СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Понятие и принципы государственного регулирования природопользования Сибири
2. Система и компетенция государственных органов регулирования природопользования Сибирского региона
3. Формы, экологические функции и методы государственного регулирования
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Государственное централизованное управление экологопользованием и охраной окружающей среды было характерно для тоталитарного государства с его командно-административной системой.
Волевое управление экологопользованием вопреки действиям объективных законов природы и общества не только не дало нужных результатов, а наоборот - имело совершенно противоположные последствия.
С развитием рыночных отношений в России государству необходимо экономически стимулировать более эффективное природопользование путем установления научно обоснованной цены на природные ресурсы и платы за природопользование, которые бы способствовали наиболее рациональному их использованию, путем внедрения более эффективного налогообложения за использование природных объектов и установления соответствующих льгот, которые бы стимулировали такое их использование, и т. п.
Регулирование - это функция организованных систем, обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей.
Итак, цель работы – раскрыть сущность и содержание государственного регулирования природопользования Сибири.
Для этого и поставлены следующие задачи (основные вопросы, подлежащие разработке (исследованию)): понятие и принципы государственного регулирования природопользования Сибири; система и компетенция государственных органов регулирования природопользования Сибирского региона; формы, экологические функции и методы государственного регулирования.
Государственное регулирование природопользования Сибири осуществляется через регулирование экономической и экологической систем РФ.
Для постоянного развития экологической системы Сибири нужно строго соблюдать «справедливое отношение между поколениями»[1]
, а для этого необходимо, чтобы решения нынешнего поколения о защите окружающей среды принимались с учетом воздействия их на поколения будущие.
Если регулирование экономической системы Сибири выражается в управленческих воздействиях государства преимущественно на воспроизводство новых систем экономических отношений, то регулирование экологической системы представляет собой совокупность необходимых мер для поддержания экологических систем и создания нормальных условий для их эффективного функционирования.
Регулирование экологической системы государством должно осуществляться научно обоснованно, с точным учетом совокупного действия экологических законов, поскольку нарушение механизма их действия повлечет за собой нарушение и экологического баланса, а нарушенный, даже на 10%, экологический баланс может поставить экосистемы в опасное положение, хотя они и остаются целостными, но в любой момент могут необратимо разрушиться. Такое нарушение наблюдается уже во многих экосистемах.
Регулирование экологической системы происходит через управление природопользованием, которое теснейшим образом связано с охраной окружающей среды.
Этому виду регулирования свойственны как общие черты управленческой деятельности государства делами общества, так и специфические, обусловленные регулируемым объектом - экологической системой региона. Понятие государственного регулирования природопользования целесообразно рассматривать в единой системе.
Содержание института регулирования экологопользования характеризуют принципы[2]
:
1. Принцип законности в государственном регулировании экологопользования и охраны окружающей среды. Государственные и общественные организации, должностные лица, государство и его органы действуют на основе законности. Это требование касается и всех граждан.
Законность в регулировании природопользования имеет две основные стороны:
а) точное и неуклонное соблюдение в деятельности по регулированию всех нормативно-правовых актов;
б) принятие правильного решения в случае коллизии применяемого законодательства.
2. Принцип приоритета охраны окружающей природной среды предполагает также наличие двух основных сторон:
а) в случае коллизии интересов хозяйственной целесообразности и требований охраны экологических систем решение должно приниматься исходя из интересов сохранности экологических систем;
б) использование одних природных объектов должно осуществляться не во вред другим природным объектам и окружающей среде в целом.
3. Принцип плановости государственного регулирования природопользования Сибири заключается в следующем:
а) важнейшие мероприятия по регулированию природопользования закрепляются в планах, которые после их утверждения обретают обязательную силу;
б) за результатами реализации в жизнь разработанных планов и программ должен осуществляться постоянный контроль.
4. Принцип сочетания государственного регулирования с местным самоуправлением выражается в следующем:
а) максимальное вовлечение граждан в дело регулирования природопользования. Законодательством предусмотрены три основные формы:
непосредственная демократия - когда люди сами принимают соответствующие решения в области природопользования (например, сход граждан того или иного района вправе принять решение об ограничении тех или иных видов местного производства, нарушающих местные экологические системы);
представительная демократия - когда граждане избирают своих народных депутатов, а те реализуют властные полномочия (например, принимают природоохранительные законы от имени своих избирателей);
договорная демократия - когда граждане заключают определенные договорные обязательства по совершенствованию природопользования в данной местности;
б) расширение демократических начал в регулировании природопользования должно сопровождаться установлением точно определенной индивидуальной ответственности каждого за вверенный участок работы.
