Политические взгляды Гегеля на протяжении всей жизни немецкого философа находились в постоянной связи с его формировавшейся философской системой, и зачастую политика, особенно на раннем этапе его творческой деятельности, находилась в самом центре его духовных интересов.
Государство как субъект, обеспечивающий объективное возникновение и существование политики, всегда находилось в рассмотрении и анализе Гегеля. И то, каким образом претерпевали изменения его взгляды на данную структуру человеческого общежития - от полного отрицания современного государства как такового и возвращения к древнегреческому типу общественного устройства и до вознесения прусской монархии на уровень совершеннейшей государственной системы - отражалось на его отношении к политике вообще. Нижеприведенный текст раскрывает Гегеля именно в этом аспекте.
ПЛАН
1. Введение.
2. Практический дух.
3. Право.
4. Государство (реальный дух).
Практический дух.
Практический дух не только имеет идеи, он есть сама живая идея. Практический дух - это дух, самопроизволно определяющий себя и сообщающий своим определениям внешнюю реальность. От Я, которое превращается в предметы, в объективность лишь теоретически, идеально, следует отличать Я, которое делает это практически, реально.
Практический дух называют преимущественно свободной волей, ибо Я может абстрагироваться от всякой определенности, в какой оно находится, и во всякой определенности остатся неопределенным и равным самому себе.
Воля как внутреннее определяющее себя понятие - это пржде всего деятельность и поступок. Она переносит свои внутренние определения во внешние наличное бытие и тем выражает себя как идею.
К деянию относится вся совокупность определений, непосредственно связанных с произведенным им изменением наличного бытия. К поступку же относится прежде всего только то из этого деяния, что входило в намерение, иначе говоря, только то, что было в сознании. Только это воля признает как свое и как свою вину, которую ей действительно можно приписывать. Но в широком смысле под виной нужно понимать и те из определений деяния, которые не сознавались, но могли быть сознаваемы.
А) Практическое чувство хотя и содержит в себе практические правовые и практические моральные определения и законы, но в непосредственном, а следовательно, неразвитом и непродуманном и, самое главное, в нечистом виде из-за примеси субъективной единичности. Необходимо заметить, что у практического чувства нет никакого иного истинного содержания, кроме определенным образом знаемых прав, обязанностей и законов, что с одной стороны, практическое чувство смутно и определено единичностью, а с другой - может быть поставлено выше определенного сознания этих прав, обязанностей и законов лишь постольку, поскольку соблюдаются они по отдельности и практическое чувство по отношению к ним можно считать тотальностью.
Б) Чувствовать какое-нибудь практическое определение и в то же время чувствовать то противоречие, что это внутреннее определение не реализовано, хотя реализовать его крайне важно, и значит иметь побуждение. Такое побуждение свойственно субъективной пироде и направлено только на свою определенность. Вожделение есть единичное определение (природного) побуждения. В зависимости от того, соответствует или не соответсвует ему внешнее наличное бытие, чувство становится приятным либо неприятным. При природных побуждениях и вожделениях практический дух остается в естественности и является существом зависимым, несвободным.
В) Необходимо, чтобы дух избавился от погруженности в природные побуждения и поднялся до такой всеобщности, когда каждое отдельно побуждение не расценивается как абсолютное, а ставится на свое место и получает должную оценку только в качестве момента тотальности, чем и очищается от субъективной случайности.
Определение духа - это и есть его законы. Но они не являются его внешними, природными детерминациями; его единственное определение, в котором и содержатся все остальные, - это его свобода. Она служит и формой, и содержанием его законов. Последний может быть правовым или политическим.
Право.
Дух как свободное, сознающее себя существо есть то равное самому себе Я, которое в своем абсолютно отрицательном отношении является прежде всего исключающим Я, единичным свободным существом, или лицом.
Право - это отношение людей друг к другу, поскольку они являются абстрактными лицами. Противоречащим праву является поступок, которым человек не признается как лицо, иначе говоря, поступок, нарушающий сферу свободы челоыека. Таким образом, правовое отношение друг к другу, согласно своему основному определению, носит негативный хпрактер и не требует, собственно, оказывать другому что-либо позиьтивное, а требует только признавать его как лицо.
Внешнюю сферу права и свободы составляет собственноть, подведение ничьей вещи под мою власть и волю. Владение является стороной произвольного присвоения. Стороной же собственности, как таковой, является та всеобщая сторона, что владение есть проявление моей воли, которая другим должна рассматриваться как нечто абсолютное.
Я могу отчуждать от себя свою собственность, а именно то, что действительно является собственностью, то есть, с одной стороны, есть мое, а с другой - обладает моментом внешнего наличного бытия. Неотчуждаемы, следовательно, мой разум, моя свобода, моя личность и вообще все то, что составляеет необходимое содержание моей свободы.
