СЧАСТЬЕ И НЕСЧАСТЬЕ В ОЦЕНКЕ АНДРЕЯ БОЛКОНСКОГО
Образ Андрея Болконского в романе — один из самых сложных, возможно, даже самый сложный. В продолжение всего повествования он что-то ищет, страдает, пытается понять смысл бытия и найти свое место в нем. Понятия счастья и несчастья изменяются у Андрея, даже меняются местами. Попробуем же выяснить, как оценивает счастье и несчастье князь Андрей Болконский в разные периоды своей жизни.
С первых страниц появления князя Андрея Болконского видно, что это высокомерный человек, уверенный в своем превосходстве над другими, знающий, что в этой жизни у него высокое назначение. Это можно заметить в первом разговоре Болконского с Пьером. Андрей говорит с ним покровительственно, по-отцовски, но в то же время несколько свысока. Неудивительно и то, что Толстой акцентирует внимание читателей на титуле “князь”. “Князь” означает “принц”, совершенный. Что же для такого человека представляется счастьем? — Слава. Война 1805 года. Андрей жаждет стать героем. В его мечтах ему видится армия в опасности, а он один ее спасает. Прямо как в античности. И вот он, тот долгожданный миг. Болконский в Аустерлицком сражении бежит впереди со знаменем в руках, но падает. И как странно: он думает не о своем великом подвиге (он даже о нем забыл), он видит высокое, бесконечное небо с бегущими по нему облаками, высокое, далекое и вечное, и забывает про все, что ему казалось до этого счастьем. Его недавний кумир Наполеон восхищается его прекрасной смертью, но Болконскому он кажется маленьким и ничтожным. Впервые он вспоминает об отце, жене, сестре и будущем ребенке, которыми раньше готов был пожертвовать ради героического подвига во имя спасения России (схожая черта с Раскольниковым: пожертвовать немногими, зато спасти многих). На этом жизнь ради славы, ради похвалы других, для других у князя Андрея заканчивается.
Князь Андрей понимает, что счастье в семье, в нем самом. Он начинает заниматься исключительно своими делами. Правда, это счастье оказывается нелегким для Андрея, слишком земное, простое, абсолютно не сочетающееся с его гордым небом (небо вообще имеет огромное значение для понимания образа Болконского). В Богучарове между Андреем и Пьером происходит важный разговор, очень сильно повлиявший на мировоззрение первого. Пьер сказал, что “ежели есть бог и есть будущая жизнь, то есть истина, есть добродетель, — и высшее счастье человека состоит в том, чтобы стремиться к достижению их”, что “надо жить, надо любить, надо верить”. И хоть князь Андрей и спорил с этими высказываниями, но его внутренний голос говорил ему: “Правда, верь этому”. Всей его жизни было суждено измениться после одной встречи с Наташей. По дороге в Отрадное состояние души князя Андрея символично отражается в дубе. “Весна, и любовь, и счастье! — как будто говорил этот дуб... Все одно и то же, и все обман. Нет ни весны, ни солнца, ни счастья!” “Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб”, — думал князь Андрей. “Нет счастья, все кончено” — вот решение Болконского. Но в Отрадном он увидел девочку, которая жила, не зная и не интересуясь им, и причем жила счастливо: “И дела ей нет до моего существования!” Это удивило и не понравилось ему, “Нет, жизнь не кончена в тридцать один год”, — вдруг окончательно, беспременно решил князь Андрей. Он сделал этот вызов жизни, этой жизнерадостной девочке и всему, что его окружало. А символичный дуб “весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца”. Одна маленькая девочка способна была вернуть князя Андрея к жизни и надежде о счастье, и вере в любовь, “Мало того, что есть во мне, надо, чтоб и все знали это, чтобы не для одного меня была моя жизнь”. На этом Андрей бросает свою отшельническую жизнь, уезжает в Петербург, знакомится с передовыми людьми того времени, начинает составлять преобразовательные проекты. Болконский стремится, чтобы его жизнь отразилась на других. Но не там он этого ищет, он ищет это в том обществе, от которого несколько лет назад убежал на войну. В дальнейшем он опять уйдет туда, чтобы скрыться от этой пустой суеты петербургского света. Как странно:
1805, 1812. Между этими годами прошло 7 лет. 7 — счастливое число. За эти 7 лет он, можно сказать, прожил всю жизнь, потратил ее в поисках себя и смысла жизни, и он нашел, нашел благодаря этой маленькой девочке Наташе, которая сумела дважды кардинально изменить его жизнь. Как же это случилось? В 1810 году после встречи на балу они сблизились, но за годовое отсутствие князя Андрея Наташа изменила ему с Анатолем. Гордая, высокомерная натура князя Андрея, конечно, не смогла простить ей. Хотя он и считал, что Наташа — это его счастье, князь Андрей бы никогда не смог перешагнуть через себя, свою высокомерность. Он считает, даже не считает, он чувствует, что он слишком совершенен. Они расстались, но в душе каждого остался неизгладимый след.
В Бородинском сражении князя Андрея ранят. Впервые в жизни в этот момент его тянет не к небу, а к земле. Как сильно он изменился! Он завидует траве, цветам, а не гордым, властным облакам. В нем происходит жизненный перелом, даже не такой, какие у него были до этого. Прежде он думал о себе, теперь же он подумал о других. Для князя Андрея открылось другое счастье, счастье любви ко всем людям. Он почувствовал жалость к своему злейшему врагу Анатолю, которого он жаждал убить, и вот при его встрече с ним он жалеет и сочувствует ему. Со смертельным ранением в избе в Мытищах он лежит почти в забытьи и думает, что ему “открылось новое счастье, неотъемлемое от человека, счастье, находящееся вне материальных сил, вне материальных внешних влияний на человека, счастье одной души, счастье любви! Понять его может всякий человек, но сознать и простить его мог только один Бог”. Здесь же он встретил Наташу. Наверное, минуты, которые он провел с ней в конце жизни, были для него самыми счастливыми. Он сам говорил, что раз эта рана свела его с ней, он не жалеет ни о чем. Эта милая, веселая, жизнерадостная Наташа, вернувшая его первый раз к жизни, но теперь уже, благодаря ему, научившаяся страдать, осуществила его желание, чтобы жизнь князя Андрея Болконского отразилась на людях. И Наташа, и княжна Марья, и Пьер — все помнили его после его смерти, и вспоминали каждый с каким-то своим глубоким философским смыслом, но все по-доброму. И что самое главное, он стал для сына Николеньки кумиром, божеством. Поэтому, что бы ни говорили, князь Андрей был счастлив, его счастье осуществилось для него, он умер счастливым.
Князь Андрей — философ, мыслитель. У Толстого он противопоставляется такой героине, как Наташа, олицетворяющей земную, но счастливую жизнь. Что значит счастье для Болконского? Что значит счастье для Наташи? Что — для других? Писатель показал кардинально различных людей, их взгляды на мир и их судьбы. Образ князя Андрея является одним из самых интересных, без него романа не получилось бы.
|