Город в котором происходит действие «Ревизора»
Город N занимает в комедии центральное самостоятельное место. Этот город типичен, и именно поэтому он не имеет географического названия. В этом городе мы видим представителей почти всех социальных слоев: чиновников, городских помещиков, купцов, мещан. Армия и духовенство не подчинялись городским властям, и поэтому в комедии не представлены.
Как живёт этот обычный город эпохи Николаевской России? Послушаем, что городничий советует предпринять своим подчинённым перед приездом ревизора. Артемию Филипповичу Землянике, попечителю богоугодных заведений, рекомендовано дать больным чистые колпаки, над каждой кроватью написать по-латыни или на каком другом языке, кто чем болен, чтобы больные не курили крепкий самосад, да и лучше, если б их было меньше. В ответ звучит убийственная реплика: «Лекарств дорогих мы не употребляем, Человек простой, если умрёт, он и так умрёт, если выздоровеет, то и так выздоровеет ». В эту картину гармонично вписывается врач Христиан Иванович Гибнер, который с больными говорить не может, поскольку не знает по-русски ни слова.
Судье Ляпкину-Тяпкину городничий советует убрать из присутственных мест, из передней, домашних гусей с маленькими гусёнками, а также охотничий арапник, висящий над самым шкафом с бумагами, а судебному заседателю, от которого разит, как от винокуренного завода, рекомендовано есть лук или чеснок. В ответ простодушный Аммос Фёдорович уверяет, что от заседателя отдаёт немного водкою с тех пор, как в детстве мамка его ушибла. Судья—представитель законности—первым признаётся, что берёт взятки. При этом он спрашивает, можно ли считать полученного вместо денег борзого щенка взяткою?
Луке Лукичу Хлопову—смотрителю училищ—городничий советует приструнить учителя, который, каждый раз, взошедши на кафедру, делает гримасу и начинает потом приглаживать галстуком свою бороду. Если он ученику гримасу сделает, это ещё ничего, может оно так и нужно, но господин ревизор может принять это на свой счёт. В ответ Лука Лукич признаётся, что не раз говорил об этом с учителем. Но когда его подчинённый скорчил зашедшему в класс предводителю дворянства рожу, доселе небывалую, он—Лука Лукич—получил выговор за внушение юношеству вольнодумных мыслей. Городничий также делает замечание насчёт учителя по истории. Этот наставник до того горяч, что когда доходит до рассказа об Александре Македонском, сбегает с кафедры и начинает стулья об пол ломать. Оно, конечно, Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать, от этого убыток казне. Лука Лукич: «Да, он горяч, я ему уже несколько раз замечал…Говорит:«Как хотите, а я для науки жизни не пощажу»
Городничий также вежливо просит почтмейстера каждое исходящее письмо немножко подраспечатать, чтобы узнать, не было ли где доноса. Иначе с чего бы ревизору проклятому приезжать? Иван Кузьмич Шпекин тут же информирует городничего, что читает чужие письма и так и, что ничего про ревизора, приезжающего в их город там не было. Зато про костромских и саратовских, сколько…Право жаль, что вы не читаете писем, в них иной раз назидательность такая, какую и в «Московских Ведомостях» не встретишь.
Разумеется, что главой над продавшимся взяточниками может только самый большой взяточник и самый продажный чиновник—городничий, который если и взял с кого то без всякой злобы, ведь он, как человек умный не любит упускать своей выгоды. Искренне считающий, что за ним водятся только «мелкие» грешки. Что это самим Богом установлено, что у каждого человека они есть.
Городничему и его чиновникам есть чего бояться, вся комедия крайне убедительно это доказывает. Каждый из них особенных злодеяний не совершает, но преступления совершаются всеми и постоянно. Из Петербурга грядёт возмездие. Финальная немая сцена комедии «Ревизор», показывающая всех героев охваченных чувством страха,— это завершающий образ города во времена Н. В. Гоголя.
И к сожалению каждый из нас может уверенно сказать, что жизнь больших и малых городов с тех пор почти не изменилась.
|