Лев Николаевич Толстой — великий художник, изображающий, в первую очередь, диалектику души своих героев. Во всех произведениях писатель обращается к нравственным поискам героев, На мой взгляд, лучшими из таким героев являются Андрей Болконский и Пьер Безухов. Андрей Болконский — это любимый герой Толстого, и именно ему он предназначил тяжелую судьбу. Писатель сначала относит своего героя к людям-индивидуалистам. Он хочет решить проблему индивидуализма, покончить с ней навсегда.
В русской классической литературе не один Толстой обращался к этой проблеме. Независимо от него Достоевский в своем романе «Преступление и наказание» решает проблему индивидуализма. В содержании авторской позиции Толстого и Достоевского имеются общие черты — это критика «наполеонизма».
Князь Андрей Болконский и разночинец Родион Раскольников — родные братья по своему нравственно-психологическому облику. Оба героя угрюмы, мрачны, надменны и горды, но они, вместе с этим, великодушны и добры, иногда холодны и бесчувственны, право, точно в них два противоположных характера поочередно сменяются. Андрея Болконского и Родиона Раскольникова роднит сознание своего несомненного превосходства, что повлияло на развитие их индивидуалистических тенденций, притязаний на власть. Наполеон, как идеал «сильной личности», увлекал их страстно. Но оба путем тяжких испытаний пришли к осознанию тщетности и ничтожества избранного идеала, к горькому разочарозанию в Наполеоне.. Их спасла одна и та же сила — любовь и соединение с тем народом, которому они предлагали свою власть.
Первый раз мы встречаемся с князем Андреем Болконским на балу у госпожи Шерер. Вот в зал входит «… весьма красивый молодой человек с определенными и сухими чертами. Все в его фигуре, начиная от усталого, скучающего взгляда до тихого мерного шага, представляло самую резкую противоположность с его …женой. Ему, видимо, все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уже надоели ему так, что и смотреть на них и слушать их ему было очень скучно». Уже с первых слов автора мы понимаем, что среда, в которой воспитывался и жил князь Андрей, очень надоела ему. В ней нет настоящих, мыслящих людей, нет хороших собеседников: все общество мелко и ничтожно. В разговоре с Пьером, человеком, которого искренне любил Андрей, он говорит, что хочет вырваться из этой сферы, хочет и собирается идти на войну. Но есть и другие, тайные причины, о которых князь Андрей не говорит никому: он мечтает о славе, подобной наполеоновской.
Когда Андрей приезжает в армию, он видит всю неподготовленность русских войск. Болконский очень изменяется в этих условиях. Нет «в выражении его лица, в движениях, в походке прежнего притворства, усталости и лени», он занимался делом приличным и интересным для него. Князя Андрея многие и здесь не любят, считают холодным и неприятным человеком, а другие, правда, меньшая часть, любят его, признают идеалом. Как только он узнает, что армия в безнадежном положении, он решает спасти ее. Он возомнил себя человеком, «который выведет его же из рядов неизвестных офицеров и откроет ему первый путь к славе!»
Идеалом для Болконского был Наполеон, его слава. Он хотел быть таким же. И вот поле Аустерлица. Идет бой. Падают и умирают люди. Французы убивают русских, русские — французов. А за что? И князь Андрей не понимает этого.
— Неужели из-за придворных и личных соображений должно рисковать десятками тысяч и моей, моей жизнью? — думал он. Вот и пришло разочарование, в своих мыслях и делах Болконский начинает сомневаться. Полное прозрение приходит к нему на поле Аустерлица. Он бежит со знаменем в руках за своей славой, И что? Он ранен. И тут, очнувшись, он видит маленького и ничтожного человека — свой идеал. Поднимает глаза и … Голубое, высокое небо перед ним.
— Как тихо, спокойно и торжественно …совсем не так ползут облака по этому высокому, бесконечному небу …Да! все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба …ничего нет, кроме тишины, успокоения. И слава богу!.. Князь Андрей понял, что небо Аустерлица открыло ему жизнь природы и человека, что его честолюбивые мечтания, слава Наполеона уже ничто.
— Ничего, ничего нет верного, кроме ничтожества всего того, что мне понятно, и величия чего-то непонятного, но важнейшего! — подтверждает новые мысли князь Андрей.
После ранения Болконский возвращается домой. Но и здесь его ждут новые испытания. Умирает жена, но рождается сын. Разочаровавшись в прежних своих стремлениях и идеалах, пережив горе и раскаяние, он приходит к выводу, что ему нужно жить для себя и своих близких. Раньше, когда он говорил: «Смерть, раны, потеря семьи, ничто мне не "страшно. И как ни дороги, ни милы мне многие люди — отец, сестра … я всех их отдам сейчас за минуту славы, торжества над людьми..!»— у него была ничтожная, но цель в жизни. Теперь ее нет. Андрей ищет свое место в жизни, а пока, еще не найдя его, весь отдается родным. Он стал заботливым и любящим отцом, братом, сыном. Идут дни, а он все говорит себе; «Жизнь для себя, для своих близких — то единственное, что остается мне».
Князь Андрей после Аустерлицкой компании твердо решил никогда не служить в армии. Он занялся государственными делами — помогал своему отцу. Судьба забросила его в Отрадное — имение графа Ростова. По дороге туда и обратно Болконский обращает внимание на дуб. Дуб - могучее дерево, олицетворение будущей и полной жизни. Андрея поразила его красота, он стал мысленно сравнивать его с собой. Глубоко взволновала его и прелесть сказочной ночи в Отрадном, сливающаяся с поэтичностью Наташи. Да и сама Наташа поразила его, та девочка, которая, не зная его, его жизни, просто и весело смеется, бегает; ей нет дела ни до кого. Это задело Андрея. Он снова погружается в свои мысли, ищет и находит выход для себя - это жить. Все это окончательно вернуло Болконского к новой и прекрасной жизни. «Нет, жизнь не кончена в тридцать один год, — вдруг окончательно, беспременно решил князь Андрей. — Мало того, что я знаю все то, что есть во мне, надо, чтоб и все знали это: и Пьер и эта девочка, которая хотела улететь в небо, надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь, чтобы не жили они так, как эта девочка, независимо от моей жизни, чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мной вместе!»
