Биологическое и социальное в человеке
Наследственность и воспитания
Человек — часть природы, имеет биологические свойства и подвластная биологическим закономерностям. Вместе с тем она — существо социальное, является носителем общественных характеристик и вне общества как человек не существует. Отсюда и возникает проблема соотношения биологического и социального в человеке.
С точки зрения современной науки и научной философии сущность человека ( то есть то, что определяет ее специфику, отличие от других живых существ) социальная, но необходимо признать наличие, значение и относительную самостоятельность ее биологической природы. Ученые считают, что биологическое в человеке "снятое" социальным. Это означает, что оно (это биологическое начало) преобразованное, в значительной мере подчиненное социальному, но не смещенное, хранится, образовывает с социальным диалектическое единство.
Генетически обусловленные, наследуются анатомо-физиологические характеристики, в том числе структура нервной системы, мозга, органов чувства. У новорожденного ребенка они от начала являются людскими. Прирожденная способность овладевать язык, мышление, стать личностью реализуется лишь в человеческом, социальном окружении, в мире культуры. Биологически обусловленные и параметры человеческого бытия, например, вековые этапы, продолжительность жизни. Но и здесь влияние социальных условий есть довольно ощутимым. Прирожденными есть определенные особенности нервно-психических реакций, темперамент, тип высшей нервной деятельности; возможно, и некоторые обдаровання, например, музыкальные, математические, — но, опять-таки, их проявление, развитие или, наоборот, торможения зависят от социальных условий, от обучения и воспитания. Есть предположения, что некоторые виды асоциальной (антиобщественной, преступной) поведения обусловленные генетическими факторами, однако и здесь, если человек психически нормальный, не сумасшедшая, решающее значение имеет влияние среды, условия жизни, воспитание, моральное самосознание. Которыми бы не были прирожденные особенности нервной системы, человек, который не страдает на психическое заболевание, способна контролировать свое поведение и несет за нее ответственность.
Нужды и стремление, которые называются высшими, — познавательные, моральные, эстетичные, потребность в общении и т.п. — небиологические, социальные за своим происхождением и содержанием. Общественно обусловленные соответствующие цели и мотивы поведения, направление мыслей, моральные принципы, мировоззрение, гражданские, политические позиции и т.п.
Каждый человек уникальный, неповторимая. Эта уникальность обусловлена уже биологически, потому что неповторимой есть у каждого человека комбинация генов ( за исключением однояйцевых близнят). Но она обусловлена и социально: неповторимый жизненный путь и опыт каждого человека и — что очень важно — способность к самоопределению. Человек испытает влияние и природы ( в частности своей биологической) и общества, и истории, но она — не пассивный продукт этих факторов, потому что имеет определенную свободу, выборочно относится к внешним обстоятельствам и влияниям, самая определяет линию своего поведения. Сильная духом человек бывает способен делать то, что считает своим долгом, требованием своего достоинства, вопреки обстоятельствам. Как писал И. Кант, "ты должен, итак, ты можешь". Даже и на свою биологию человек может влиять, корректировать свой естественный темперамент, укрощать инстинкты, определенной мерой руководить нуждами. Давно было сказано: "Любовь и голод правят миром". Однако же известно, что люди могут из религиозных соображений отказываться от брака или голодать с политических или других мотивов.
Одна из особенностей биологии человека — высокая пластичность, приспособляемость, отсутствие жесткой привязанности к определенным условиям существования, естественного среды. Этим приоткрывается пространство для действия социальных факторов и, в свою очередь, эти факторы уменьшают непосредственную зависимость от естественных, в частности биологических обстоятельств.
Благодаря трудовой деятельности и социальным формам жизни, взаимной поддержке для человека теряют решающее значение процессы и законы естественного отбора. Вместо того такого значения приобретают социальные закономерности, развитие и преемственность в сфере материальной и духовной культуры, то есть того в самом деле человеческого мира, который мы создаем самые.
С одной стороны, еще далеко не исчерпанные все возможности нашего организма, в частности нервной системы, колоссальных резервов мозга. С другой стороны, эти возможности все-таки не безграничные, их можно расширять, но с ними надо и считаться. Загрязнение среды, включая радиационное, увеличение нервно-психических перегрузок создают угрозу здоровью людей;
биологические следствия негативных факторов могут обозначиться и на следующих поколениях. Необходимые меры и усилия в международном масштабе для отворачивания этих следствий, оздоровление условий жизни.
Единство биологического, социального и духовного в человеке.
Не менее очевидно, что биологическая и социальная стороны человеческого бытия являются именно сторонами, неразрывно друг с другом связанными, образующими противоречивое единство.
Но в таком случае должна быть некая сила, способная соединить в человеке природные и социальные его качества, сила, становящаяся системообразующей в его реальном существовании. Такую роль играет самое, пожалуй, замечетельное изобретение человеческого рода - культура.
Человек понимается, таким образом, не как чисто природное существо и не как чисто социальное, и не как биосоциальный “кентавр”, а как существо трёхстороннее - био-социо-культурное.
Если человек является, как явствует из сказанного, трёхстороней системой - био-социо-культурной, то его изучение предполагает:
Познание целостности человеческого бытия в единстве его сущности и существования, в изоморфизме его филогенеза и онтогенеза, в диалектике общего (общечеловеческого), особенного (личностного, уникального); таково назначение философской антропологии; её проблемное поле - целостное бытие человека, его место в мире, его отношение к природе, обществу, культуре, к другому и самому себе, смысл его существования на земле;
Познание каждой из трёх сторон бытия - биологической, социальной, культурной - в её относительной самостоятельности; речь идёт, следовательно, во-первых, об изучении того, как проявляются в жизни человека на всех её уровнях (родовом, групповом и индивидуальном) и во всех аспектах (структурном, функциональном и эволюционном) законы природы - таково проблемное поле биологической (в частности, медицинской) антропологии; речь идёт, во-вторых, об изучении взаимоотношений человека и общества - таково содержание социальной антропологии, проблемное поле которой определяется тем, что общество даёт человеку и что он даёт обществу, как общество создаёт условия совместного существования и коллективной деятельности людей и как они создают и пересоздают своё общественное бытиё; речь идёт, в-третьих, об изучении взаимодействия человека и культуры - таково содержание культурантропологии; её проблематика - принципы сотворения человеком “второй природы” как “мира человека”, “ноосферы”, искусственной среды обитания, и пути сотворения человека культурой.
Разумеется, все три антропологические дисциплины и лежащая в их основе философская антропология в определённых пунктах пересекаются, накладываются друг на друга, но и в тех своих разделах, в которых выявляется теоретическое своеобразие каждой, они обмениваются информацией, соучаствуют в комплексных, междисциплинарных решениях смежных проблем.
в)Третий уровень научного человекознания определяется необходимостью вычленения различных конкретных сторон, свойств, процессов человеческой жизни и деятельности ради их углублённого познания, ибо оно требует специфических методов; таковы конкретные медицинские науки, психология, педагогика, этика и т.д. - нет нужды перечислять все эти отрасли знания, тем более, что развитие научной мысли непрерывно расширяет - и будет расширять в дальнейшем - круг частных отраслей человековедческого знания;
|