Российская система ЭО, которая начала формироваться в недрах советской системы централизованного планирования, унаследовала многие черты связанных с этой системой подходов к планированию и оценке намечаемой деятельности. Изменившиеся социально-экономические условия требуют значительной трансформации существующей системы ЭО. С точки зрения авторов, для эффективного развития системы ЭО в России необходимо ее совершенствование в трех ключевых областях: регламентации процесса оценки воздействия на окружающую среду, осуществляемой заказчиком, дифференцированного подхода к экологической оценке для разных типов проектов, а также открытости процедуры ЭО для участия заинтересованных сторон.
Регламентация процесса оценки воздействия на окружающую среду.
В рамках сложившейся в России системы экологическая экспертиза рассматривается как основной элемент процесса экологической оценки. При этом оценка воздействия на окружающую среду, выполняемая заказчиком, понимается лишь как подготовительный этап для проведения экологической экспертизы. Процесс оценки воздействия на окружающую среду до последнего времени был недостаточно регламентирован действующими нормативно-правовыми документами, не имел четких процедур, его результаты не обязательно отражались в общедоступных документах. Негативные следствия такого подхода могут быть вкратце суммированы следующим образом:
· у заказчика отсутствуют стимулы начинать процедуру экологической оценки на ранних стадиях подготовки инвестиционного проекта;
· механизмы экологической оценки не предоставляли заинтересованным сторонам достаточных возможностей участия в процессе ЭО, и, следовательно, в принятии решений по намечаемой деятельности. В частности, они не могли влиять на объем, содержание и результаты экологической оценки; более того, заинтересованные стороны во многих случаях не могли даже ознакомиться с результатами оценки, поскольку эти результаты не сводились в отдельный итоговый документ;
· по той же причине распространение практики ЭО, развитие ее методологии сдерживается отсутствием фондов (библиотек, депозитариев) итоговых документов проведенных ЭОП;
Эти недостатки могут быть устранены путем установления проверяемых процедурных требований к экологической оценке, проводимой заказчиком. Такие требования должны, в частности, гарантировать открытость процедуры ЭО и изложение ее результатов в отдельном общедоступном документе. Важные шаги в этом направлении сделаны “Положением об оценке воздействия…” 2000 г.
Дифференцированный подход к экологической оценке.
Известно, что отсутствие дифференцированного подхода к проектам разной степени экологической опасности резко снижает эффективность системы ЭО в целом. Отсутствие такого механизма приводит к тому, что процедура ЭО становится “наименьшим общим знаменателем” для видов деятельности различной экологической значимости, и ее эффективность в отношении предсказания и предотвращения наиболее опасных воздействий неизбежно падает. Вследствие ограниченных ресурсов у всех заинтересованных сторон это приводит к установлению на практике весьма невысоких “стандартов качества” в отношении процесса оценки воздействия на окружающую среду и формальному проведению государственной экологической экспертизы. Часто даже для значимых в экологическом отношении объектов экологическая экспертиза сводится к проверке соответствия проекта установленным нормативам и требованиям.
Кроме того, унифицированный подход к объектам разного типа не дает возможности эффективно развивать нормативно-методическую базу. На недостаточность существующей нормативно-методической базы указывают все заинтересованные стороны — консультанты, проводящие оценку воздействия на окружающую среду, эксперты экологической экспертизы, представители заказчика и заинтересованной общественности.
Особенно насущной, с нашей точки зрения, является потребность в разработке детальных методических рекомендаций по ЭО планов, программ и т.п., то есть методической базы стратегической экологической оценки.
“Положение об оценке воздействия…” признает необходимость дифференцированного подхода, однако перекладывает проблему классификации объектов ЭО (скрининга) на территориальные специально уполномоченные органы и иные ведомства. Такой подход предполагает, что проекты экологической экспертизы федерального уровня всегда оказывают существенное влияние на окружающую среду и, таким образом, должны оцениваться по самой строгой процедуре. Для проектов же регионального уровня возможны различные подходы к организации скрининга (в зависимости от региональных особенностей и опыта). Таким образом, первый шаг в решении задачи сделан, однако основную дорогу еще предстоит пройти.
Открытость процедуры для участия заинтересованных сторон.
Существующие возможности общественного участия в российской системе экологической оценки до последнего времени носили рудиментарный характер. Общественность получает информацию и возможность “участвовать” только на очень поздних стадиях процесса. Обязанности заказчика и органов власти по обеспечению информирования и участия общественности определены недостаточно ясно и создают условия для произвольного толкования, а в конечном счете — благоприятную почву для развития конфликтов. Случаи общественного участия, имеющие место, обязаны своим существованием скорее настойчивости общественных организаций и инициативных групп населения, чем политике вовлечения общественности в принятие экологически значимых решений.
