Филиал Негосударственного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«СТОЛИЧНАЯ ФИНАНСОВО-ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ»
в г. Волгодонске
Факультет: Психологии, педагогики и права
Специальность: Психология
Контрольная работа
По дисциплине
________________________________________________________
Тема: «Этнопсихология народов Азии »
Студент (ка)
____________________________________
студенческий билет №_________________
Проверил______________________________________
оценка____________________дата__________________
подпись_______________________________________
Волгодонск
2011 г.
Оглавление
Введение
I. Психология народов
II. Этнопсихология народов Азии
Заключение
Библиографический список
Введение
Анализируется исторический путь развития этнопсихологии традиционных народов в мировой научной мысли. Формирование и развитие этнопсихологической науки за рубежом привело к обоснованию наличия у каждого народа своего совершенно специфического национального характера, проявлением которого является функционирование в его психике определенного набора черт, влияющих на сознание, мотивы поведения и всю деятельность людей. Была выработана точка зрения о том, что национальный характер формируется главным образом под воздействием культурных институтов в процессе обучения и воспитания ребенка, под влиянием системы ценностей и поведения взрослых. В последние годы этнопсихологическая наука в зарубежных странах приобрела направление кросскультурного изучения представителей различных национальных общностей в процессе общения и взаимодействия. В этой работе мы, пусть и кратко, но поговорим о народах стран Востока.
I
.
Психология народов
Этническая психология или этнопсихология — одна из ветвей психологии, считающая своим предметом особенности психического склада различных рас и народов; самый крупный раздел социальной психологии.
Термин «этническая психология» (нем. Völkerpsychologie
) был предложен во 2-й половине XIX в. немецкими философами и лингвистами Г. Штейнталем и М. Лацарусом, пытавшимися обосновать понятие этнической психологии и сформулировать её задачи. Опираясь на психологию И. Гербарта и трактуя с гербартианских позиций концепцию «народного духа» (по аналогии с индивидуальным сознанием), они пытались доказать на страницах основанного ими в 1859 г. журнала «Психология народов и языкознание» (нем. Zeitschrift fur Völkerpsychologie und Sprachwissenschaft
), что язык, религия, право, искусство, наука, быт, нравы и т. п. получают конечное объяснение в психологии народа как носителя коллективного разума, воли, чувств, характера, темперамента и т. п. Согласно такому пониманию, все явления социальной жизни представляют собой своеобразную форму «эманации народного духа». Задача психологии народов как отдельной науки — познать психологически сущность духа народа, открыть законы, по которым протекает духовная деятельность народов.
В. Вундт подверг критике интеллектуализм воззрений Г. Штейнталя и М. Лацаруса и выдвинул столь же идеалистическое волюнтаристское понимание сущности и задач этнической психологии. Он отказался от неопределённого понятия «дух целого» и придал психологии народов более реалистичный вид, предложив программу эмпирических исследований языка, мифов и обычаев — своего рода социологию обыденного сознания. В его варианте психология народов — это описательная наука, не претендующая на открытие и создание законов, но фиксирующая особенности «глубинных слоев» духовной жизни людей. Для Вундта народное сознание представляло собой «творческий синтез» индивидуальных сознаний, порождавший качественно новую реальность, обнаруживаемую в продуктах надындивидуальной деятельности.
В России идеи этой школы развивались в учении лингвиста А. А. Потебни. Также вопросы этнической психологии разрабатывал Г. Шпет, выступивший в 20-х гг. XX века с резкой критикой В. Вундта и генетического подхода (Штейнталь, Лацарус и др.) и пытавшийся обосновать своё понимание этнической психологии с позиций феноменологии Э. Гуссерля.
Школа психологии народов послужила отправной точкой для развития понимающей психологии В. Дильтея и Э. Шпрангера, а также французской социологической школы.
Задавшись вопросом о природе социальности, психология народов решала вопрос о соотношении индивидуального и социального сознаний в пользу последнего. Согласно Штейнталю, все индивиды одного народа несут отпечаток особой природы данного народа как на своем теле, так и на своей душе. Воздействия «телесных влияний» на душу вызывают появление общих социально-психологических качеств у разных представителей одного народа, вследствие чего все они обладают одним и тем же «народным духом». Это психологическое сходство индивидов проявляется в их самосознании. Природа его метафизична, и понимание ее затруднительно, возможно лишь описание его проявлений.
В изучении проблем этнической психологии, наряду с психологами, приняли участие лингвисты, историки, археологи, социологи, этнологи, антропологи и многие другие. Был собран огромный фактический материал по психологии различных племён и народов. Особенно много внимания уделялось исследованиям психологии первобытных народов (французский учёный Л. Леви-Брюль, немецкий учёный Р. Турнвальд и др.).