Я могу продать свою собственность другому и приобрести себе чужую собственность. Это приобретение происходит только по договору, по взаимному согласию со стороны одного лица отказаться от некоторой собственности и передать ее другому, а со стороны другого - принять ее.
Сфера моей свободы включает мою личность и отношение вещи к ней; когда другие эту сферу нарушают, то это может иметь или только тот смысл, что мне не принадлежит лишь данная вещь, причеми личность мою признают, или же тот, что не признают самое мою личность, что и бывает в случае насильственного причинения ущерба моему телу и жизни.
В моей личности другой непосредственоо оскорбялет свою собственную. Оскорбляя мою личность, он совершает по отношению ко мне не нечто единичное, а нечто всеобщее. То, что он совершил по отношению к самому себе в плане понятия, необходимо совершить по отношению к нему в действительности. Если это осуществляется самим оскорбленным лицом, то это месть; если же месть совершается некоторой всеобщей волей и во имя всеобщей воли, то месть называется наказанием.
Право, касающееся собственности, является предметом гражданского права; право, касающееся личности, является предметом уголовного права. Науку об основных понятиях права назвали естественным правом, как будто существует какое-то право, принадлежащее людям от природы, и какое-то отличное от него право, возникающее в обществе в той связи, что там естественным правом как истинным правом приходится частично пожертвовать. На самом же деле благодаря обществу возникают всего лишь особенные права, отсутствующие в том праве, основой которого служит только единичная личность. Но вместе с тем они-то и представляют собой ликвидацию односторонности указанного принципа и егол истинную реализацию.
Государство (реальный дух)
Природное общество семьи расширяется до всеобщего государственного общества, которое представляет собой связь, возникшую столь же благодаря природе, сколь и благодаря свободной воле, и основывается столь же на праве, сколь и на морали, но выступает в общем и целом не столько как общество, состоящее из индивидов, сколько как внутри себя единый, индивидуальный народный дух.
Наука о государстве есть представление той организации, какой обладает народ внутри себя живое органическое целое.
Государство как нечто всеобщее представляет собой противоположность индивидам. Оно тем совершеннее, чем больше всеобщее соответствует разуму и чем больше индивиды согласны с духом целого.Необходимый образ мыслей и действий граждан по отношению к государству и правительству заключается в не в слепом повиновении их приказам и не в требовании, чтобы каждый давал свое индивидуальное согласие на учреждения и мероприятия государства, а в доверии к нему и в благоразумном повиновении ему.
В состав государства входят различные власти, представляющие собой моменты его организации.Законодательная, судебная и исполнительная власт, как таковые, являются ее абстрактными моментами. Реальная же власти - это власти, конституирующие целое, - судебная и полицейская, финансово-административная, военная и политическая, в каждоя из которых и выступают указанные абстрактные моменты. Высшим управляющим центром всех властей является правительство.
Различные сословия в государстве - это в сущности те конкретные различия, сооответственно которым индивиды и делятся на классы. Классы покоятся преимущественно на неравенстве богатства, доходов и образования, покоящихся в свою очередь отчасти на неравенстве по рождению, отчего индивиды и получают к одному роду деяетельности, полезный для государства, большую прибыльность, чем к другому.
Конституция устанавливает разделение и отношение друг к другу различных государственных властей и сферу деятельности каждой, главным же образом права индивидов по отношению к государству и то содействие, какое каждый из них обязан оказывать государству не только в выборе правительства, но и поскольку он вообще является гражданином.
Нравы, законы и конституция составляют внутреннюю организованную жизнь народного духа. В них то и выражен принцип его сущности, иначе говоря, ее характер и назначение. Помимо того, у народного духа есть внешние связи и внешние судьбы.
Эта, так сказать историческая история рассматривает существование народного духа, развитие его принципов в его конституции и законах, а также в его судьбах внешним образом, соответственно восприятию событий и соответственно непосредственным причинам, какие кажутся заключающимися в случайных обстоятельствах и в индивидуальных характерах.
Философская история не только схватывает принцип народа исходя из его учреждений и судеб, и затем излагает события исходя из этого принципа, но рассматривает главным образом всеобщий мировой дух, то, как он во внутренней связи через историю раздельно проявляющихся наций и через их судьбы прошел различные ступени своего образования. Она изображает всеобщий дух как субстанцию, проявляющуюся в его акциденциях, так что этот его облик или внешний вид образован несоответственно его сущности. Более высокое выражение его - это изображение его в простой духовной форме.
Не все народы идут в счет в мировой истории. Каждый соответственно своему принципу выступает в свой момент. Затем он исчезает со сцены, по видимому навсегда. Не случайно приходит его очередь.
|