Сочинение на тему:
"Сила или слабость Катерины проявляется в ее самоубийстве в произведении Островского "Гроза"?
Читая пьесу Островского "Гроза", невольно задаешься вопросом: сила или слабость Катерины проявляется в ее самоубийстве в финале пьесы? Правильно она поступила или нет? По этому поводу существовало много споров между литературными критиками 40-х, 50-х годов 19-го столетия. Так, Добролюбов отметил "сильные, бунтующие мотивы" в характере Катерины и связал их с атмосферой кризиса, в котором находилось все российское общество. По его словам, в драме Островского показан сложный, трагический процесс раскрепощения оживающей души.
Глубоко трагична первая встреча Катерины с любимым - Борисом. Сцена пронизана тревогой. Звучит мотив народной песни - мотив неминуемой гибели ("Ты убей, загуби меня со полуночи... "). "Зачем ты пришёл? Зачем ты пришёл, погубитель мой?" - предчувствует беду Катерина. Каким же сильным должно быть её чувство, если она во имя любви идёт на верную гибель! "Не жалей, губи меня!" - восклицает она, отдавшись этому чувству. Так любить может не всякий, и мы убеждаемся в необычайной силе героини.
А каковы слова Катерины, произнесенные в оправдание своему мужу и себе, перед Кабанихой. Вслушаемся в них внимательно: "Для меня, маменька, всё одно, что родная мать, что ты, да и Тихон тоже тебя любит". В отличие от жены, Тихон произносит свои оправдания жалобно, и вместе с тем весьма почтительно, обращаясь к матери на "вы". Катерина говорит о том же, что и Тихон, возражая на упреки. Но с каким достоинством, как просто и искренне говорит она. Характерно и это обращение на "ты" (как к равной). Она стремится к ясным, доброжелательным человеческим отношениям.
В первом явлении мы представляем себе Катерину как покорную жертву, человека со сломанной волей и растоптанной душой. "Маменька её поедом ест, а она как тень какая ходит, безответная. Только плачет да тает как воск", - говорит о жене Тихон. И вот она сама перед нами. Нет, она не жертва. Она человек с сильным, решительным характером, с живым, вольнолюбивым сердцем. Она не чувствует себя рабой, напротив, она свободна, хотя бы потому, что всё потеряла, что нечем ей больше дорожить, даже жизнью: "Для чего мне теперь жить, ну для чего?"
Жажда освобождения торжествует и над ее религиозными представлениями. "Всё равно, что смерть придёт, что сама…, а жить нельзя." размышляет она о самоубийстве. И далее она подвергает сомнению это представление: "Грех! Молиться не будут? Кто любит, тот будет молиться". Предсмертные слова Катерины обращены не к богу и выражают не раскаяние в совершённых грехах, они обращены к любимому; "Друг мой! Радость моя! Прощай!" Так свободное от предрассудков, живое и сильное чувство победило в душе Катерины
С другой стороны можно показать, что Катерина проявила слабость. Такая точка зрения существует у Писарева, когда в статье "Мотивы русской драмы" он оценивал "Грозу". Статья была направлена полемически против Добролюбова. Писарев назвал Катерину "полоумной мечтательницей" и "визионеркой": "Вся жизнь Катерины, по его мнению, - состоит из постоянных внутренних противоречий; она ежеминутно кидается из одной крайности в другую; она сегодня раскаивается в том, что сделала вчера, и между тем, сама не знает, что будет делать завтра; наконец, перепутавши все, что было у нее под руками, она разрубает затянувшиеся узлы самым глупым средством, самоубийством".
На самом деле самоубийство - не глупое, а последнее средство отчаявшегося человека. С точки зрения атеиста, в поступке Катерины - сила. Но с точки зрения православия, самоубийству нет прощения, какими бы мотивами оно не оправдывалось. Это один из самых тяжелых грехов. Считается, что люди должны терпеть то, что им посылает судьба. Катерина должна была нести свой крест. Интересен тот факт, что в старину самоубийц хоронили не на кладбище, а рядом. И проходившие мимо люди знали о судьбе умершего. А ведь Катерина мечтала, освободившись от мирской жизни, о том, как: "Под деревцем могилушка... Солнышко ее греет... Птицы прилетят на дерево, будут петь, детей выведут. " Ее душа не могла спокойно существовать без красот природы, любви.
Таким образом, мы видим, что если пробуждается протест, пусть и в таких пассивных формах, пусть и таким слабым существом, какой считали женщину в ту эпоху, то это и есть нарастающий протест в народе, сигнал, который являлся предвестником гибели старого уклада жизни, опиравшегося на систему феодально-крепостнического деспотизма, и набирания оборотов новых прогрессивных стремлений к равноправию, к свободе человеческой жизни.
|