.
II.
Этнопсихология народов Азии
Любой этнос всегда проявляет себя как сложная социальная система. Поэтому он имеет множество различных характеристик, с одной стороны, сходных с другими общностями, а с другой, выделяющих его среди них. Возможность длительного существования этнической общности обуславливается функционированием и постоянным совершенствованием ее внутреннего содержания, находящего выражение в национальном сознании и самосознании. Национальных ценностях, интересах, вкусах и самооценках, национальной культуре и языке.
Констатируя различия в культуре и традициях, внешнем облике племен и народностей, ведущих традиционный образ жизни, сначала древнегреческие мыслители, а затем и ученые других государств, предпринимали попытки определить природу этих различий. Среди таких факторов можно выделить географическую среду и природные условия, в которых происходило формирования этнической общности; формы и методы воспитания детей; обычаи, нормы и законы поведения людей; религию; преобладающую форму хозяйственной деятельности, экономическую и социально-политическую ситуацию и в значительной степени исторические условия. Для удобства изъяснения применим метод разделения на группы, и отметим этнопсихологические особенности кочевых и оседлых народов Азии.
· Этнопсихологические особенности кочевых народов Азии.
Кочевник мыслит и живет категориями пространства и миграции перекрывающего огромные расстояния, вносящего хаос и расстройство в оседлые сообщества. Он ни к чему не привязан, но способен мгновенно принять нужное адекватное ситуации решение. Психология и ценности кочевника-скотовода, потребляющего дары животного мира, выпасая стада, не затрачивая больших усилий на их содержание. Он осуществляет, по существу, присваивающий способ жизни. Психология кочевника во многом отличается от психологии оседлого человека, в особенности, во время дальних захватнических походов. Известно, что в таких походах степняки обычно перемещались вместе со стадами коней, верблюдов и так далее. При этом мотивы похода, в какой-то мере были всегда экологические. Так, целью кочевых этносов, кроме простого грабежа, были еще и пастбища. Не даром они по пути безжалостно уничтожали все очаги земледельческой цивилизации.
· Этнопсихологические особенности оседлых народов Азии
Оседлый земледелец мыслит категориями времени и эволюции. Земледелие вырабатывает у народов миролюбивый характер, создает материальные основания для гуманизма, смягчает нравы, так как в этой системе жизнеобеспечения даже слабый человек может найти применение своим силам, земледелие вырабатывает сложные и тонкие формы взаимоотношения людей с миром животных и растений, с природой в целом: значимость растительного и животного мира в жизни земледельца формирует чувство любви, причастности, бережного отношения к этому миру. Земледельческий труд вырабатывает уважение и благоговение перед жизнью, в том числе и перед человеческой.
Часть этнопсихологического знания уделена, исследованию влияние религий на формирование менталитета, в нашем случае, азиатских народов.
На протяжении тысячелетий религия, традиция и складывавшийся на этой основе менталитет не только формировали групповой опыт поколений и стабильную систему общепризнанных нормативных ценностей, но также являли собой фундамент духовного развития общества.
Религия способствовала созданию того или иного общества, той или иной цивилизации. И лучше всего это видно при сопоставлении Востока и Запада, а точнее - западноевропейского античного и неевропейского «азиатского» путей развития.
В сфере взаимоотношений религиозной традиции, общества и государства индо - буддийское общество противостоит исламскому и китайскому. Они ориентированы на сильную и эффективную власть, на доктринально санкционированную слитность, практическое единство общества и государства.
Этнопсихологические особенности, собственно народов Азии:
1. Евреи
Характер каждого народа в большей или меньшей степени определен его историей, однако для евреев жесткие исторические условия обусловили принципиальные особенности менталитета. Формирование иудаизма шло одновременно с формированием этнопсихологических черт части семитских племен, которые стали называться евреями. Поэтому иудаизм и был одним из основных факторов сформировавших специфические особенности этнопсихологии этого народа. Для евреев характерны: старательность, настойчивость, упорное стремление к поставленным целям во всех видах деятельности; умение быстро приспосабливаться к изменившимся условиям жизни; гибкость мышления, проницательность, изобретательность, способность импровизировать, рационализм и способность всегда видеть перспективу; обостренная чувствительность, склонность находить обиду там, где ее нет; склонность жаловаться на свое положение, проявление комплекса "униженного".
