном собрании, посредством совершения обряда манципации или объявлением воином своей воли в строю перед сражением.
Наследственное право в период республики и империи
В ПЕРИОД РЕСПУБЛИКИ И ИМПЕРИИ
разрабатываются основные положения римского наследственного права. Завещать могли лица, обладавшие завещательной правоспособностью (к ним не относились душевнобольные, малолетние, осужденные за некоторые преступления). Если умерший не имел наследников, то имущество считалось выморочным, и в древнейший период истории Рима его мог захватить любой желающий. Позже такое имущество стало переходить казне (fiscus).
С момента открытия наследства и до вступления наследника в свои права, оно считалось ничейным ("лежачее наследство").
При превышении в наследстве пассива над активом наследник мог отказаться от наследства или произвести его опись, с тем чтобы ответить по долгам наследователя лишь в пределах описанного имущества.
При принятии наследства происходило слияние имущества наследника и наследодателя. При этом у наследника могло быть много своих долгов, поэтому, чтобы защитить интересы кредиторов наследодателя, им было дано преимущественное право удовлетворения своих требований из наследуемого имущества.
При посягательстве на права наследника, например, при отказе в выдаче той или иной вещи, ему давался виндикационный иск - об истребовании вещи из чужого незаконного владения.
В республиканский период деятельностью претора кровные родственники (когнаты) получают преимущественное право наследования. Сначала претор предоставлял право наследования тем, кто не конкурировал с наследником по цивильному праву. Если же цивильный наследник заявлял требование о наследстве, то оно ему и передавалось. Позже претор средствами своей власти стал активно защищать наследственные права кровных родственников, если считал такое справедливым. При этом он отказывал в иске цивильным наследникам. Так складывалось наследование по преторскому праву, которое стало разновидностью бонитарной собственности.
В позднереспубликанском Риме с переходом от коллективной, в том числе семейной собственности, к индивидуальной частной собственности сложился своеобразный культ завещания.
Завещание (testamentum) - это распоряжение наследодателя относительно своего имущества на случай смерти. Со временем сложились формальные требования к завещанию (оно могло быть как письменным, так и устным, совершалось в присутствии семи свидетелей, скреплялось подписями наследодателя и свидетелей). Это был обычный частный тестаментум. Допускалось также и публичное завещание, которое со времен домината осуществлялось при помощи органов государственной власти - магистрата, судьи и т.д. Обязательными требованиями к завещанию были: указание наследодателя и наследников, определение наследственных долей, соблюдение формы завещания.
Чрезмерно широкое наследование по завещанию при расшатанности устоев римской семьи, в свою очередь, способствовало ослаблению семейных уз. Тогда-то и принимаются меры по ограничению права завещательных распоряжений: холостые мужчины в возрасте 25-60 лет и женщины в возрасте 20-50 лет, не состоящие в браке и не имеющие детей, не могли получать по завещанию, а состоящие в браке, но не имеющие детей, получали только половину завещанного.
Право завещаний ограничивалось и установлением обязательной доли наследников по закону. Сначала эта доля равнялась четверти наследуемого имущества, позже она была увеличена. Если наследодатель лишал родственников наследства, то суд мог удовлетворить их требование о выдаче доли наследства, считая это справедливым и прибегая к фикции, что; наследодатель при составлении завещания был не в своем уме.
В завещании наряду с указанием наследника мог быть установлен завещательный отказ (легат) - распоряжение на случай смерти о предоставлении определенному лицу какого-либо права, иной выгоды за счет оставляемого наследства. Легат представлял собой сингулярное преемство. Предоставление легата не могло сопровождаться возложением на легатария (получателя легата) какой-либо ответственности, например, за долги наследодателя. Нельзя было обременять легатом наследников по закону. Легат устанавливался только в завещании либо особым актом. При Августе легат мог устанавливаться кодициллами (письменное пожелание умершего по распределению наследства).
