ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
СОЦИАЛЬНО ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
Доклад:
«Подход к изучению личности в трудах Карен Хорни»
Выполнил: Розанов С. Ю.
Специальность 050718-
Специальная педагогика
Курс III, группа 33
Проверила: Шакирова Э.Ф.
Москва
2010-2011 учебный год
Карен Хорни 1885-1952
Теория личности К. Хорни
- система представлений, которые развивались в дискуссии со многими положениями З.Фрейда. Были отвергнутыми пансексуализм
и фатальная роль детства в формировании характера и неврозов, достигнуто понимание роли культурной среды в возникновении неврозов. В теории Хорни основой выступает чувство базальной
тревожности, обусловленное противостоянием индивида природным и социальным силам. Общество, с одной стороны, способствует формированию у индивида определенной структуры потребностей, а с другой, выступает преградой для их реализации. Это приводит к возникновению чувства тревоги и поведения, ориентированного на достижение безопасности, а в конечном счете и к формированию определенного типа личности (агрессивного, уступчивого и отчужденного от общества).
Путь Карен Хорни в психологии.
К
арен Хорни
(1885-1952) относится к числу наиболее выдающихся психоаналитических мыслителей двадцатого столетия. Получив медицинское образование в университетах Фрайбурга, Геттингена и Берлина, она начала свой персональный анализ у Карла Абрахама в 1910 году, а в 1920 году стала одним из основателей Берлинского психоаналитического института. В двадцатые и в начале тридцатых годов она пыталась модифицировать теорию Зигмунда Фрейда о женской психологии, оставаясь еще в рамках ортодоксальной теории. Ее работы слишком опережали свое время, чтобы привлечь к себе то внимание, которого они заслуживали, но со времени их повторной публикации (1967) в виде сборника под общим названием "Женская психология", Хорни считается основополагающей фигурой феминистского психоанализа.
В 1932 году Хорни приняла приглашение Франца Александера стать вторым директором только что созданного Чикагского психоаналитического института, но в 1934 году переехала в Нью-Йорк для работы в Нью-Йоркском психоаналитическом институте. Под влиянием новых социальных и интеллектуальных течений в США она опубликовала две книги – "Невротическая личность нашего времени" (1937) и "Новые пути в психоанализе" (1939), в которых отвергаются некоторые основополагающие положения фрейдистской теории, а ее биологическая направленность заменяется культуральной и межличностной. Эти книги так потрясли ортодоксальных коллег Хорни, что они вынудили ее уйти из Нью-Йоркского психоаналитического института. В этой фазе своего научного поиска Хорни примкнула к неофрейдистам, относящимся к культуральному направлению психоанализа, таким как Гарри Стек Салливен, Эрих Фромм, Клара Томпсон и Абрахам Кардинер.
Оставив Нью-Йоркский психоаналитический Институт, Хорни в 1941 году основала Американский институт психоанализа и в более духовно близкой ей атмосфере продолжала развивать свою теорию. В работах "Самоанализ" (1942), "Наши внутренние конфликты" (1945) и "Невроз и личностный рост" (1950) она утвердила, что с тревогой, которую порождают отсутствие ощущения безопасности, любви и признания, личность справляется тем, что отказывается от своих истинных чувств и изобретает для себя искусственные стратегии защиты, как внутрипсихической, так и межличностной.
Идеи Хорни прошли в своем становлении несколько этапов, и поэтому ее имя означает разное для разных людей. Некоторым она видится как женщина, чьи научные труды блестяще предвосхитили все возражения против взглядов Фрейда на психологию женщины. Для других она – неофрейдист, принадлежащий к школе культуралистов. А некоторые отождествляют ее с ее зрелой теорией, представляющей собой продуманную классификацию стратегий защиты. Каждый этап творчества Хорни важен, но мне думается, что именно ее зрелая теория представляет собой наиболее значительный вклад в течение психоаналитической мысли. Большая часть ее ранних идей была пересмотрена или дополнена – самой Хорни или другими – или же влилась в творчество следующего поколения, а порой была открыта им заново. Но с ее зрелой теорией дело обстоит иначе. "Наши внутренние конфликты" и "Невроз и личностный рост" объясняют поведение человека в рамках существующей на данный момент констелляции его внутренних конфликтов и защит. Мы не встретим у других авторов ничего подобного этой глубокой, чрезвычайно перспективной интерпретации. Она дает большие возможности не только клиницисту, но и литературоведу и культурологу; ее можно использовать в политической психологии, философии, религии, жизнеописании и решении проблем полоролевой идентификации.
