Проявления социально-психологической дезадаптации у студентов и факторы ее формирования
Галустян В.Т.
Проблема охраны здоровья студенчества имеет важное медикосоциальное значение. Происходящая в настоящее время перестройка высшей школы включает в себя переход на новые учебные планы, интенсификацию и компьютеризацию учебного процесса. Эти сложные условия предъявляют более высокие требования, в частности к адаптивным возможностям личности в процессе обучения. Наряду с работой по профилактике нервно-психических заболеваний приобретают особую актуальность широкие меры по предупреждению социально-психологической дезадаптации личности.
Существенной является и экономическая сторона вопроса, т.к. отчисление из института, повторное обучение, предоставление без должных показаний академических отпусков приводят к необоснованному расходованию финансовых средств вузов.
Возрастной период до 21 года отличается четкой ориентаций на взрослые нормы поведения [4]. При этом решающее значение приобретает переход в этот период к независимости от родителей (экономической, нравственной, правовой). Именно этим переходом, остро переживаемым отдельными студентами, объясняется «пик» антисоциального поведения. В это же время наблюдается определенная «фальсификация» взрослых норм поведения, подмена действительной зрелости мнимой, «иллюзорная взрослость», находящая выражение в таких явлениях, как употребление алкоголя, наркотических средств, цинизм в отношениях между полами и т.д. [1, 3, 5, 6].
В этом возрасте возрастает также влияние «неформального» общения, что обусловлено рядом причин, важнейшими из них являются: расширение круга потребностей, тяга к самоутверждению, приобретение независимости от влия-305ний семьи, возрастание сексуальных интересов. Вышеописанные моменты обостряют противоречия поведения и осложняют воспитание обучающейся молодежи. Поэтому представляется важным и необходимым разработать комплексную программу предупреждения и купирования кризисных состояний у лиц юношеского возраста, обучающихся в вузах [2].
Социально-психологическая дезадаптация у молодежи имеет сходство с подобными состояниями у лиц более старшего возраста, но вместе с тем отличается и определенным своеобразием, обусловленным гетерохронностью физического, полового, интеллектуального, социального и нравственного развития. В формировании кризисных реакций имеет определенное значение и биопсихическая акселерация, вызывающая нередко диссоциацию между «прошлым» и новым социальным опытом, что способствует проявлению агрессивных и аутоагрессивных форм поведения.
Н.Д. Кибрик и В.М. Ковалев [4] определяют критерии для отнесения студентов к числу «дезадаптантов»: затруднения, связанные с обучением, а также нарушение в сфере контактов, возникновение конфликтов в сфере общения, изменение положения в коллективе или в системе межличностных отношений ближайшего окружения. Условно степень тяжести дезадаптации, возникающую в учебном процессе, они делят на три.
Первая степень дезадаптации характеризуется наличием определенных затруднений в усвоении учебного материала. У студентов при этом наблюдаются в основном различной степени выраженности невротические расстройства (снижение памяти, трудности в сосредоточении внимания, повышенная утомляемость, вспыльчивость, раздражительность), которые чаще всего возникают в периоды экзаменационных сессий.
В этом состоянии выделяют две формы поведенческих реакций на трудности дезадаптации – пассивную и активную.
Пассивная форма характеризуется снижением активности, ограничением и уменьшением социальных контактов. Студенты как бы «замыкаются в себе», прибегают к пассивно выжидательной тактике поведения, предоставляя возможность саморазрешения конфликтной ситуации.
При активной форме – студенты стремятся изменить свое состояние соблюдением определенного режима, занимаются самолечением, советуются с друзьями, преподавателями, обращаются за помощью к врачам. Состояние характеризуется некоторой тревожностью, озабоченностью своей дальнейшей судьбой, прослеживается активное желание изменить сложившуюся ситуацию, продолжать обучение в институте и преодолеть возникшие затруднения.
Вторая степень дезадаптации объективно соответствует снижению успеваемости, появлению академических задолженностей, проявляется пропуском занятий, возникновением конфликтных взаимоотношений с администрацией института.
306 Пассивная форма поведения выражается формальным отношением к своим обязанностям, равнодушием, бездеятельностью. Студенты посещают институт, лишь изредка пропускают занятия, однако, не готовят задания, не участвуют активно в учебном процессе, часто становятся пассивными соучастниками асоциального поведения (алкоголизация, цинизм в отношении противоположного пола и др.), в то же самое время не реагируют на разнообразные воспитательные мероприятия, проводимые общественными организациями и администрацией учебных заведений.
При активной форме – наряду с появлением отрицательного отношения к обучению, студенты занимают позицию «активного сопротивления» принятым формам и методам обучения: пропускают занятия, конфликтуют с учебной частью института, обвиняют преподавателей в предвзятом отношении к ним, жалуются в ректорат, активно ищут помощи в медицинских учреждениях, обследуются у различных специалистов с целью обнаружить соматическое заболевание. У некоторых студентов при этом возникают мысли и фантазии о несчастном случае, о возможности причинения себе членовредительства, как одном из способов для получения льгот (продление экзаменационной сессии, предоставление академического отпуска). Они претендуют на особое отношение к себе, требуют создания особых условий обучения, учитывающих их «индивидуальность», противопоставляя себя коллективу. В психическом состоянии у них отмечается нарастание неврозоподобных и аффективных расстройств. На этом фоне легко возникают разнообразные суицидальные тенденции.
