«Ненужная война» (по роману «Война и мир» )
Автор: Толстой Л.Н.
...Там незачем было драться.
Л. Толстой
Жизнь и судьбы героев романа Льва Николаевича Толстого “Война и мир” теснейшим образом связаны с историей России. Глазами действующих лиц романа мы видим смотры войск, военные советы, подвиги солдат на полях сражений, слышим распоряжения главнокомандующих; видим раненых и убитых, муки и страдания людей, победы и поражения.
В октябре 1805 года Россия двинула свои полки на запад, на территорию Австрии, чтобы вместе с союзниками выступить против армии Наполеона. Описывая события 1805-1807 годов, Толстой показывает, что народам эта война была навязана. Русские солдаты, находясь вдали от родины, не понимают цели этой войны, не хотят бессмысленно класть свои жизни. Смотр войск в Браунау показал полное безразличие к предстоящему походу. Кутузов лучше многих понимает ненужность этой кампании для России. Он видит равнодушие союзников в его армии, желание Австрии воевать чужими руками. Кутузов всячески оберегает свои войска, задерживает их продвижение к границам Франции. Это объясняется не недоверием к воинскому мастерству и героизму русских, а желанием уберечь их от бессмысленной бойни. Когда же сражение оказалось неизбежным, то русские солдаты показали свою всегдашнюю готовность помочь союзникам. Принять на себя главный удар. Четырехтысячный отряд под командованием Багратиона под деревней Шенграбен сдерживал натиск врага, “в восемь раз” превосходящий его численностью. Это дало возможность продвинуться основным силам. Чудеса героизма показало подразделение офицера Тимохина. Оно не только не отступило, но нанесло ответный удар, что спасло фланговые части армии. Настоящим героем Шенграбенского сражения оказался мужественный, решительный, но скромный перед начальством капитан Тушин. Находясь в центре позиции, без прикрытия, батарея капитана стреляла без перерыва по врагам. Не дрогнула команда капитана Тушина, когда по ним стали бить из десяти орудий. На примере таких скромных героев Толстой показал истинный патриотизм, основанный на чувстве долга присяге и любви к родине.
Вся бессмысленность кампании показана писателем при подготовке высшего генералитета к сражению под Аустерлицем. Они считают, что Наполеон не готов к нему, боится решительного столкновения с противником. Австрийский генерал Вейротер, читая свой план операции, говорит: “Первая колонна марширует... Вторая колонна марширует... Третья колонна марширует...” Но на деле никакого “марша” не оказалось. Воспользовавшись туманом, незаметно подошли французские войска. Возникла паника, русские войска побежали назад. Как и предполагал Кутузов, сражение было проиграно.
Говоря с Пьером о предстоящем Бородинском сражении, Андрей Болконский вспоминает причину поражения под Аустерлицем: “Сражение выигрывает тот, кто твердо решил его выиграть. Отчего мы под Аустерлицем проиграли сражение?.. Мы сказали себе очень рано, что мы проиграли сражение,— и проиграли. А сказали мы это потому, что нам незачем было драться: поскорее хотелось уйти с поля сражения. “Проиграли — ну так бежать!” Мы и побежали. Ежели бы до вечера мы не говорили этого, Бог знает,, что бы было. А завтра мы этого не скажем”.
Будучи пацифистом, Толстой все же видит существенную разницу между двумя кампаниями: 1805-1807 и 1812 годов. На Бородинском поле решалась судьба России. Здесь желания спасти себя, равнодушия к происходящему у русских людей не было. Здесь, как сказано у Лермонтова, “и умирать мы обещали, и клятву верности сдержали мы в Бородинский бой”. В заграничном же походе ситуация была другая.
|