чем-то похожа на театр. Со всеми присущими ему атрибутами типа сценариев, масок и декораций. В исполнении ролей человеку предоставляется некоторая свобода интерпретаций, но некоторые аспекты являются обязательными.
Роль – набор норм, определяющих как должны вести себя люди в данной социальной позиции. Это социальная функция личности; соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений.
«Личностная окраска» роли зависит, прежде всего, от знаний и умений человека находиться в данной роли, от ее значимости для него, от стремления в большей или меньшей степени соответствовать ожиданиям окружающих. Диапазон и количество ролей определяется многообразием социальных групп, видов деятельности и отношений, в которые включена личность, ее потребностями и интересами.
Для возникновения роли необходима система норм. Когда человек встает на новую социальную ступеньку, то сначала он чувствует не в своей тарелке, но это чувство обычно не сохраняется длительное время. Например, когда у женщины появляется ребенок, она становится очень чувствительна к этой новой ситуации. Поэтому старается вести себя как надо и избавиться от остатков своего прошлого поведения. В такие моменты люди осознают самих себя. Они постоянно следят за собой, за своими поступками и речью. Это свидетельствует о том, что они пока не естественны для человека. Затем происходит вхождение в роль, и она становится привычной.
Роли оказывают большое влияние на человека. Существует тенденция вживаться в них. Это явление, в общем-то, носит положительный характер, так как помогает людям лучше выполнять обязанности, связанные с данной ролью. Повышает качество деятельности и социальную активность личности. Но иногда, когда человек чрезмерно срастается со своей социальной ролью, ее потеря может привести к разрушению личности и даже гибели человека.
Существует зависимость между статусом и восприятием себя. Люди, получившие более высокий статус, начинают рассматривать себя как лиц, заслуживающих более хорошее отношение к себе. В то время как роль подчиненного может вызвать эффект подавления и привести к подрыву самостоятельности.
Исполнение различных ролей может оказать и благоприятное воздействие. Это происходит, когда человек сознательно выбирает для себя новую роль, он может измениться сам или научиться чувствовать других людей, чьи роли отличаются от его роли. Для этого используют психодраму.
Тесно связан с эффектом вживания в роль. Эффект под названием «утверждение становится убеждением». Он заключается в том, что человек утверждая то-то, в чем он не совсем уверен, испытывает неловкость за свой обман. Тем не менее, они начинают верить в то, что говорят и утверждение становится убеждением.
Роли часто предполагают наличие парт с определенными отношениями – родитель и ребенок, муж и жена, преподаватель и студент, доктор и пациент и т.д. Здесь может иметь место инверсия ролей. Она бывает полезной для улучшения взаимоотношений. Во время споров и конфликтов можно понять друг друга и возможно найти компромисс.
Действия, которые предписываются социальным ролям, формируют установки исполнителей этих ролей. Справедливо и обратное. Поэтому, можно говорить о взаимосвязи ролей и установок.
Установка – благоприятная или неблагоприятная оценочная реакция на что-то или кого-то, которая выражается в мнениях, чувствах и целенаправленном поведении; это эффективный способ дать окружающему миру оценку. Установка обладает следующими характеристиками:
- аффект (чувства);
- поведение (намерения);
- познание (мысли).
Иногда люди нарушают ярко выраженные установки. Это происходит под влиянием действия других факторов. Их насчитывают около 40.
Прочие влияния
Поведение
Установка
Выраженная установка
Прочие влияния.
Установки изучаются по внешним проявлениям. Для их измерения разработали метод мнимого источника информации: процедура выяснения установок испытуемых с помощью обмана.
Поведением движут не только внутренние установки, но и ситуация, с которой сталкивается человек. Но таким специфическим, относящимся к определенному делу, установкам можно предсказать поведение. Это происходит, если:
- сведены до минимума другие влияния на утверждения, отражающие установки;
- установка точно соответствует изучаемому поведению;
- установка является сильной.
Установки зачастую спят, когда люди автоматически, без остановки, не раздумывая совершают поступок, согласно своему шаблону. Эта реакция является адекватной.
