К ПРОБЛЕМЕ ВОЗМОЖНЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ ПРАВ И СВОБОД
В XX в. международное общество также выработало позицию по такой принципиально важной проблеме, как возможные огра
ничения, налагаемые на права и свободы человека и гарантии от
незаконных, произвольных и дискриминационных ограничений.
Признание необходимости ограничений или пределов осуществления некоторых прав и основных свобод содержится во Всеобщей декларации прав человека, Международных пактах и
других документах.
Нелишне отметить, что ограничения должны соответствовать не только букве, но и духу закона. Они должны неизменно исходить из соображений морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе. Чтобы быть справедливыми, ограничения должны исходить из таких конкретных соображений, как признание и уважение прав других, интересы морали, общественного порядка, общественной безопасности, национальной безопасности, здоровья населения и общего благосостояния. Любое предусмотренное законодательством ограничение прав человека должно быть санкционировано конституцией. Национальная конституция должна оговаривать, при каких именно условиях, до какой степени, на каком основании, для какой именно цели и в какой именно форме дозволяется ущемлять или ограничивать личность в правах. Конституционные положения, санкционирующие ограничения прав личности, должны быть изложены с предельной четкостью.
При введении ограничений на права человека законодательная власть должна не только сообразовываться с наличием конституционных санкций на ограничения, но и исходить из следующих соображений: а) не препятствовать осуществлению основных прав и свобод личности; б) не узаконивать обратную силу закона; в) избегать при составлении установочных законов нечетких формулировок. Ограничения должны предусматриваться в недвусмысленной форме во избежание противоречия целям и принципам Устава ООН, Всеобщей декларации прав человека, Международных пактов о правах человека и других соответствующих международных и национальных правовых инструментов. Государства, группы или отдельные лица, применяющие ограничения, в большей степени, нежели предусмотрено в перечисленных правовых документах, не вправе ссылаться на них. Положения статьи 30 Всеобщей декларации прав человека и пункт 5 Международных пактов не могут быть использованы для лишения индивидуума его прав и свобод на неограниченный срок только лишь за то, что в какой-то данный момент он действовал или занимался деятельностью с целью ликвидации любого из прав или свобод, предусмотренных указанными документами.
Один из наиболее важных аргументов в обоснование ограничений — это уважение прав и свобод других. Каждый человек должен прийти к осознанию того, что права других людей не менее заслуживают защиты, чем его собственные. Так, право на свободу выражения убеждений не означает право оскорблять и чернить репутацию других. В целом являются оправданными ограничения прав личности в интересах защиты свободы других личностей.
Другое универсальное ограничение, налагаемое законом на права и свободы личности, выступает в форме запрещения злоу
потреблений правами.
Злоупотребление правом преследует изменение цели, для которой право предоставлено. Злоупотребление правом есть пользование вразрез с духом и буквой права, поэтому его следует рассматривать как нарушение закона.
Основные принципы, регулирующие ограничения в пределах осуществления прав и свобод человека
Принцип законности.
Данный принцип подразумевает обязанность всех тех, кто облечен властью в государстве отправлять правосудие в соответствии с законом.
Принцип правопорядка.
В соответствии с этим принципом любая акция должна быть санкционирована законодательной властью. Именно этот принцип должен регулировать любое ограничение пользования правами и свободами граждан или любое вмешательство в пользование этими правами и свободами.
Принцип уважения достоинства личности.
Это самый кардинальный принцип. Так, признание достоинства личности во Всеобщей декларации прав человека ставится на первое место. Преамбула Декларации начинается такими словами: «Принимая во внимание, что признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира...»
Принцип абсолютизации прав и свобод человека.
Данный принцип лежит в основе обеспечения прав и свобод человека. Следовательно, положения национального и международного права, предусматривающие ограничения прав человека, следует толковать в ограничительном смысле.
Принцип равенства и отсутствия дискриминации.
Принцип равенства существует уже несколько тысячелетий. Так, великий афинский государственный деятель и
законодатель Солон писал: «Жизнь улучшается там, где справедливость и равенство являются достоянием всех». Равенство и недопустимость дискриминации ясно и четко провозглашаются в основных правовых документах, принятых ООН и другими организациями в Уставе ООН, Всеобщей декларации прав человека, Международных пактах о правах человека, Декларации ООН и Международной конвенции о
ликвидации всех форм расовой дискриминации, Международной конвенции о пресечении преступления апартеида и наказании за него, Конвенции о дискриминации в области труда и занятости, Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования, Декларации о ликвидации дискриминации в отношении женщин. Кроме того, почти все национальные конституции содержат положения, основанные на принципах равенства и отсутствия дискриминации.
Принцип справедливости и публичного разбирательства в суде.
В соответствии с этим принципом все люди должны быть признаны равными перед судами, и каждый имеет право при рассмотрении его уголовного обвинения на справедливое и публичное разбирательство дела компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона. Указанный принцип стоит на страже интересов не только личности, но и всеобщего благосостояния, ибо общество заинтересовано быть осведомленным относительно правосудия, отправляемого от его имени.
Принцип соразмерности.
Этот принцип подразумевает, что степень любого ограничения должна быть строго соразмерной потребности или высшему интересу, ради которого вводится данное ограничение.
Международная практика выработала гарантии защиты прав личности от незаконных, произвольных или дискриминационных ограничений. Это, прежде всего, конституционные гарантии. В XIX—XX вв. признание основных прав человека стало органичной частью конституций большого числа государств: Швеции (1809 г.), Испании (1812 г.), Норвегии (1814 г.), Бельгии (1831 г.) и т.д. Латиноамериканские страны в конституциях расширяют сферу применения основных прав путем увеличения обязанностей государства в социально-экономической сфере, а также значительного усиления гарантий прав.
Важной вехой охраны личности стала Конституция Веймарской Республики 1919 г. Она содержала 63 статьи, посвященные основным правам. Права граждан были закреплены и в Конституции СССР 1936 г. В конституциях послевоенного времени многих стран (в частности в конституциях Италии (1947 г.), Японии (1946 г.), Испании (1978 г.), СССР (1977 г.) и др.) перечень прав и свобод расширяется.
Тем не менее конституционные положения не представляются достаточными гарантиями прав и свобод. Сказываются расплывчатость многих формулировок, практика невыполнения положений конституции, неправильная их трактовка, что характерно для стран с авторитарным режимом власти и социалистической демократией. Следовательно, для того, чтобы предотвратить попрание прав человека, необходимы и другие гарантии. В частности:
а)независимость судей.
Судебная власть должна быть независимой от законодательной и исполнительной власти. Независимость и беспристрастность суда на всех уровнях должна быть обеспечена как в законодательстве, так и на практике. В национальном законодательстве должны быть конкретно предусмотрены права на равный доступ к суду и равенство перед законом для всех без какого-либо различия по признаку расы, цвета кожи, пола, ре лигии, политических и личных убеждений, национального или со циального происхождения, имущественного положения и т.д.;
б)независимость адвокатов.
Это важнейший фактор в деле содействия защите прав личности. Адвокаты должны быть незави симы. Правительства независимо от политических, юридических и социальных систем должны содействовать им в выполнении обяза-
тельств, особенно при разбирательстве запутанных политических дел;
в) просвещенная демократия.
Наиболее полно гарантии прав человека обеспечиваются посредством представительного, демократически избранного парламента, свободных политических партий, включения положений об основных правах и свободах человека в конституцию, просвещения населения относительно конституционных и прочих правовых гарантий, публичных дебатов, свободной и независимой прессы, демократического управления средствами радиовещания и телевидения и объективной информации общественности.
|