2. Арабы
Арабы — представители двадцати двух государств Ближнего и Среднего Востока, имеющие общие этнические корни и сходную психологию. Они являются жизнерадостными и веселыми людьми, отличающимися наблюдательностью, изобретательностью, приветливостью. Вместе с тем им очень часто недостает инициативности и предприимчивости, а недальновидность, беззаботность и беспечность по отношению к будущему порождает немало трудностей в их жизни и деятельности. Под воздействием арабского языка, для которого свойственны лексические и синтаксические повторы, гиперболы, метафоры, особое ритмико-интонационное построение речи, у арабов вырабатывалась склонность к преувеличению в оценке результатов восприятия окружающей действительности. Мусульманская доктрина, ее нравственность, насаждаемая веками среди арабов, всегда исходили из абсолютного значения для людей норм морали, установленных Кораном. В то же время результатом влияния мусульманской религии стало широкое распространение среди арабов различного рода суеверий и предрассудков, которые вносят чрезмерную настороженность, подозрительность в восприятие и осмысление окружающего.
В целом в процессе межличностного общения и взаимодействия арабы миролюбивы, любознательны, приветливы, легко идут на взаимный контакт, стремятся всемерно способствовать продолжению взаимоотношений
3. Китайцы
Китайцы широко известны как малоприхотливые люди. Испокон веков они довольствовались тем, что имели, стараясь добыть минимум для пропитания в условиях тяжелой борьбы за существование. Оказала свое влияние и конфуцианская идеология, ориентировавшая сознание людей не на прелести загробной жизни, а на довольство минимумом в условиях реальной жизни. В результате неприхотливость, умеренность, приспособляемость, довольство малым стали целым комплексом взаимосвязанных черт их национального характера. Китайцы — энергичные, предприимчивые люди, стремящиеся в любых условиях достичь поставленной цели.
Сложные климатические и природные условия страны обусловили ту исключительную роль, которую всегда играли в стране община и коллективный труд. В результате у китайцев сформировались и всегда очень ярко проявляются такие национально-психологические качества, как жесткая дисциплина, высокая степень зависимости индивида от группы.
4. Японцы
Особенности географического положения Японских островов позволили стране развиваться самостоятельно, занимать доминирующее положение в международных контактах. За всю историю Японии её территория только дважды подвергалась угрозе иноземной агрессии. Данный факт играл важную роль и в процессе формирования японского национального сознания и культуры. Внешние заимствования производились избирательно и только в тех сферах, которые определялись потребностями общества, или той его части, полем действия, которой являлись внешние политические и культурные контакты.
Этнопсихологические особенности народов Южной Азии
Для этнической ситуации в Южной Азии характерно наличие крупных народов, консолидированных в нации, народности, а также большого числа мелких групп так называемого "племенного" населения, стоящего на тех или иных ступенях разложения первобытно-общинных отношений. Все это оказывает существенное влияние на формирование этнопсихологических особенностей этих народов.
Этнопсихологические особенности народов Юго-Восточной Азии
Там обитают этносы, относящихся ко многим антропологическим расам, языковым семьям и группам, хозяйственно-культурным типам, что делает изучение народов Юго-Восточной Азии с точки зрения этнопсихологии особенно интересным, так как наряду с промышленно развитыми народами там в отдаленных, географически изолированных, местностях обитают группы населения, находящиеся на разных уровнях разложения первобытнообщинных отношений и сохраняющие традиционные черты менталитета.
Заключение
Раскрывается роль и значение этнопсихологии в системе общественных и других наук, даются определения ее предмета, основных понятий и методологической основы. Среди этнической психологии можно выделить: всесторонне осмысление и обобщение данных о факторах и источниках формирования национально-психологических особенностей представителей отдельных наций, выявление специфики их развития и проявление в внутри- и межнациональном общении. Методология этнической психологии определяется своеобразием ее предмета: чтобы успешно исследовать национально-психологические особенности людей, нужно верно представлять себе их содержание, закономерности формирования и функционирования, соотношение с другими элементами общественного сознания.
Библиографический список
1. Антология исследований культуры. Т. 1. Интерпретация культуры. - СПб., 1997. 2. Арутюнян Ю. В., Дробижева Л. М., Сусоколов А. А. Этносоциология. - М., 1998. 3. Введение в этническую психологию. - СПб., 1995. 4. История ментальностей, историческая антропология. Зарубежные исследования в обзорах и рефератах. - М., 1996. 5. Лебедева И. М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. - М., 1998. . Стефаненко Т. Г. Этнопсихология: учебник. - М, 2000. 6. Стефаненко Т. Г., Шлягина Е. И., Ениколопов С. Н. Методы этнопсихологического исследования. – М., 1993. 7. Этнос и политика: Хрестоматия /Авт.-сост. А.А. Празаускас. – М., 2000. 8. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология: учебник. - М, 2000.
|