Существовали правовые способы обеспечения выполнения легата, если наследник воспротивится этому: для защиты своих прав легатарии могли применять виндикационные иски (reivindicatio) и завещательные иски (actiotestamento). При Юстиниане легатарии могли обезопасить себя путем законной ипотеки на все наследство. Особое положение занимали фидеикомиссы (поручения совести).
Фцдеикомисс. (fldeicommissum) - неформальная просьба, с которой наследодатель обращался к наследнику и просил его что-либо дать или исполнить третьему лицу за счет получаемого наследства. Эта просьба могла быть обращена и к легатарию или к другому лицу, которое за вознаграждение что-либо даст или исполнит третьему лицу. Лицо, получающее вознаграждение, именовалось фидеикомиссарием, а лицо, к которому была обращена просьба, называлось фидуциарном.
Фидеикомисс мог устанавливаться самыми разнообразными способами: по завещанию, кодициллами и устно.
Предметом фидеикомисса были отдельные вещи наследодателя и в виде исключения - все наследство.
Цель фидеикомисса - предоставление правомочий лицам, которые не могли назначаться наследниками по тем или иным причинам, а наследодатель не хотел обременять их пассивным наследством.
Универсальный фидеикомисс возникал тогда, когда предметом фидеикомисса являлось все наследство. Посредством универсального фидеикомисса завещатель просил наследников предоставить актив наследства фидеикомиссарию, в то время как долги по наследству оставались за наследниками. По этой-то причине наследники и не хотели принимать наследство.
Завещание признавалось ничтожным, если не была соблюдена форма, а также если завещание было составлено под влиянием заблуждения, обмана, принуждения. Наследовать не могли дети государственных преступников и лица, не зачатые к моменту открытия наследства.
Наследственное право в законодательстве Юстиниана
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ЮСТИНИАНА
сохраняет основы наследования, выработанные в предыдущее время. Устраняется былой формализм, подтверждается преимущественное право наследования за кровными родственниками. В целом, нормы, установленные деятельностью претора, приобретают главенствующее значение. Преобладающим становится письменное оформление завещания, но признавались и устные завещания, сделанные в присутствии семи свидетелей. При Юстиниане фидеикомиссы в значительной части перестали отличаться от легатов. Была определена ответственность за расхищение "лежачего наследства".
Законодательство Юстиниана устанавливало пять степеней родства, классов наследников. Между родственниками одной и той же степени родства наследство делилось поровну. Если наследство не принято высшим классом, оно переходило к низшему классу.
К. первому классу наследников относились нисходящие родственники - сыновья, дочери, а также внуки и правнуки, которые наследовали долю своих родителей лишь в случае их смерти ко времени принятия наследства. Ко второму классу относились восходящие родственники - отец. мать, дед и т.д., а также полнородные братья и сестры.
К третьему классу относились неполнородные (единокровные, единоутробные) братья, сестры.
Четвертый класс наследников составляли все остальные боковые родственники. Также и здесь ближайшая степень родства исключала дальнейшую.
Наконец, в пятую очередь призывался к наследованию переживший супруг. Однако за "бедной вдовой" (не имеющей собственного имущества, достаточного для достойного проживания) признавалось право на обязательную долю в размере четверти наследства. Если, однако, имелось более трех детей, вдова наследовала наравне с детьми.
В заключение отметим, что самым существенным в наследственном праве классического периода стало считаться признание права на наследство и за теми кровными родственниками (когнатами), которые прежде его не имели. Первыми наследовали, конечно, дети, затем внуки. Когда же не осталось ни тех, ни других, к наследованию призывались братья, дядья, племянники.
В интересах старых римских фамилий и для обуздания произвола, явившегося следствием гипертрофированного господства частной собственности, в римское право были внесены нормы, ограничивающие свободу завещательных распоряжений. Ближайший родственник умершего, если его обошли наследством, имел право, по крайней мере, на одну четвертую часть того имущества, которое он получил бы при отсутствии завещания. Таким образом, в право вводился принцип обязательной доли наследования, сохранившийся до наших дней.
