Введение
Финансовый кризис захватил весь мир и стал по-настоящему глобальным. Россия также не избежала финансовых потрясений. Аналитики осторожны в прогнозах, как будет развиваться кризис и когда он закончится. Но все единодушны: финансовая система полностью изменится, изменится и финансовая структура мира. Попытаемся дать оценку причин и возможных последствий нынешнего кризиса, которыйс полной уверенностью можно назвать долговым.
Колыбелью кризиса является финансовая империя послевоенных лет - Соединенные Штаты Америки. К концу прошлого века долг государства, частного сектора и домашних хозяйств США приблизился к 200% ВВП. Проблема усугублялась значительным дефицитом торгового и платежного баланса, необеспеченностью доллара и его ролью мировой валюты.
Напомним, что во время Второй мировой войны капитал хлынул в страну, на территории которой не было военных действий - в США, что позволило объявить доллар фактически мировым эквивалентом. Кроме того, международные обязательства предусматривали возможность обмена долларов на золото. В 1971 г. Франция и Англия решили воспользоваться этим правом, однако выяснилось, что обеспечение долларов резервами не соблюдалось, и США не смогли произвести такого обмена. Все мировые держатели долларов больше не могли обменивать их на золото, иными словами, мир столкнулся с самым большим за всю историю дефолтом.
Очевидно, что кризис поставил под сомнение эффективность американской финансовой модели капитализма и ее жизнеспособность в условиях глобального рынка. Эта модель состояла из двух ключевых идей: 1) создание государств всеобщего благосостояния на территории Америки и Европы; 2) финансовая экспансия в развивающийся мир иодновременно вовлечение новых территорий в мир современного глобального капитализма.
1.
Финансовый кризис
финансовый кризис валютный инвестиционный
Предложенная модель выполнила возложенные на нее функции - произошло стирание финансовыхграниц, капитал стал интернационален. До «нулевых» годов полем деятельности международныхфинансовых институтов были новые регионы (в том числе и Россия) и информатизация экономической деятельности. Крах в конце 1999г. многих компаний, связанных с информатизацией, стоимость которых была сильно завышена, поставил США перед необходимостью искать новые источники аналогичной доходности.Тогда, в начале 2000-хгг., решение виделось простым - максимально низкие ставки по потребительским кредитам, в том числе ипотечным, в целях стимулирования потребительской активности - локомотива развития экономики в американской модели финансового капитализма. Проценты по долгосрочным кредитам были значительно ниже инфляции, что потенциально влекло банкротство банков в ближайшей перспективе. Коммерческие банки, осознавая это. «ушли в виртуальную реальность» — рынок финансовых инноваций, приносящих значительный доход и позволяющих делать кредиты дешевыми. Растущие цены на углеводороды. Расчеты по которым ведутся в долларах, требовали дополнительной эмиссии.
Кроме того, стоимость любых компаний, которые, так или иначе, были связаны с добычей сырья, возрастала в геометрической прогрессии, ч »о позволяло л им компаниям совершать крупные заимствования (опять-таки в долларах) на международном рынке капитала.
Если в 1960-х гг. на банковскую, брокерскую и страховую деятельность в большинстве развитых стран приходилось около 10% корпоративных прибылей, то в 2005г. в США и Великобритании эта цифра достигла 35%. Рынок деривативов, производных ценных бумаг, в настоящее время составляет 595 трлн .долл. - в 10 раз больше мирового ВВП. А объем биржевых деривативов (опционы и фьючерсы) достиг, по оценкам Банка международных расчетов. 2.3 квадриллиона долларов.
Таким образом, последствиями финансовой глобализации стали дерегулирование не только валютных рынков, но и банковских систем и инвестиционных правил. Это привело к гигантскому росту потока частных средств, что. с одной стороны, ускорило глобальные темпы роста, а с другой - повысило нестабильность в системе. В эту глобальную финансовую воронку очень быстро оказались втянуты практически все страны мира.
По мнению Дж. Сороса, нынешний кризис означает закат финансового капитализма и финансовой глобализации. Попытаемся сделать осторожный прогноз о характере новой финансовой архитектуры мира и определим его России в ней.
Во-первых,
повышается роль финансовых регуляторов - центральных банков и государства в целом. Так, например, так называемая программа Полсона, предложенная в марте 2008 г. и позднее детализированная. предлагает расширение функций ФРС США с точки зрения обеспечения стабильности всей финансовой системы, необходимость единой координации действий по регулированию различных сегментов финансового рынка, а также предоставление регуляторам «дополнительных чрезвычайных полномочий для ограничений временных рыночных нарушений».
В последнее время усилилась роль правительств практически всех стран, которые затронул финансовый кризис. Российским правительством также предпринимаются меры по стабилизации ситуации не только в банковской системе, но и в экономике в целом (поддержка стратегически важных производств. меры по поддержанию ипотечных заимствований, усиливается роль ЦБ РФ и т.п.).
Таким образом, финансовая либерализация постепенно сменяется финансовым администрированием.