Общественная экологическая экспертиза может быть инструментом консолидации и выражения мнения групп интересов, обладающих определенными ресурсами. Тем не менее, она вряд ли может служить цели информирования широкой общественности и вовлечения ее в процесс экологической оценки. Также ограничены возможности использования общественной экологической экспертизы как инструмента поиска компромиссных решений, устраивающих все заинтересованные стороны (в силу императивного характера, присущего экологической экспертизе). Механизмы общественного участия в экологической оценке в России могут быть значительно укреплены путем регламентации процедур, и в частности, путем применения следующих мер:
· установления требования об обязательной доступности для общественности итогового документа ЭО (вместе с требованием о необходимости подготовки такого документа), а также заключения государственной экологической экспертизы;
· обязательного извещения населения, чьи интересы могут быть затронуты намечаемой деятельностью, о начале ЭО;
· обязательных общественных слушаний для некоторых типов проектов;
· формирования механизмов информирования заинтересованных сторон с учетом местных условий и особенностей конкретных проектов.
Практически все эти меры устанавливаются “Положением об оценке воздействия…”. Таким образом, наиболее серьезной задачей на настоящий момент является воплощение этих мер на практике, как обсуждается в следующем разделе.
Практическая реализация “Положения об оценке воздействия…”
Итак, новое “Положение об оценке воздействия…” значительно укрепляет российскую систему экологической оценки, представляя ее до сих пор разрозненные элементы как единую систему, а также вводя ряд новых требований в соответствии с современным пониманием эффективного процесса ЭО. Однако в какой степени принятие нового Положения отразится на практике экологической оценке в России, зависит от того, какие будут приниматься меры для создания механизмов его реализации. Приведем лишь несколько наиболее очевидных примеров необходимости таких мер.
Отбор объектов экологической оценки
. Путем передачи классификации объектов по типам требуемой экологической оценки (скрининга) на региональный и, отчасти, ведомственный уровень Положение не решило проблему выработки оптимальных подходов в этой области. Регионы должны будут определиться, какая из современных систем скрининга наиболее соответствует их потребностям и возможностям, разработать соответствующие нормативно-правовые акты, согласовать их с федеральными органами и ввести в действие. Однако, к сожалению, во многих регионах готовность к внедрению предложенных подходов крайне низка и реальные попытки внедрить такие подходы носят пока единичный характер (см., например, уже упоминавшуюся экологическую классификацию объектов г. Москвы (Васильев С.А., 1998)). Это, в частности, потребует обучения большого количества сотрудников государственных органов и ознакомления заказчиков с требованиями скрининга.
Организация участия общественности
. Для выполнения требований Положения в отношении участия общественности заказчикам необходимо будет освоить этот новый и непростой вид деятельности. Как организовывается доступ общественности к документации? Как выявлять “заинтересованную общественность”? Какие существуют формы общественного обсуждения, отличные от общественных слушаний, и как их организовывать? Когда необходимы общественные слушания, а когда — другие виды обсуждений? Для практических ответов на эти вопросы должны быть выявлены наиболее действенные в российских условиях методы и подходы, подготовлена и опубликована инструктивно-методическая документация, проведено обучение специалистов, в том числе, специалистов компаний, проводящих оценку воздействия.
Стратегическая экологическая оценка
. Требования Положения применимы в основном к деятельности проектного уровня (подготовке инвестиционного проекта). В Положении содержится определение “намечаемой инвестиционной деятельности”
— “предполагающей вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта
”. Стратегическое планирование, таким образом, остается в основном за рамками предлагаемого подхода. В какой степени к нему может применяться трехстадийная схема оценки воздействия и предлагаемые методы участия общественности — неясно. Точно так же требует дополнительного изучения возможное содержание исследований по оценке воздействия и Материалов по оценке воздействия для объектов стратегического уровня.
Наконец, стоит отметить, что многие из общих принципов и конкретных требований Положения в отношении проведения исследований и подготовки Материалов по оценке воздействия (например, изучение непрямых воздействий, сравнение альтернатив, оценка значимости и т.д.) являются достаточно новыми для российских заказчиков и других участников процессов подготовки и утверждения инвестиционных проектов. Многие из этих участников пока не видят тех преимуществ, которые дает развернутая процедура ЭО, полагая, что следование ей приведет лишь к увеличению объема работ и сроков подготовки проекта. Таким образом, выполнение требование нового Положения станет возможным только при издании соответствующих руководств, проведении необходимых программ обучения и организации постоянного анализа (контроля качества) Материалов по оценке воздействия с помощью специально разработанных критериев.
Итак, для успешной практической реализации нового Положения необходима будет значительная работа по разработке нормативно-правовой и инструктивно-методической базы, изданию практических руководств, проведению разнообразных программ образования и обучения и организации исследований в области экологической оценки.
Критически важным также является распространение информации о подходах и новых возможностях, которое дает новое Положение, организация семинаров, краткосрочных курсов, открытых обсуждений. Без соответствующего информационного, методического обеспечения Положение останется мертвым, не работающим документом, не способствующим развитию системы ЭО.
Литература
:
"Экологическая оценка и экологическая экспертиза" Авторы:
О.М.Черп, В.Н.Виниченко, М.В.Хотулёва, Я.П.Молчанова, С.Ю.Дайман
|