Итак, римское частное право выработало важнейшие понятия института наследования, и ряд его конкретных положений воспринят современными правовыми системами, в том числе российским гражданским правом (сингулярное и универсальное преемство; обязательная доля наследования; завещательный отказ; письменная форма составления завещания; переход имущества государству при отсутствии наследников; выдел причитающейся наследственной доли зачатому, но еще не родившемуся ребенку; лишение права наследования тех наследников, которые совершают противоправные действия против наследователя; появление в новом Гражданском кодексе виндикационного иска в практически неизменном виде и т.д.). Вообще, введенная в действие с 1 марта 2002 года часть третья ГК РФ, в которую входит и раздел пятый "Наследственное право", в отличие от ГК РСФСР приоритетным признает наследование по завещанию, а не по закону. А это не что иное, как следование римско-правовым традициям Запада, в духе которых составлен весь раздел кодекса, посвященный наследованию.
Подводя итоги, отметим, что в большинстве гражданско-правовых институтов прямо или косвенно можно обнаружить следы несомненного влияния римских частноправовых конструкций и подходов. Именно они дают большие основания для отнесения российского гражданского права к континентальной правовой системе, в основе которой лежит римское частное право.
Заключение
Современная кодификация гражданского права России, вызванная потребностями правового оформления перехода к рыночной организации хозяйства, не может впрямую основываться на институтах римского частного права, ибо сама экономическая организация общества неизмеримо усложнилась. Появились отношения и соответствующие им институты, неизвестные классическому римскому праву (компании и другие юридические лица, ценные бумаги, авторские, патентные и другие исключительные права, многие нетрадиционные виды договоров - лизинг, факторинг и т.д.). поэтому новое гражданское законодательство России должно прежде всего учитывать реалии современного рыночного оборота, в том числе международного, а также отечественные традиции.
Вместе с тем, основные идеи частноправового регулирования имущественных отношений, берущие начало именно в римском частном праве, безусловно, сохраняют свое значение и настоящее время. Более того, необходимо учитывать их огромное учебно-методическое значение. На институтах римского частного права воспитывались и будут воспитываться многие поколения российских юристов. Безупречная логика и стройность юридических конструкций, их практическая направленность и совершенствование по мере развития соответствующих жизненных отношений являют собой образец юридической культуры, который еще очень долгое время будет использоваться при подготовке юристов в российских университетах и институтах.
Римское частное право остается для нас не только частью мирового культурного наследия, но и основой преподавания в юридических вузах, а его подходы к созданию цивилистических конструкций - образцом для за-конотворческой деятельности в современных условиях.
Основная литература
1. Маслова И.С. Римское право: Учебное пособие. – М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2002.
2. Новицкий И.Б. Римское право. - Изд. 6-е, стереотипное. - М.: ТЕИС, 2002.
3. Омельченко О.А. Основы Римского Права: Учебное пособие. - М.: Манускрипт, 2002.
4. Римское частное право: Учебник. / Под ред. проф. И.Б. Новицкого и проф. И.С. Перетерского. – М.: Юристъ, 1996.
5. Савельев В.А. Римское частное право/ Проблемы истории и теории/. - М.: Юристъ, 1995.
6. Смирнова Н.Н. Римское право: Конспект лекций. - СПб.: Михайлов, 2000.
7. Хутыз М.Х. Римское частное право: Курс лекций. - М.: Былина, 1994.
8. Черниловский 3.М. Римское частное право: Элементарный курс. - М.: Юрист, 2001.
9. История Римского права. Классика Российской цивилистики.И. А. Покровский М. Статут. 2004. С. -540.
10. Римское частное право: учебник под ред. И. Б. Новицкого, И. С. Перетерского М. Юриспруденция. 2005. С.- 448.
11. Римское частное право: Учебник для ВУЗов Д. В. Дождев; Нерсесянс В. С. -2-е издание изм. И доп. М: Норм. 2003. С. -784.
|