Баталов А.Л.
Шатровая церковь Андрея Стратилата Спас-Тушинского монастыря датировалась в литературе концом XVI в. по двум описаниям этой обители, в писцовых книгах времени царя Феодора Иоанновича. Обе книги опубликованы Н. В. Калачовым. Одна из них, писцовая книга земель Троице-Сергиева монастыря не датирована и писец, составивший ее, не указан.1 Другая, поместных и вотчинных земель в Московском уезде "письма и меры Тимофея Андреевича Хлопова со товарищи", относится к 1584-1586 гг.2 В первой, недатированной, помещено: "Троице-Сергиева монастыря монастырь Преображенье Спасово на рчк. на Всходне; а на монастыре церковь Преображенье Спасово камена, да церковь камена ж святого мученика Ондрея Стратилата, ставят ново, не доделана; а в церкве Преображенье Спасово, образы, и свечи, и книги, и колокола и всякое церковная строенье старого вотчинника Андакана Тушина с братьею..."3 Во второй, относящейся к 1584- 1586 гг. указано: "Троицы ж Сергиева монастыря монастырь особной на рчк. на Всходне, а на монастыре церковь камена Преображенье Спасово, да церковь каменая ж Ондрея Стратилата..."4
В публикации отрывков из писцовых книг В. и Г. Холмогоровыми ошибочно датировка второй книги была приписана недатированной описи из первой.5 П. А. Раппопорт повторил ошибку Холмогоровых и датировал церковь Андрея Стратилата 1584- 1586 гг 6 по книге земель Троице-Сергиева монастыря, дата составления которой на самом деле отсутствует.
Однако, несмотря на ошибочность в атрибуции текстов, сравнение книг может привести к выводу, что церковь Андрея Стратилата действительно была построена к 1584-1586 гг. В недатированной книге она упомянута как строящаяся, а в описи 1584- 1586 гг. как уже существующая без дополнительных указаний. Может показаться, что поэтому недатированная перепись земель Троице-Сергиева монастыря составлена раньше книг "письма и меры" Т. А. Хлопова. Между тем, такой кажущийся логичным вывод был бы ошибочным.
Сравним описания деревень в обеих книгах. В недатированной книге в описании, например, деревни Горлово Сурожского стана мы читаем: "... а в ней пашни паханые сер. земли 8 четьи, да лесом поросло 24 четьи в поле, в дву потомуж, сена 10 копен" 7. В книге 1584-1586 гг. указано: "Дер. Горлово, Голково тож: пашни паханые сер. земли 4 четьи, да пер. 28 четьи в поле, а в дву потому ж, сена 10 копен".8 Нельзя не обратить внимание что по последней записи количество пахатной земли уменьшилось на четыре четьи и ровно на столько же увеличилась площадь перелесков. Такую же картину мы наблюдаем и в соседней деревне Протасово9 и во многих других случаях. Можно ли сказать, что за время, прошедшее после составления недатированной книги перелески покрыли часть паханой земли? Логичнее предположить обратное: за этот период земля, занятая перелесками, была распахана. Но это означает, что недатированная книга составлена не раньше, а позже датированной, и это соответствует представлениям об истории русской деревни в конце XVI в. В 1584-1586.гг. еще сохранялись последствия запустения и разорения земли, произошедшего в эпоху грозненского террора.
Такое предположение подтверждается описанием села Давыдовского в том же Сурожском стане. В недатированной книге помещено: "... вотчиною владеет княгиня старица Олександра четвертой год, а дана ей та вотчина монастыря по ее живот... и то слц. Давыдовское... по государеву... Федора Ивановича... указу, отписано на государя...".10 Однако в датированной книге 1584-1586 гг. село по-прежнему указано во владении Троице-Сергиева монастыря11, что можно объяснить только тем, что по времени составления эта запись предшествует первой.
Есть и еще одно обстоятельство, по которому книга земель Троице-Сергиева монастыря не могла быть составлена даже до 1586 г. В помещенной здесь описи земель Успенского Подсосенского монастыря мы читаем: "а у мелницы мелник.., а мелит на королевин обиход к пречистой под Сосенки".12 Это означает, что в момент составления переписи в этом монастыре уже жила Мария Владимировна Старицкая, королева Ливонская, заключенная в эту обитель только в 1586 г.13
Однако мы сталкиваемся с одним противоречием: в книге 1584-1586 гг. церковь Андрея Стратилата уже упомянута как каменная, а в тексте, составленном, как мы сейчас показали, после 1586 г., указано, что ее только еще строят. Разрешить это противоречие можно, обратившись к более ранним документам, относящимся к истории монастыря.
