Что надо знать родителям омузыкальном развитии их ребенка
Вашему ребенку от 3-х до 4-х лет. Если вы до сих пор не взялись за его музыкальное воспитание, то Вы опоздали на 3 - 4 года. Да, конечно, закладка всех знаний происходит в первые 3 года. Но не стоит отчаиваться. Надо просто наверстывать упущенное.
Впрочем, может, все же, Вы не все упустили? Вспомните, сколько прибауток, потешек, скороговорок, вам пришлось применить, когда Вы кормили, укладывали спать, предостерегали от опасностей Ваше чадо? Вы говорили им:
Пароход идет, в наш порт груз везет,
Разгружаем, разгружаем и ворота закрываем!
когда клали в рот ложку за ложкой?
Или:
Водичка, водичка, умой Саше личико,
Чтобы глазки блестели, чтобы щечки горели,
Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок!
когда умывали их кусачим мылом? Вы пели им:
Баю-баюшки-баю, не ложись-ка на краю:
Придет серенький волчок, схватит Олю за бочок!(?)
Или так:
Огуречик, огуречик, не ходи на тот конечик,
Там мышка живет, тебе хвостик отгрызет!
Помимо этих потешек–помощников, есть такие, которые можно говорить в любое время:
Зайку бросила хозяйка, под дождем остался зайка,
Со скамейки слезть не мог, весь до ниточки промок!
Или песенки:
Села птичка на ладошку, посиди у нас немножко,
Погоди, не улетай, улетела, ай!
Кто у нас хороший? Кто у нас пригожий?
Ванечка хороший, Ванечка пригожий!
На коня садится, конь под ним кружится,
Плеточкой помашет, конь под ним запляшет!
Если Вы заметили, эти потешки, песенки очень ритмичны. Они хорошо ложатся на слух и вызывают желание раскачиваться. Часто дети в такт еще помахивают головой или руками.
Здесь уже вовсю идет работа над ритмическим слухом. Чем больше таких потешек, тем качественнее результат. Усложните немного задачу: прохлопайте ритм этих стишков.
И не бойтесь, что, как Вам кажется, Ваши детки уже из них выросли. Для простукивания, для игры на металлофоне, эти стишочки как раз вовремя.
Идем дальше. В Вашем доме масса ненужных вещей, которые могут быть вашими помощниками в развитии музыкальности Вашего ребятенка.
Ну, к примеру, баночки из-под фотопленки. Насыпьте в них немного сухой крупы. Позвените. Неправда ли, прекрасные маракасики получились?
Потрясите их частым ритмом – это ножки побежали. Потряхивайте размеренно – ножки шагают. Потряхивание с задержанием – лошадка скачет.
Сегодня нет у вас контейнера из-под фотопленки. Но есть пустая бутылка от «Пепси», или освободилась коробочка из-под маминого крема. Проделайте тоже самое с ними, что и с контейнером. А когда вы сделаете несколько таких маракасиков, с разным количеством крупы, то услышите разницу в тембре.
Пошли на кухню снова. Сколько у мамы кастрюльных крышек! Выбрали самые выпуклые. Ударили одну о другую и развели руки. Звучит? Чем не оркестровые «тарелки»? Они применяются обычно в конце музыкальной фразы.
Полезли в стол. Там ложки. Ну-ка, побейте одну о другую. Ну, как? А если еще они деревянные, так из них столько разных звуков можно извлечь! Приходите – научу.
Ну что, голова болит от шума? Да мы же поиграли-то всего 15 минут! Зато у нас не только ритмический слух проснулся, мы научились отличать тембровые оттенки, отличать звучание металла, пластмассы и дерева. Вы думаете это все? Не-а.
Человек-оркестр
Вы сами многозвучный музыкальный инструмент. Вы – человек-оркестр. Не верите?
Давайте разберемся.
Начнем снизу. Ноги. Шагаем – один звук. Топающий шаг – другой. Побежали – третий.
Поскок – четвертый. Можем все эти ритмы повторить руками? Можем.
Объединим эти два инструмента. Ладонью стряхиваем с брюк крошки. Послушали, как звучит. Сделали то же в разных темпах и с различным ритмическим рисунком.
Потерли ногтями об одежду. А теперь, ладонью об ладонь. Другой звук?
Похлопаем ладонями себя по коленям. Теперь по грудной клетке. А теперь, пощелкали себя по надутым щекам. Добавили открытый рот. Продолжайте щелкать, изменяя положение рта от «а» до «у».
Запустили пальцы в волосы и делаем «полоскательные» движения.
Зажали нос двумя пальцами и соскальзываем одним, одновременно издавая гортанный (не раскрывая рта) звук. Чем не гавайская гитара? А теперь раскрываем рот от «а» до «у».
Ну, наконец, добрались до рта. А голос у нас на что?
Так как, человек-оркестр, музицировать будем?
|