СВОБОДА ВЫБОРА
Свобода выбор означает, что владельцы материальных ресурсов и денежного капитала могут использовать или реализовать эти ресурсы по своему усмотрению. Она означает также, что работники вправе заняться любым трудом, на который они способны. Наконец, она означает, что потребители свободны в пределах своих денежных доходов покупать товары и услуги в таком наборе, который они считают наиболее подходящими для удовлетворения своих потребностей. Свобода потребительского выбора оказывается самой широкой из этих свобод. Потребитель занимает в экономике особое стратегическое положение: в определённом смысле потребитель обладает суверенитетом. Приделы свободы выбора поставщиков людских и материальных ресурсов обслуживаются потребительским выбором. В конечном счете, потребители решают, что должна производить экономика, а в установленных тем самым рамках поставщики ресурсов могут делать свой собственный выбор. Таким образом, в действительности поставщики ресурсов и предприятия вовсе не “свободны” производить товары и услуги, которые потребители не желают.
ДИАПОЗОН ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ВЫБОРА
Экономика в условиях частичной конкуренции может и не обеспечить достаточного диапазона потребительского выбора или разработки новых продуктов. Это критическое замечание имеет и статистический и динамический аспект. Чистая конкуренция приводит к стандартизации продуктов, тогда как другие рыночные структуры, – например, олигополия и монополистическая конкуренция – порождают широкий диапазон типов, стилей и оттенков качества любого продукта. Такая дифференциация продукции расширяет диапазон свободы выбора потребителя и одновременно наиболее полно удовлетворить предпочтение покупателя. Критики чистой конкуренции также указывают, что, поскольку конкуренция не является прогрессивной в отношении развития новой производственной техники, поскольку эта рыночная структура не благоприятствует в совершении имеющихся продуктов и созданию новых.
Очевидно, также то, что потребитель обладает ограниченным количеством долларов, а продукты, которые мы можем купить, имеют определённую ценность, то потребитель сможет приобрести лишь ограниченное количество товаров. Потребитель не может купить всё, что ему хочется, если каждая покупка приводит к истощению его ограниченного дохода. Это как раз тот самый случай, когда отдельный потребитель непосредственно сталкивается с экономическим фактором редкости.
ОПТИМАЛЬНЫЙ ВЫБОР
Если бы ограниченность ресурсов была абсолютной, то выбор был бы не возможен. Если бы ограниченность ресурсов отсутствовала, то выбор был бы не нужен. Выбор становиться необходимым в условиях относительной ограниченности ресурсов
Иначе говоря, полное использование ресурсов – ситуация, когда рост одного результата может идти только за счёт уменьшения другого результата. А это превышает теряемую величину “другого результата” в своего рода неизбежную плату за прирост первого результата. Кривая интересна тем, что она наглядно показывает эту обязательную плату в каждой точке. Такая плата, потеря получила название “альтернативная цена” (“альтернативная стоимость”).
Альтернативная стоимость прироста какого-либо товара определяется сокращением выпуска другого товара. Таким образом, альтернативная стоимость товара определяется количеством другого товара, от которого приходиться отказаться, чтобы приобрести, получить дополнительную единицу данного. Эта цена отброшенной, упущенной альтернативы, которую пришлось обменять на более предпочтительную, цену потери.
Поэтому когда экономика находиться на грани производственных возможностей, то выбор всякий раз происходит между максимум объёма производства товара А и В.
Однако чаще производитель пребывает в точке “Е”, тогда имеется резерв ресурсов для одновременного увеличения сопряженных результатов (и товара А и В). В подобной ситуации число альтернатив необозримо возрастает, причем здесь альтернативы не связаны, как на границе производственных возможностей, с ростом одного продукта за счёт абсолютной потери другого.
Действительно, на границе производственных возможностей выбор регулируется только допустимой величиной “альтернативной цены”. Внутри же сферы производственных возможностей (точка “Е”) возникает ситуация:
А.) имеется резерв ресурсов для расширения производства;
В.) наличие резерва снимает ограничение, накладываемое альтернативной ценой, позволяет одновременно наращивать производство и А и В.
Это осложняет выбор оптимального решения, однако, каждый избранный вариант по-прежнему делает невозможным другие варианты. Различие лишь в том, что если на границе производственных возможностей речь шла – о потере, которой могло не быть! Количество товаров, которое приходиться терять при максимизации производства в условиях неполного (неэффективного) использования ресурсов, в экономической теории получило название “альтернативная затрата”.
Таким образом, в условиях неполного применения ресурсов максимизация возможна в любом направлении, в том числе и одновременного увеличения обоих результатов. И тем не менее уже выбраны: направление делает всевозможными другие варианты, которые, однако, были возможны. Вот эта несостоявшаяся возможность, а с ней – и упущенная выгода, - постоянно “кровоточит” в сердце производителя, заставляет его бесконечно взвешивать выгоды всех возможных альтернативных затрат.
Но, несмотря на это, без системы общественных ограничений свобода одних станет засильем для других. Но в то же время наличие ограничений не свидетельствует, что в условиях их действия свобода заключена в заранее заданные рамки. Весь вопрос в том, каков уровень ограничений. Увеличивая его, можно свести зону экономической свободы к нулю, а расширяя свободное экономическое пространство, можно сделать его и при наличии ограничений не сковывающих хозяйственную деятельность, инициативу и предприимчивость.
|