Подход к изучению личности в трудах Карен Хорни.
Мысль Карен Хорни о том, что характер невроза зависит в первую очередь от социальных факторов, от культурных ценностей, оказалась весьма продуктивной. В результате внутри фрейдизма произошли существенные изменения. Так, оказались отвергнутыми теория сублимации и учение о либидо. Неофрейдисты по существу «социологизировали» психологию.
Характер межличностных связей Карен Хорни сводит к трем формулам — «на людей», «от людей», «против людей». Стратегия «на людей» характеризуется зависимостью от других, нерешительностью и беспомощностью. В ее основе лежит убеждение: «Если я уступлю, меня не тронут». Стратегия «от людей» выражается стремлением к уединенности, независимости, самодостаточности. В ее основе лежит убеждение: «Если я отстранюсь, со мной будет все в порядке». Стратегия «против людей» характеризуется стремлением к доминированию, враждебности и манипуляции другими людьми. В ее основе лежит убеждение: «У меня есть власть, никто меня не тронет».
Хорни не считала оправданным фокусировать исключительное внимание на детстве, прибегая к некоторой односторонней зачарованности началом человеческой жизни. Неврозы, считала она, порождаются не только отдельными переживаниями человека, но и теми специфическими условиями, в которых мы живем. Она развивала различные стратегии межличностных отношений, фиксируя внимание на болезненных, невротических состояниях людей.
В книге «Самоанализ» (1942) исследовательский интерес Карен Хорни смещается с описания механизмов формирования и проявления неврозов к проблеме личностного развития и создания условий для все более полной самореализации человека. Этот путь оказался созвучным новому направлению в психологии — гуманистической психологии. Оно развивалось в полемике с бихевиоризмом и психоанализом, разрабатывая собственную концепцию личности и ее становления. Наиболее широко гуманистическая психология была представлена в США. Ее лидирующими фигурами стали Р. Мэй, А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс.
Гуманистическая психология оказалась не только сводом теоретических воззрений, но и своеобразной психотерапевтической практикой. Предметом изучения психологов этой школы стала уникальная и неповторимая личность, постоянно созидающая себя, осознающая свое назначение в жизни, регулирующая границы своей субъективной свободы. В этом же русле развивается и исследовательская мысль Карен Хорни. По ее мнению, самодостаточная, ответственная личность не нуждается в постоянной помощи терапевта. Она способна сама осуществлять анализ своего внутреннего мира.
Здесь Карен Хорни полемизирует с 3игмундом Фрейдом, который считал, что самому человеку трудно освободиться от своих неврозов. Если кому-то кажется, что он в состоянии самостоятельно решить собственные психологические проблемы, то Фрейд расценивал это как проявление нарциссизма, склонности к самовозвеличиванию и превосходству над другими. Почему же Карен Хорни спорит с 3игмундом Фрейдом. Она убеждена в том, что в поле зрения классического психоанализа находился слабый, мятущийся человек, одолеваемый диктатом влечений. Но ведь гуманистическая психология выставила в качестве объекта изучения человека другого типа. Ему присуща ответственность, зрелость. Так стоит ли ограничивать пациентов в их потребности самоанализа?
