ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ НАУКИ
ПОИСК ПРИЗНАКОВ И ОСНОВАНИЙ
С.А. Козлов, к.ф.-м.н., доц. СКИПКРО
В.Е. Жидков, д.т.н., ректор СТИС
Научно-технический прогресс и прогресс социальный привели к появлению новых научных направлений и/или к делению традиционных наук на множество новых научных отраслей. В свою очередь это породило необходимость формирования соответствующих учебных дисциплин, включаемых в учебные планы школ и вузов. Далее следуют: формирование кадров преподавателей, отработка содержания, учебных планов, методики преподавания, издание учебников, методических материалов, и т.д.
Новая научная дисциплина теснит и без того плотный набор традиционно изучаемых предметов. В условиях достаточно жёстко ограниченного времени, отводимого на общее и профессиональное образование, это приводит к перераспределению объемов учебного времени в пользу новых дисциплин и, конечно, за счёт ущемления дисциплин традиционных.
Как правило, новые дисциплины на начальном этапе отличают узкая специализация, прагматизм методологии, слабость или полное отсутствие методического обеспечения. Они заметно влияют на общий уровень и темп обучения. Но также точно и то, что без их освоения профессиональные качества выпускника не могут стать полными. Поэтому их включение в учебные планы соответствует требованию качественной подготовки специалиста.
С другой стороны, также верно и то, что в ходе трансформации учебных планов не должна быть потеряна фундаментальная составляющая образовании.
Именно проблема фундаментализации в последние годы является наиболее часто упоминаемой и употребляемой в научных и административных кругах при обсуждении вопросов, посвященных реформированию образования в РФ [1 – 3]. Цитируем несколько мнений из интернета. «Технический специалист немыслим без широкой фундаментальной подготовки». «Современные технологии основаны на новых физических принципах, и овладеть ими в полной мере может только человек, хорошо подготовленный в области математики, физики, механики, информатики». «В какой бы области технологии потом не работал специалист, он должен быть всегда готов быстро перестроиться, используя свои фундаментальные знания для скорейшего освоения новых принципов, технологий или обеспечить технический сервис самого высокого качества». Но там же фундаментальными дисциплинами заявлены изобразительное искусство, культурология, история, иностранный язык.
К основным дисциплинам, формирующим образовательный фундамент будущего технического специалиста, инженера-профессионала, чаще всего относят математику, физику, информатику, химию, биологию
. Этим не умаляется роль дисциплин гуманитарного и социального цикла, но приоритет отдается так называемым точным наукам. При этом редко приводятся основания для такого распределения приоритетов. Между тем ясно, что отсутствие научного обоснования и, тем более, метрологических норм и методик, не позволяют мотивированно «развести» дисциплины учебных планов по срокам и длительности их изучения в школах и вузах.
Проблеме поиска оснований для отнесения учебной дисциплины в разряд фундаментальных и посвящена эта работа.
Произведём грубое деление всех специалистов на гуманитариев, по своей профессиональной деятельности имеющих дело с людьми, и на «технарей», создающих и обслуживающих материальные объекты. Для этих групп представляется возможным выделить следующие два характерных стили мышления.
- Инженерно-техническому специалисту свойственны строгая, критическая форма восприятия информации и обращения с нею. Для них характерно мышление, насыщенное полными силлогизмами. Их отличает повышенная требовательность к ясности суждений. Они постоянно демонстрируют свои сомнения в отношении точности выводов. Для них несомненна двузначная логика – «или-или». Поэтому они очень долго рассуждают, прежде чем сформулируют свои выводы и решения, тем самым создают впечатление замедленного мышления.
- Гуманитарные науки формируют способность обобщать и систематизировать явления и факты, формировать из них крупные блоки генерализованной информации. Они широко используют символьные формы обозначения таких блоков, предпочитают максимально сокращённые силлогизмы. Всё это позволяет ускорить процесс принятия решений, формулирования выводов и заключений. И всё это, зачастую, - в ущерб точности. Здесь господствует образное мышление с его многозначной логикой и субъективизмом, что нередко сопровождается формированием догм, ритуалов и традиций, часто не имеющих логического обоснования.