Как известно, Спасский монастырь был вотчинной обителью семейства Тушиных. В 1570 г. он вместе с селом Тушином был передан дочерью Федора Тушина княгиней Степанидой (в иноках Софьей) Телятевской Троице-Сергиеву монастырю. Во вкладной книге Троице-Сергиева монастыря существует запись: "78(1570) -го году по Федоре Михайловиче Тушине да по сыне ево Ондрее и по себе дала вкладу дочи ево Федорова князь Петрова княгини инока Софья Телятевского вотчину отца своего в Московском уезде из Всходне Спасской монастырь, а на монастыре храм каменной вверх, Преображения Господня да предел Благовещения... другой храм каменной же Андрея Стратилата да ограды каменны 53 сажени, да ворота каменные".14
Судя по этой записи, уже в 1570 г. в монастыре был каменный храм Андрея Стратилата. Какой же тогда храм мог строиться в момент составления писцовой книги земель Троице-Сергиева монастыря?
Сомневаться в точности вкладной записи, сохранившейся в списке 1638/39 гг.15 у нас нет оснований. Описание монастыря не может быть интерполяцией XVII в., поскольку каменные ограда и ворота, не упоминаемые в писцовых книгах времен Феодора Иоанновича, не могли возникнуть в XVII в., так как после разорения в междуцарствие монастырь перестал существовать.16 Кроме того, их нет и в описях XVII в. Также не встречается в последующих переписях и придел Благовещения. В оригинальной записи 1570 г. мы встречаем указание на возможное шатровое завершение церкви Преображения Господня, в то время как церковь Андрея Стратилата, дошедшая до конца XVI в. была шатровой. Можем ли мы подозревать, что это одна и та же церковь и противоречие возникает вследствие перемены посвящения престолов? На этот вопрос можно ответить отрицательно. В писцовых книгах 7131 и 7132 гг. (1623-1624 гг.) гг. записано: "...а в нем церковь Преображения Господня с трапезою каменною, разорен да другая церковь Андрея Стратилата каменная шатром вверх...".17 Кроме указания на шатровое завершение церкви Андрея Стратилата здесь содержится указание на то, что церковь Преображения была трапезным монастырским храмом. Описание ее в книге земель Троице-Сергиева монастыря говорит о том, что церковь была построена скорее всего Андаканом Тушиным и его братьями. Андакан Тушин (Агдакан, Андак)18 был братом инокини Софьи (Степаниды) и был жив еще в 1563 г. Поскольку к 1570 г. он уже умер, то церковь могла быть им построена в 1550-1560-е гг. Трапезная церковь того времени могла быть шатровой. Нельзя также не учитывать, что выражение "вверх" могло и не означать шатер, а указывать на помещение храма на втором этаже трапезной, над нижними службами.
Отсутствие в тексте вкладной книги 1570 г. каких-либо характеристик церкви Андрея Стратилата позволяет сделать вывод о том, что она не была шатровой. О том, когда могла быть построена эта церковь у нас нет данных. Можно только предположить, что ее посвящение связано с вероятным патрональным святым Андрея Тушина, которому до 1562-1563 гг. принадлежало село Тушино. Он был братом известного уже нам Андакана и, судя по тексту своего завещания 1562-1563 гг., был старшим братом среди потомков Федора Михайловича Тушина.19 Весьма вероятно, что его патрональным святым был Андрей Стратилата и им построена церковь во имя своего небесного покровителя 20. Во всяком случае посвящение престола Андрею Стратилату достаточно редко для монастырских храмов. На участие Андрея Тушина в украшении монастыря есть косвенное указание в книге земель Троице-Сергиева монастыря: "всякое церковное строенье старого вотчинника Андакана Тушина с братьею".
Существующие документы позволяют констатировать, что 1570 г. покойными братьями Тушиными, а может быть их отцом, были построены две каменные церкви: трапезная Спасо-Преображения и церковь Андрея Стратилата. Писцовая книга 1584-1586 гг. упоминает именно эту церковь Андрея Стратилата и поэтому описывает ее как существующую. К сожалению эта книга более лаконична, чем книга земель Троице-Сергиева монастыря и не указывает на внутреннее "строенье" церквей. Монастырская же книга, составленная после 1586 г., упоминает, как мы видели только "строенье" Преображенской церкви, поскольку храм Андрея Стратилата был в процессе строительства. Но это может быть дополнительным косвенным доказательством в пользу достоверности известия этой книги о строительстве новой церкви Андрея Стратилата.