Органы государственного регулирования природопользования Сибири в зависимости от их компетенции можно подразделить на органы общей межотраслевой (межведомственной) и отраслевой (ведомственной) компетенции[3]
.
Органы общей компетенции выделены в особый вид в силу того, что решение вопросов природопользования, во-первых, не является специальной функцией этих органов, а во-вторых, решения данных органов имеют определенные территориальные пределы действия и распространяются на всех граждан и различные учреждения, предприятия и организации, находящиеся в пределах территории юрисдикции органов общей компетенции.
Как федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ, так и органы местного самоуправления общей компетенции, в отличие от остальных органов, осуществляют комплексное регулирование природопользования и охраны окружающей среды на территории региона.
Органы регулирования межотраслевой (межведомственной) компетенции - Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет), Министерство здравоохранения РФ, Комитет по стандартизациии метрологии РФ (Госстандарт России), Министерство внутренних дел РФ (в первую очередь - ГИБДД МВД РФ) и другие - классифицированы в самостоятельную группу в силу того, что акты, принимаемые этими министерствами и ведомствами, имеют обязательную силу для всех иных предприятий, министерств и ведомств.
Органы управления отраслевой компетенции классифицированы по тому признаку, что, в отличие от межотраслевых органов, они осуществляют надведомственное регулирование по использованию и охране, как правило, одного природного объекта и издают обязательные к использованию акты для всех иных ведомств, осуществляющих хозяйственную эксплуатацию данного объекта.
Формы управления представляют собой внешнее проявление регулирующей деятельности, имеющее применительно к праву правовую и неправовую формы.
Неправовые формы регулирования выражаются в двух основных видах[4]
:
а) оперативно-хозяйственное распорядительство, осуществляемое в вопросах природопользования и охраны окружающей природной среды, решение которых не носит правовой природы, а значит, находится за пределами правового регулирования.
б) обеспечение исполнителей необходимыми средствами для выполнения ими своих функций. Оно также не имеет правовой природы, хотя и без совершения этого управленческого действия может оказаться нереализованным закон, к примеру, о повышении плодородия почв из-за необеспеченности минеральными удобрениями.
В подавляющем большинстве формы регулирования бывают по своей природе неправовыми, поскольку правовые формы применяются там, где возникают противоречия, устранимые только правовым путем.
Правовые формы выражаются в трех основных видах:
а) в правотворческой - в принятии таких решений, которые имеют значение закона и его форму;
б) в правоприменительной - в принятии правоприменительных актов, посредством которых правотворческий акт реализуется в жизнь;
в) в правоохранительной - в применении санкций правовых норм в случаях, когда эти нормы нарушаются.
Правовые методы регулирования бывают четырех видов:
а) метод обязательных предписаний, который иначе можно назвать императивным методом. Он предполагает точное и неукоснительное выполнение управленческого решения, не допуская каких-либо отступлений от него. Такой метод применяется в случаях, когда не требуется учет местных условий и особенностей при выполнении решения. Например, осуществление авторского надзора за реализацией проектов землеустройства является обязательным требованием закона независимо от Сибирских условий и особенностей;
б) метод рекомендаций выражается в вынесении таких управленческих решений, в ходе реализации которых допускается учет местных условий и особенностей.
в) метод санкционирования, или метод ограниченного самоуправления, при котором управленческие решения принимает сам управляемый орган, однако они обретают юридическую силу лишь после утверждения этих решений компетентным органом. Например, решение о проекте внутрихозяйственного землеустройства принимает сам коллектив. Однако утверждение этого проекта осуществляется соответствующими органами по земельным ресурсам и землеустройству;
г) метод разрешения (полного делегирования прав) означает полное самоуправление органов, при котором они сами принимают управленческие решения, не нуждающиеся в чьем-либо утверждении.
Формы и методы государственного регулирования природопользования и охраны окружающей среды реализуются через функции управления, которыми наделены данные органы. Независимо от видов и компетенции органов управления каждый из них прямо или косвенно выполняет или участвует в выполнении нижеперечисленных семи функций[5]
.
1. Функция учета природных ресурсов и других объектов природы и ведения государственных кадастров обусловлена потребностью научно обоснованного природопользования и охраны окружающей среды, которая невозможна без полной и достоверной информации о природных объектах.