Князь Андрей находился в одном из самых выгодных положений в обществе. Он был вдовец, очень богатый человек. Общество принимало его и потому, что «он имел репутацию ума и большой начитанности». Болконский очень изменился. Он стал появляться в различных кругах, посещать всевозможные балы и вечера. После Аустерлица, после Отрадного князь Андрей начал по-настоящему жить. Но он не остановился в своих нравственных поисках, он все еще искал. У него, казалось, было все, но, вместе с этим, чего-то не хватало, Он много думал в это время. Князь Андрей, как все люди, выросшие в свете, любил встречать там то, что не имело на себе общего светского отпечатка. На одном из балов он встречает Наташу. — Он понял, что нашел то, что искал,
— И такою была Наташа, с ее удивлением, радостью, и робостью, и даже ошибками во французском языке,
После бала Болконский стал часто бывать у Ростовых: ему хотелось видеть Наташу. «Князь Андрей чувствовал в Наташе присутствие совершенно чуждого для него, особенного мира, преисполненного каких-то неизвестных ему радостей, того чуждого мира, который еще тогда, в отрадненской аллее и на окне в лунную ночь, так дразнил его. Теперь этот мир уже более не дразнил его, не был чуждым миром; но он сам вступив в него, находил в нем новое для себя наслаждение». Болконский и Ростова разные люди: он — уравновешенный, она — резвая, веселая, но в них есть то одно, что сближает их — это духовная и нравственная красота, поэтичность натуры. Наташа полюбила князя Андрея, он отзывается на ее чувства, следовательно, он еще не лишен способности любить.
Никогда я не испытывал ничего подобного, Я влюблен, — думал он. — Никогда не поверил бы, но это чувство сильнее меня. Вчера я мучился, страдал, но и мучения этого я
не отдам ни за что в мире.- Я не жил прежде. Теперь только я живу, но я не могу жить без нее. Любовь подняла Андрея еще выше. Он стал более уверенным в своих мыслях и суждениях. Но прошел год и судьба сделала свое дело. Наташа отказала… Князь Андрей внешне равнодушно принял это известие, но душа его была неспокойна. Он стал грустен и угрюм, много думал о Наташе и сказал себе и Пьеру: «…я говорил, что падшую женщину надо простить, но я не говорил, что я могу простить. Я не могу…»
1812 год. Началась Отечественная война. Андрей по велению своего сердца возвращается в армию. Он сражается теперь не только за себя, за своих родных и близких, но и за несчастную, страдающую Родину. Андрей отказывается от предложения Кутузова служить в штабе, он остался полковым командиром. На это Кутузов, любящий и уважающий Андрея, говорит: «…твоя дорога — это дорога чести. Я рад за тебя.» Он весь был предан делам своего полка, заботился о своих людях и об офицерах, был ласков с ними. «В полку его называли наш князь, им гордились и его любили».
Бородинское сражение — перелом в жизни и мировоззрении Андрея Болконского. Андрея настигает глупая смерть: он и не был на позиции, а был ранен.
— Неужели это смерть? Я не могу, я не хочу умереть, я люблю жизнь, люблю эту траву, землю, воздух… На перевязочном пункте Андрей постигает новую для себя истину.
— Страдание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам — да, та любовь, которую проповедовал бог на земле, и которой я не понимал; вот отчего мне жалко было жизни, вот оно то, что еще оставалось мне, ежели бы я был жив. Но теперь уже поздно. Я знаю это! Да, ему открылось новое счастье, неотъемлемое от человека. Человек, постигший это — настоящий человек. Мы живем в мире, где много зла и несправедливости, и поэтому мы должны сами бороться за добро. Как писал сам Л. Н. Толстой: «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды», — так и должно быть. В настоящем человеке должны быть эти три качества. И в Андрее Болконском они были.
Весь смысл идейно-нравственной эволюции Андрея Болконского состоит в постепенном преодолении индивидуалистического самоутверждения и обращения к самоотречению, полному и безусловному, уже в последние часы и минуты жизни. Страстная привязанность к жизни сменяется равнодушием к ней и к своему «я». Уже подошедшую смерть он расценивает как слияние с общим, надличным. Еще живой, он уже вдумывается «в новое, открытое ему начало вечной любви», которое так отлично от плоской избирательности любви. Разъясняя предсмертное состояние князя Андрея, Толстой пишет: «Все, всех любить, всегда жертвовать собой для любви, значило никого не любить, значило не жить этой земной жизнью. И чем больше он проникался этим началом любви, тем больше он отрекался от жизни…»
Вся жизнь Болконского и была своеобразной подготовкой к такому «слиянию». Под знаком преодоления всего личного прошла жизнь князя Андрея: «То грозное, вечное, неведомое и далекое, присутствие которого он не переставал ощущать в продолжение всей своей жизни, теперь для него близкое и… почти понятное и ощущаемое…»
Толстой своим творчеством утверждает те нормы нравственности и справедливости, которые вырабатывались веками. Мысль о братском единении человека с человеком лежит в основе произведений писателя.
— Любовь? Что такое любовь? Любовь мешает смерти. Любовь есть жизнь. Все, все что я понимаю, я понимаю только потому, что я люблю. Все есть, все существует только потому, что я люблю. Все связано
|