Во-вторых,
мир входит в фазу финансовой регионализации. Коммерческие банки постепенно возвращаются к менее прибыльной, но и менее рискованной работе со своими традиционными клиентами - юридическими и физическими лицами. Данный вид деятельности более понятен, прозрачен и менее рискован. Однако традиционная деятельность подразумевает, что банк знает своего клиента, его проблемы и успехи. Иными словами, географически клиент должен быть близок банку.
В последние годы оценка стоимости активов и рисков производилась инвестиционными банками, которые сейчас находятся в глубоком кризисе. Поэтому в данной фазе коммерческим банкам придется самостоятельно оценивать риски по сделкам, оценивать кредитоспособность заем- шика и т.д., что повлечет создание инновационных систем оценки.
Регионализация финансовой сферы проявляется также и в том, что капитала в абсолютном выражении становится меньше, он становится дороже, риски растут, следовательно, свободных ресурсов для воплощения глобальных амбиций уже не существует.
Подтверждением этого тезиса является продажа региональных подразделений глобальных банковских групп.
Кроме того, финансовая регионализация может привести к изменению центров финансового влияния. В современных условиях возрастает роль суверенных фондов азиатских стран, что повлечет изменение подходов к формированию финансовой стратегии.
B
-третьих,
сохранится международная торговая система, так как в мире сложилась определенная отраслевая специализация по регионам и она вряд ли в скором времени изменится. Следовательно, сохранится и особое положение как самих США, так и американского доллара. Слабость доллара в последние голы была обусловлена завышенной стоимостью активов в самих США, а также ростом торгового дефицита с азиатскими странами. В настоящее время предложение капитала резко упало, торговый дефицит США перестал расти, и доллар постепенно укрепляется.
Таким образом, США, по-видимому, сохранят свои позиции мирового лидера.
Обобщая сказанное, следует отмстить, что при изменении финансовой архитектуры мира у России есть шанс выполнить амбициозную задачу стать мировым финансовым центром. Однако для этого необходимы грамотные и взвешенные решения по «мягкому» выходу страны из глобального финансового кризиса.
Для российской экономики в современных условиях критически важно укрепление национальной основы финансового рынка, который опирался бы в основном на внутренние источники ресурсов. Кроме того, важно сохранить и развивать национальный реальный сектор.
2. Пути выхода из мирового финансового кризиса Россией
Комплекс мер, которые позволят оздоровить финансовую систему страны, видится в следующем.
Расширение функций Центрального банка РФ, ориентация денежно-кредитной политики на обеспечение целенаправленного и эффективного социально-экономического развития Российской Федерации в целом и каждого региона в отдельности на основе эффективного формирования и использования денежных и кредитных ресурсов. Имеется в виду развитие экономики не только с точки зрения ее экстенсивного развития (количественные характеристики), но и интенсивного развития — повышения эффективности функционирования отдельных секторов национального хозяйства (качественные характеристики).
Необходимо изменить систему рефинансирования коммерческих банков. Рефинансирование может осуществляться под реальные активы, т.е. должна быть произведена переоценка рыночной стоимости и устойчивости ценных бумаг из ломбардного списка. Так, необходимо исключить тс компании, рыночная стоимость которых была сильно завышена по сравнению с реальной ценой, т.е. компании, которые потеряли более трети своей стоимости в период кризиса.
Должна быть разработана совершенно новая система оценки качества рисков. Общеизвестно, что рейтинговые системы оценки стоимости компаний и оценки рисков потерпели фиаско в период кризиса. Необходимо введение понятия «качество риска»,позволяющее произвести градацию риска даже водной группе показателей и в рамках однородных структур.
Необходимо произвести капитализацию рыночного хозяйства в целях адекватной оценки стоимости компаний. Капитализация невозможна без введения в рыночный оборот земли, интеллектуальной собственности (в реальном исчислении) и т. п. Следовательно, необходима разработка адекватных методик их опенки.
Возможно создание интеллектуального инвестиционного банка (ИИБ), основной целью деятельности которого должно стать долгосрочное кредитование инновационных проектов как частного, так и государственного секторов. Финансирование долгосрочных инвестиционных программ предполагает осуществление анализа и контроля за текущей деятельностью предприятий со стороны кредитного учреждения, то есть ИИБ становится непосредственным активным участником разработки стратегии и финансового обеспечения инновационной деятельности предприятий и научных организаций.
Необходимо создание системы мониторинга устойчивости банковской системы в целом и ее отдельных элементов, в том числе в региональном разрезе, а также разработка соответствующей методики.
Устойчивость (надежность) банковской системы предполагает способность системы выполнять базовые и появляющиеся новые функции независимо от характера внешних воздействий, в том числе на основе качественного изменения своей структуры. Данное определение предполагает возможность появления новых институтов, отвечающих требованиям быстро меняющейся внешней среды, не разрушая при этом основ построения кредитной системы, т.е. является динамичным.
Диагностика устойчивости банковской системы - это анализ и оценка ситуации в национальной банковской системе и се региональных системах, а также выявление позитивных и негативных факторов, способных вызвать изменения в банковской системе в ближайшей перспективе, а также возможность составить прогноз на более длительную перспективу. Диагностика устойчивости банковской системы должна осуществляться в ходе мониторинга устойчивости банковской системы, т.е. сбора данных, характеризующих состояние коммерческих банков и иных кредитных организаций на федеральном и региональном уровнях, их анализ и принятие на этой основе управленческих решений, а также прогнозное развитие банковской системы по выделенным параметрам. Следует отмстить, что решения могут иметь как оперативный, так и концептуальный, стратегический характер.