Следует понимать, что рассматриваемый вариант деления специалистов на две группы весьма условен, у каждого человека должны быть оба указанных качества мышления. От технического специалиста нужна, конечно, прежде всего, точность умозаключений, но нужна и скорость мышления. Точно также у гуманитария кроме права на ошибку, как плату за высокую скорость мышления, должно быть ограничение на их количество и, особенно, на масштабы их последствий.
Тот или иной стиль мышления формируется не только методологией и научным содержанием дисциплины. В значительной мере эффективность этого процесса зависит от объёма материала, включённого в учебники, от уровня требований к её усвоению и от длительности изучения. Нетрудно показать, что существует некий минимальный объём каждой учебной дисциплины, с которого начинают проявляться её фундаментальные функции.
В учебных планах, как правило, присутствует группа фундаментальных дисциплин, поэтому конечный результат определяется их совместными действиями.
Важным условием формирования стиля мышления является своевременность. Психофизиологическое созревание – как последовательность возрастных изменений в центральной нервной системе – проходит несколько этапов и для многих функций завершается в разном возрасте [4]. Здесь ситуация сходна с эффектом «маугли» - ребёнок, оказавшийся даже на непродолжительное время в среде животных и оторванный от общения с взрослыми людьми, отстаёт в интеллектуальном развитии. Причём, это отставание в большинстве случаев оказывается неизлечимым.
По всем приведённым выше признакам к фундаментальным дисциплинам, развивающим точное мышление и готовящим к технической творческой деятельности, относятся математика, физика, химия, информатика, биология. Их главные отличительные признаки – обязательное применение обоснований и доказательств всех суждений и выводов, детальное рассмотрение внутренних механизмов протекания всех рассматриваемых явлений.
Но при этом не следует забывать, что образование, развивающее интеллект и максимально способствующее успешному обучению, а в последующем – продуктивной, творческой профессиональной деятельности, невозможно без глубокого изучения как естественнонаучных дисциплин, так и наук гуманитарного, социального цикла.
Вместе с тем бесспорно, что приоритетным в мышлении специалиста должна быть только точность, в какую бы из рассматриваемых групп он не входил. Поэтому точные науки составляют обязательную фундаментальную составляющую учебных дисциплин специалистов любого профиля.
Существующая норма - учить только те дисциплины, которые напрямую соответствуют будущей специальности, - глубоко ошибочна. Конструктор одежды, как и специалист сервиса электронной техники, может быть, никогда не будут использовать дифференциальные уравнения. Однако сформированные в период изучения математики, физики, химии, информатики «программы» и «алгоритмы» восприятия и обработки информации, особая методология точных наук сформируют стиль точного мышления. А это уже очень важный результат. Каждая учебная дисциплина при неискаженном ее преподавании уже самой своей методологией, автоматически формирует у обучаемого соответствующий язык, стиль и уровень мышления.
Вузовские преподаватели отмечают, что в последние годы существенно увеличилось количество первокурсников, имеющих минимум знаний по точным дисциплинам. Но ситуацию усугубляет то обстоятельство, что у них не выработан стиль мышления, соответствующий будущей точной специальности. Они не умеют учиться, что после одиннадцати школьных лет представляется невероятным. Практически преподаватели первых двух курсов учат студентов не столько дисциплинам, сколько культуре умственной работы, методике учения.
Мы полагаем, что основная причина сложившейся ситуации – существенное изменение в учебных планах школ. Сокращение времени, в частности, на физику до двух часов в неделю (ранее было пять), выведение математики (устно), физики, химии и биологии из списка обязательных экзаменационных предметов, фактически вывело эти точные науки из разряда фундаментальных дисциплин. По-видимому, выведение в средине 20-го века из учебных планов советской средней школы предмета логики также было глубокой системной ошибкой, поскольку она на протяжении веков была обязательной для всех уровней обучения, тем самым признавалась фундаментальной дисциплиной.
Если в ближайшие годы фундаментальные дисциплины не будут в полном масштабе восстановлены в учебных планах, то школы обречены выпускать «маугли», ограниченно способных продолжить образование в вузах.
Литература:
1. Идиаттулин В. Высшее образование в России, №12, 2004, с.156-158
2. Федоров А., Высшее образование в России, №10, 2004, с.7
3. Шукшунов В., Высшее образование в России, №10, 2004, с. 27-28
4. Бабаев Ю.Д., Лейтес Н.С. и др. Психология одарённости детей и подрост-
ков. М., «Академия», 1996, с.331
|