Если оценивать этот спор с позиции современного психоанализа, то надо отметить все-таки правоту 3игмунда Фрейда. Карен Хорни утверждает в работе «Самоанализ», что древние очень мало знали о тайнах человеческой психики. Однако это заблуждение. В истории философии и психологии мы можем отыскать немало важнейших теоретических прозрений, которые сохранили свою ценность и в наши дни. Возьмем, к примеру, девиз Сократа «Познай себя!». Можно полагать, что здесь озвучена элементарная потребность заглянуть в себя. Однако мысль Сократа гораздо глубже. Ведь его призыв обращен не ко всем людям, а только к тем, кто имеет отвагу заглянуть в бездны психики. Процесс самопознания не только труден, но и трагичен. Древние гностики, обретшие мистический опыт, давали клятву никому не передавать обретенное знание. Это каралось смертной казнью. Но почему? К подвигу самопознания готовы лишь немногие люди. И здесь Сократ безоговорочно прав: многие люди живут сегодня на самом низком градусе самопознания. Именно поэтому гностическое знание нельзя передавать другим. Люди, не имеющие опыта самопознания, не способны понять, о чем идет речь. Они могут лишь обесценить мистический навык погружения в глубины психики.
Конечно, Карен Хорни специально отмечает, что самоанализ желателен для тех, кто из-за нехватки денег, времени или отдаленности места жительства не может проходить постоянного лечения. Разумеется, если речь идет о самоанализе как определенной стадии общего терапевтического процесса, тогда можно согласиться с Карен Хорни. Работая с пациентом, можно предоставить ему определенную возможность самостоятельно осознать или прочувствовать процесс совместной работы, дать ему свободу принять окончательное решение.
К. Хорни показывает, что каждый человек является заложником собственной структуры чувств, которая называется характером. На самом деле зона спонтанности, непредсказуемости, самостоятельности нашего поведения ограничена. Человек склонен «беречь» свою невротическую структуру, прибегая к разного рода притворствам, самообманам и иллюзиям. В глубине души каждый невротик осознает свою ущербность. Однако за долгие годы он свыкается со своим неврозом, осознает его как часть собственной личности, испытывает желание сохранить привычки. Он яростно сопротивляется терапевтической работе, болезненно переживает расшатывание своего характера.
Описывая процесс аналитического понимания, Карен Хорни полагает, что обязанность терапевта — выявлять каждую невротическую наклонность и спускаться в глубинные слои психики.
Путь ее аналитического продвижения — от выявления и понимания взаимосвязей между различными невротическими наклонностями к осознанию специфики внутрипсихических конфликтов. Далее усилия терапевта сводятся к тому, чтобы ослабить интенсивности конфликта. Именно это освобождает пациента от челночного движения взад-вперед между различными позициями. Но что требуется от пациента? Он решает три главные задачи: выражает себя как можно полнее и откровеннее, осознает собственные бессознательные движущие силы и их влияние на его жизнь, вырабатывает способность менять те отношения, которые нарушают отношения с самим собой и с окружающим миром.
Сильная сторона анализов Карен Хорни в интеллектуальной глубине. Однако она понимает, что терапия — это одновременно и мыслительный процесс, и эмоциональное переживание. Без катарсического очищения анализ не будет полным. Отсюда огромная роль инсайта в терапевтическом процессе. Понимание и интерпретация в самоанализе являются единым процессом. И здесь Карен Хорни сталкивается с новой и серьезной проблемой. Человек может осознать свои невротические наклонности, он может их пережить заново и понять их ущербность. Но способен ли он преодолеть свои собственные сопротивления? Вот действительно реальный вопрос, от ответа на который зависит сама возможность самоанализа.
Разумеется, без поддержки со стороны пациент вряд ли справится с этими трудностями. Сопротивление — мощный защитный механизм, который огораживает болезненные состояния человека, не позволяет прикоснуться к ним.
Формы неврозов (так называемых неврозов нашего времени) определяются, как она считает, избранной индивидом позицией или способом защиты от изначально враждебной человеку среды. Таковы, к примеру, позиции бегства от общества, конформистского подчинения, стремления к власти. Главным источником невроза Карен Хорни считала разрыв между реальным положением индивида в обществе и созданным им своим идеализированным внутренним образом как неадекватной формой социальной защиты.
Работы Карен Хорни написаны хорошим, легким языком. Они всегда логичны и последовательны, поэтому их можно рекомендовать даже не искушенным в психологии читателям.
|