В связи с чем вместо храма, построенного до 1570 г., стали строить новую церковь, сейчас сказать трудно. Можно предположить вероятно только два варианта: или старый храм был построен еще отцом Андрея Тушина, Федором21 и к концу 1580-х гг. обветшал, или он сгорел во время пожара.
Строительство новой церкви Андрея Стратилата в приписном монастыре должна была происходить уже не на средства Тушиных, а на иждивение Троице-Сергиева монастыря, скорее всего, из сумм, поступавших от вложенной в монастырь Тушиными вотчины. И действительно, в писцовых книгах 1623-1624 гг. указывается: "а в церкви образы, и книги и свечи и колокола все монастырское строенье Живоначальныя Троицы Сергиева монастыря..."22 Это еще раз свидетельствует о том, что перед нами уже другая церковь, построенная монастырем, а не братьями Тушиными.
Итак в течение XVI в. в Спас-Тушинском монастыре было построено две каменные церкви во имя Андрея Стратилата. Вторая, шатровая церковь была построена после 1586 г. и просуществовала до 1880-х гг.
Примечания
1. "Список с писцовой и межевой книги (царств. Феодора Иоанновича) землям Троицы-Сергеева монастыря в станах:...; писца не означено..." // Клачов Н. В. Писцовые книги Московского государства. СПб., 1872. Ч. 1, отд. 1. С. 53
2. "Список с писцовой книги 7093 и 7094 (1584-1586) гг. поместных и вотчинных земель в станах... письма и меры Тимофея Андреевича Хлопова с товарищи..." // Там же. С. 96.
3. Там же. С. 54.
4. Там же. С. 149.
5. Холмогоровы В. и Г. Исторические материалы о церквах и селах XVI- XVIII вв. Загородская десятина (Московского уезда) М., 1886. Вып. III. С. 211.
6. Раппопорт П. А. Русское шатровое зодчество конца XVI в. // МИА, 1949, № 12. С. 251.
7. Калачов Н. В. Указ. соч. С. 61.
8. Там же. С. 108.
9. Там же. С. 61, 108.
10. Там же. С. 61.
11. Там же. С. 108.
12. Там же. С. 81.
13. Зимин А.А. В канун грозных потрясений. М., 1986. С. 140.
14. Вкладная книга Троице-Сергиева монастыря. М., 1987. С. 122.
15. Вкладная книга издана по спискам 1638/39 и 1672/73 гг. За основу принят список 1672/73 гг.- Там же. С. 5-6.
16. Уже в книгах 1623-24 гг. сказано: "Живоначальныя Троицы Сергиева монастыря вотчина село, что был монастырь Всходня..." - Холмогоровы В. и Г. Указ. соч. 211.
17. Там же.
18. В 1557/58 г. в Ивангороде были воеводами кн. Г. А. Куракин и Агдакан Тушин (Разрядная книга 1550-1636 гг. М., 1975. Т. 1. С. 75) В 1563 г. 10 января "дал вкладу Андак Тушин по отце своем Федоре денег 50 рублев" (Вкладная книга. С. 122). Так как он был жив в 1563 г., вероятно, он и упоминаем в завещании своего брата Андрея (Рождественский С. В. Служилое землевладение в Московском государстве XVI в. СПб, 1897. С. 69).
19. В отличии от Андакана и Степаниды, в 1562-1563 гг. он уже имел внуков от первой, покойной к тому времени, дочери и от третьей. (Рождественский С. В. Служилое землевладение. С. 69).
20. Отметим, что среди Тушиных было распространено имя Андрей. В 1587/88 г. в Ивангороде осадный голова Андрей Васильевич Тушин; в 1588/89 - Андрей Иванович Тушин (Разрядная книга. С. 271, 284). Может быть это связано с особым почитанием св. Андрея Стратилата, храм которого был в их вотчинном монастыре.
21. И. Ф. Токмаков упоминает, что в 1536 г. вотчину получил Тушин, от которого село получило свое название.(Токмаков И. Ф. Село Спас-Тушино Московской губернии и уезда. М., 1905. С. 3. Храм мог построить Федор Тушин ю имя ангела своего старшего сына Андрея.
22. Холмогоровы В. и Г. Указ. соч. С. 211.
|