2. Функция планирования мероприятий по использованию и охране природных объектов вытекает из потребности рационального и эффективного использования и охраны природных объектов.
В настоящее время планирование мероприятий по охране окружающей среды осуществляется в составе проектов концепций, программ и планов отраслевого и территориального социально-экономического развития на территории Сибирского региона; проектов государственных целевых программ разных уровней в области охраны окружающей среды, рационального использования и воспроизводства отдельных видов природных ресурсов (экологических программ); проектов государственных целевых программ неотложных мер по улучшению состояния окружающей среды и др.
3. Функция распределения и перераспределения природных объектов обусловлена тем, что для их эффективного использования и охраны необходимо включение граждан и организаций в механизм отношений собственности (там, где она допускается) на данные природные объекты.
4. Функция воспроизводства природных объектов вытекает из положения, обусловленного интересами не только настоящего, но и будущего поколений, поскольку, потребляя природные ресурсы, общество обязано не допускать их полного истощения.
5. Функция пространственно-территориального устройства природных объектов обусловлена их особыми природными свойствами: объемной пространственностью и неподвижностью. Необходима привязка производственно-хозяйственной деятельности общества к стабильно существующим и неподвижным условиям Сибирской местности. С этой целью законом предусмотрено землеустройство, лесоустройство, установлены ограничения и запреты в пользовании животным миром на определенных территориях.
6. Функция контроля за использованием и охраной природных объектов является базовой для всех остальных функций регулирования в области природопользования и охраны окружающей природной среды, поскольку без контроля за исполнением принятых управленческих решений и принятия мер по выявленным отклонениям все остальные функции не достигнут цели.
7. Функция разрешения споров о праве природопользования обусловлена коллизиями, возникающими в ходе использования гражданами и организациями выделенных им в собственность, пожизненное наследуемое владение, пользование и аренду различных природных объектов.
Государственное регулирование природопользования Сибири осуществляется через регулирование экономической и экологической систем РФ.
Регулирование экологической системы государством должно осуществляться научно обоснованно, с точным учетом совокупного действия экологических законов, поскольку нарушение механизма их действия повлечет за собой нарушение и экологического баланса.
Органы государственного регулирования природопользования Сибири в зависимости от их компетенции можно подразделить на органы общей межотраслевой (межведомственной) и отраслевой (ведомственной) компетенции.
Формы управления представляют собой внешнее проявление регулирующей деятельности, имеющее применительно к праву правовую и неправовую формы.
Формы и методы государственного регулирования природопользования и охраны окружающей среды реализуются через функции управления, которыми наделены данные органы. Независимо от видов и компетенции органов управления каждый из них прямо или косвенно выполняет или участвует в выполнении функций регулирования природопользования.
1. Конституция РФ. – М.: Проспект, 2000. - 48 с.
2. Гражданский кодекс РФ (часть 1, 2). – М.: ИНФРА-М, 1998. – 430 с.
3. Об охране окружающей среды: Федеральный закон РФ. Принят ГД ФС 20 декабря 2001 г. Одобрен СФ ФС 26 декабря 2001 г. (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 № 122 – ФЗ, от 29. 12. 2004 № 199 – ФЗ) // СЗ РФ. 2004. № 15.
4. Акулов А.И. Бабенко А.И. Состояние окружающей среды в Сибири. - Новосибирск, 1996.
5. Адам А.М. Мамин Р.Г. Природные ресурсы и экологическая безопасность Западной Сибири. – Новосибирск, 2004. – 123 с.
6. Гражданское право. Том 1. Учебник. Издание пятое, переработанное и дополненное / Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. – М.: ПБОЮЛ Л. В. Рожников, 2001. – 632 с.
7. Ерофеев Б. В. Экологическое право России: Учебник для юридических вузов. – М.: Юриспруденция, 2004. – 448 с.
8. Ершова И. В., Иванова Т. М. Предпринимательское право: Учебное пособие. – М.: Юриспруденция, 2004. – 570 с.
[1]
Ерофеев Б. В. Экологическое право России: Учебник для юридических вузов. – М.: Юриспруденция, 2004. С. 156.
[2]
Там же. С. 157.
[3]
Акулов А.И. Бабенко А.И. Состояние окружающей среды в Сибири. - Новосибирск, 1996. С. 12.
[4]
Адам А.М. Мамин Р.Г. Природные ресурсы и экологическая безопасность Западной Сибири. – Новосибирск, 2004. С. 55.
[5]
Там же. С. 56.
|