Третья степень дезадаптации выражается в прекращении обучения, отчислении студента из учебного заведения в связи с пропусками занятий, многочисленными задолженностями по учебе, грубыми нарушениями дисциплины и норм проживания в общежитии.
При пассивной форме поведения студенты на протяжении длительного времени (1,5 – 2 месяца) отказываются от посещения института, большей частью находятся дома, бывают вялыми, апатичными, равнодушными к своей судьбе, безучастными к окружающему, высказывают суицидальные мысли, совершают суицидальные попытки. В состоянии преобладают преимущественно астенические, астено-депрессивные проявления. Имеется жизненная значимость сложившейся ситуации, сверхценное отношение к ней. Чаще всего подобное поведение наблюдается у лиц замкнутых, стеснительных, сенситивных, с шизоидными чертами характера. Они скрывают от близких и окружающих имеющиеся у них трудности.
Испытывая в одних случаях, огромное желание посоветоваться, поделиться с кем-либо своими затруднениями, воспринимая отчисление из института как жизненную трагедию, студенты в силу скрытности и стеснительности ничего не предпринимают для изменения сложившейся ситуации.
Возможна и другая форма поведения, сопровождающаяся разнообразными асоциальными действиями студентов, служащих поводом для отчисления из 307 института, выявляется определенная жизненная установка протеста. Обнаруживается желание продолжать обучение в другом институте, строятся планы на дальнейшее трудоустройство с последующим обучением. Данная форма дезадаптации наблюдается у эмоционально незрелых, эгоцентричных личностей, склонных к аффективному типу мышления, способных создавать и провоцировать конфликтные ситуации.
Имеется тенденция нарастания активных форм поведения ко второму и третьему годам обучения, тогда как на первом году обучения, независимо от степени дезадаптации, преобладают пассивные формы поведения. Это связано с тем, что самостоятельная студенческая жизнь способствует быстрой социализации, увеличению объема информации и опыта ее использования, а также появлению адаптивной устойчивости к разнообразным неблагоприятным факторам. Однако приобретенный социальный опыт не всегда оказывается адекватным и продуктивным, что приводит к объективному утяжелению дезадаптации конкретной личности в условиях усложняющегося учебного процесса.
Факторы формирования социально-психологической дезадаптации студентов:
• изменение привычного стереотипа жизни, • непереносимость высоких учебных нагрузок, • наличие конфликтов с сокурсниками, преподавателями и администрацией института, • появление травмирующих переживаний в личной и интимной жизни, • возникновение или обострение соматических или нервно-психических заболеваний.
Несмотря на обилие видимых причин и разнообразных мотивов, которыми можно объяснить дезадаптацию, во всех случаях обнаруживается сочетание экзогенных влияний с определенными личностными особенностями, создающими благоприятную почву для возникновения различной степени выраженности реакций.
Условия, способствующие возникновению трудностей в учебном процессе, можно условно разделить на:
• личностные особенности, • психогенные влияния, • соматогении.
Таким образом, дезадаптация, возникающая в учебном процессе, служит лишь тем фоном, на который накладываются дополнительные психогенные влияния. На первом году обучения дезадаптация проявляется пассивными формами поведенческих реакций, а на старших курсах – активными. Затруднения в учебном процессе, поведенческие нарушения, аддиктивное поведение, обусловленные нарушением социально-психологической адаптации, служат поводом исключения студента из ВУЗа.
Список литературы
1. Игумнов С.А. Клинические особенности и психотерапия раннего (подросткового) алкоголизма: Учеб. пособие для врачей-слушателей / С.А. Игумнов. - Мн., 1997.
2. Игумнов С.А. Клиническая психотерапия детей и подростков: Справ. Пособие / С.А. Игумнов / Под ред. В.Т. Кондрашенко. – Мн.: Беларуская навука, 1999. – 189 с.
3. Кибрик Н.Д. К вопросу роли межличностных контактов в процессе социально-психологической дезадаптации студентов вузов / Н.Д. Кибрик, Т.А. Малофеева // Актуальные проблемы суицидологи. - Москва, 1978. - С 167 – 171.
4. Кибрик Н.Д. Профилактика идезадаптации и суицидального поведения у обучающейся молодежи: Методические рекомендации / Н.Д. Кибрик, В.М. Ковалев. - Москва, 1988. – 21 с.
5. Личко А.Е. Подростковая наркология / А.Е. Личко, В.С. Битенский. - Л., 1991.
6. Пятов М.Д. Возрастные аспекты алкоголизма: Алкоголизм в подростковом и юношеском возрасте / М.Д. Пятов, Н.Г. Шумский // Алкоголизм: Руководство для врачей. М., 1983.
|