Первой знаменательной вехой в биографии А. С. Пушкина стал Царскосельский Лицей.
Завершая работу над «Евгением Онегиным», предпоследнюю — восьмую — главу он открывает вступлением: размышлениями о том, как и когда начался этот путь, путь поэта, осмысливающего судьбу своего поколения и с исторической, и с философской позиции. И тогда возникают строки:
В те дни, когда в садах Лицея
Я безмятежно процветал…
Ибо все начиналось с Лицея.
Почему же Лицей стал для Пушкина понятием святым, что определили в нем шесть лет (с 1811 по 1817), проведенные на лицейской скамье?
Царскосельский Лицей был создан императором Александром I как особое учебное заведение, привилегированное, где питомцы не просто получают сумму знаний, но и воспитываются, свободно общаясь с учителями и наставниками. В Лицее все равны. Никто не смеет бранить слуг, «хотя бы они были и крепостные люди». Отменены телесные наказания. Приглашены блестящие преподаватели.
Все шесть лет в Царскосельском лицее воспитанники провели вместе, не расставаясь ни на день. Поездки домой были запрещены: родные навещали сыновей в строго определенные дни. И Лицей стал не просто родным домом. Он стал неким особым миром для этих мальчиков; миром, живущим по своим возвышенным благородным законам. Этот мир назывался: «Лицейская республика». Мир «Лицейской республики» стал для воспитанников родиной, отечеством:
Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Все те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам — Царское Село.
Разумеется, либеральный дух, царивший в Лицее, сам воспитывал юношей. Но кроме того, там преподавали идеи Вольтера и Руссо, французских просветителей. Лицеисты изучали величайшие творения мировой литературы, им преподавали политэкономию, право естественное, публичное и гражданское. Особую роль в становлении мировоззрения лицеистов сыграл убежденный вольнодумец, молодой профессор А. П. Куницын. На его лекции о «естественном праве», то есть о праве каждого человека на свободу и равенство, специально приезжали будущие декабристы: Пестель, Глинка, Оболенский, Бурцов.
Куницыну дань сердца и вина!
Он создал нас, он воспитал наш пламень,
Поставлен им краеугольный камень,
Им чистая лампада возжена…—
писал Пушкин в 1825 году..
В раннем лицейском творчестве Пушкина намечены три основные линии лирики: высокая гражданская поэзия, эпиграмматическая лирика и романтические стихи.
В традициях классической оды написано стихотворение 1815 года «Лицинию». Особенно примечательны последние, заключительные строки:
Свободный Рим возрос,
А рабством погублен
В них звучит важнейшая, определяющая для всего пушкинского мировоззрения идея: рабство страшно и губительно, своей безнравственностью. Это философское толкование свободы и рабства, безусловно, заложена А. П. Куницыным. Мысль о безнравственности, противоестественности рабского состояния приведет десять лет спустя двух других лицеистов — Пущина и Кюхельбекера — на Сенатскую площадь.
Что касается ранней романтической лирики Пушкина, то в ней выделить какую-то одну тему практически невозможно. Сам художественный метод — романтизм — предполагает некое неразрывное переплетение основных тем, существующих только в своем единстве. Прежде всего, романтизм воспевает свободную человеческую личность, противостоящую серой массе — толпе. Таким образом, тема духовной, личной свободы как высшей, абсолютной ценности противостоит доминирующей в классицизме теме гражданского долга. Разумеется, духовная свобода предполагает реализацию личности в любви и дружбе — главных жизненных ценностях. Потому мотивы «вольности святой», «дружества» и любви взаимосвязаны в лицейской лирике Пушкина.
Но лицейский период — эпоха ученичества для Пушкина. Это время, когда он осваивает те богатства, которые накопили русская и мировая литература, осваивает, чтобы обрести свой путь. Именно поэтому в его лирике можно различить множественные влияния: Державин, Жуковский, Батюшков, Руссо, Вольтер, Парни, Байрон…
Кроме того, в Лицее формируется и исключительное для начала XIX века поэтическое самосознание Пушкина, осмысление занятий поэтических, литературных как особого дела, дела всей жизни. Державин был министром, сенатором, Дмитриев — министром, Карамзин — придворным историографом, служили Жуковский, Вяземский, Батюшков, Грибоедов. Первым профессиональным поэтом стал в России Пушкин. О значимости на государственном уровне своего дела, о праве поэта заниматься литературой и только ею, а не пописывать стихи или пьесы на досуге впервые заговорил Пушкин на лицейской скамье:
Равны мне писари, уланы,
Равны законы, кивера,
Не рвусь я грудью в капитаны
И не ползу в асессора…
|