В последнее время попытки организовать мониторинг различных секторов и институтов финансового рынка предпринимались различными ведомствами, рейтинговыми агентствами, а также отдельными учеными и практиками. Однако, во- первых. практически все методики показали свою несостоятельность в период кризиса, а во-вторых, в региональном разрезе данная информация, как правило, находится только «в недрах» территориальных подразделений Банка России и недоступна широкому кругу лиц.
Следует отметить, что в настоящее время российская банковская система относительно устойчива, гак как доля частного долга к ВВП в России сравнительно низкая (например, в США — это 170% ВВП, в Южной Корее - 180%).
В настоящее время российская банковская система принимает характер частно-государственных банковской системы. Однако любая система жизнеспособна, если имеет различные функциональные элементы. Государственная банковская система показала в прошлом веке свою неэффективность. Кроме того, укрупнение банков — явление не всегда позитивное для развития банковского сектора, так как крупная структура, во-первых, трудно управляема, во-вторых, последствия от возможных финансовых проблем крупных банков значительно серьезнее, чем у мелких и средних банков. Структура реального сектора экономики включает крупные, средние и мелкие предприятия. Следовательно, кредитная система также должна быть представлена банками различной величины, которые обязательно найдут своего клиента. Задача мегарегулятора видится в адекватной оценке деятельности различных кредитных институтов в зависимости от их влияния на развитие реального сектора экономики.
Необходимым видится стимулирование кредитования реального сектора экономики, торговли. Во всех развитых странах мира центральные банки снизили процентные ставки практически до минимума, сделав деньги максимально дешевыми. Например, 8 января 2009г. Банк Англии объявил о снижении учетной ставки до 1,5%.
Представляется, что Банку России также надо изменить подход к определению ставки рефинансирования. Дорогие деньги ставят под вопрос сохранение и развитие национальной промышленности и торговли. Необходимо создание системы оценки кредитоспособности заемщика, адекватной его финансовому состоянию как в текущий момент времени, так и в перспективе с учетом меняющейся ситуации. Должна быть изменена опенка залога. В условиях падения цен на недвижимость и охлаждения рынка стоимость залога резко изменяется, что увеличивает стоимость кредита. Иными словами, методики оценки должны быть динамичными, т.е.соответствовать изменению параметров во времени в зависимости от изменения экономической ситуации.
Очевидно, что при наличии системной проблемы в отрасли предприятие нельзя поддержать индивидуально, не поддержав всю технологическую цепочку. А поддерживать всю эту цепочку у государства не хватит ресурсов, ни материальных, ни человеческих.
Поэтому государство, помимо компенсации части процентных ставок для наиболее значимых отраслей, должно реализовывать крупные инфраструктурные проекты (например, программа модернизации ЖКХ, строительства автомагистралей, газопроводов, нефтеперерабатывающих заводов и т.п.). Такие проекты создадут спрос на рабочую силу и различные составляющие (например, металлопрокат, строительные материалы и т. п.). Данные проекты с точки зрения развития страны гораздо более эффективны, чем простое кредитование даже самых значимых и крупных предприятий.
Государство в самый разгар кризиса выделило три крупнейших российских банка, которым была оказана поддержка. Однако в этом «первом эшелоне» не оказалось еще одного важного с точки зрения продовольственной безопасности страны банка — Россельхозбанка. Необходимо оказать кредитную поддержку данному банку в целях сохранения сельскохозяйственного товаропроизводителя. А это кредиты на посевную, на покупку кормов для скота и т.п. В современных условиях такое направление представляется стратегически важным.
Кроме того, Россельхозбанк должен поддерживать сельскохозяйственные кредитные кооперативы. На селе различные формы микрокредитования крайне необходимы и в период кризиса могут оказать поддержку значительной массе сельского населения
Заключение.
Конечно, для оживления экономики и «мягкого» выхода из кризиса необходим комплекс мер. включающий не только денежно-кредитные механизмы, но и налоговые льготы, административные мероприятия и т.д., которые в рамках одной статьи невозможно раскрыть.
Однако хочется отметить, что кризисы имеют особенность проходить, и остается страна, которой надо развиваться и становиться все более устойчивой к различного рода экономическим потрясениям.
Список использованной литературы
1) Ершов М. Системный сбой //Эксперт. - 2008. - N? 42. — С. 66-68.
2) Гурова Т. Удар силой в полтора триллиона дол¬ларов //Эксперт. - 2008. - N° 43. - С. 23 - 29.
3) Кокшаров А. От «семерки» к «двадцатке» // Эксперт. - 2008. - № 46. - С. 23 - 28.
4) Завадский М. Бывало и страшнее //Эксперт. - 2008. - № 50. - С. 34
5) Рубченко Л/. Цена простых схем //Эксперт. - 2008. - N° 50. - С. 20-24
|