Установка подразумевает оценку; это связь, создаваемая между объектом и его оценкой. Люди вырабатывают их таким образом, что иногда они действуют, а иногда – нет. Если установка является результатом опыта, то она, скорее всего, будет закреплена и начнет определять поступки.
Установки и поведение всегда определяется культурой. Сам процесс преобразования установки в поведение намного меньше зависим от места, где это происходит.
Формирующая сила культуры проявляется также и в представлениях о том, как должны вести себя мужчины и женщины. И в современном обществе бытует мнение, что мужчин должен работать, а женщина заниматься воспитанием детей. Женщине приходится выстраивать свою роль таким образом, чтобы максимально приспособить ее к мужчине.
На гендерные роли (набор ожидаемых образцов поведения для мужчин и женщин) оказывает влияние и эпоха. Например, в 40-е годы замужнюю женщину, имеющую детей, редко можно было видеть на руководящих ролях и в мужских профессиях. Тогда, как сейчас, это вполне распространенное явление. В связи с этим многие утратили свою женственность, стали способны сами отстаивать свои интересы. К данным последствиям можно относиться как положительно, так и отрицательно. Последнее заключается в том, что эти отношения переносятся и в семью, к детям. Поэтому сейчас очень много семей, в которых дети живут в своем, изолированном от матери, мирке.
Во взрослой жизни причина гендерных различий в социальном поведении – роли, которые отражают половое разделение труда. Мужчины имеют большую склонность к ролям, требующим социальной и физической мощи, а женщины – к ролям, связанным с опекой. Каждый из полов демонстрирует ожидаемое поведение, соотносящееся с их ролью, при этом формируются умения и навыки.
Таким образом, социальная роль определяется социальной установкой. Установка является целостным динамическим состоянием субъекта, состоянием к определенной активности, состоянием, которое обуславливается двумя факторами: потребностью субъекта и соответствующей объективной ситуацией.
Освоение социальных ролей – один из важнейших механизмов формирования личности. Их набор очень широк и разнообразен, причем каждый человек задействован сразу в нескольких ролях. Анализируя процесс освоения и выполнения роли, можно обнаружить, что моменты этого процесса являются горячими точками жизни личности.
Таким образом, этот процесс протекает далеко не легко и безоблачно. Он сопровождается определенными трудностями, решая которые человек накапливает богатый опыт.
Некоторые люди мечтают о какой-либо роли. В этих мечтах существенное значение имеют представления о том, как человек будет выглядеть, то есть внешние регалии, признаки, символы позиции. Это выражение яркого психологического момента – стремление предстать перед другими в новом виде, соответствующем новой роли.
Когда человек срастается с ролью, она становится частью его личности. В момент разрыва с ней возможно различное поведение. Одни люди проявляют большую гибкость, то есть быстро находят себя в новых ролях, другие же более регидны, они блекнут, лишенные социальной почвы, или оказываются не в состоянии отказаться от прежних замашек и претензий.
В ходе освоения ролей:
- появляются новые мотивы;
- происходит соподчинение мотивов;
- видоизменяется система взглядов, ценностей, этических норм и отношений.
Таким образом, социальная роль с запрограммированной системой действий и отношений входит в личность, становится ее органической частью. Но полное совпадение структуры роли и структуры личности возможно лишь как эпизод в развитии личности. Далее, последняя должна выходить за пределы роли. Но здесь возможны отклонения от общего правила. Они случаются, если личность достаточно слабая или роль достаточно сильная.
В психологии различают конвенциальные и межличностные роли. Остановимся сначала на первых.
Конвенсионная роль – представление о предписанном шаблоне поведения, которое ожидается и требуется от человека в данной ситуации или в совместной деятельности. В любом организованном действии роль имеет смысл тогда, когда она связана с поведением других людей, то есть она должна находится в постоянном взаимодействии с другими ролями. Поэтому ее можно определить как шаблон взаимных прав и обязанностей.
Обязанность – это то, что человек чувствует вынужденным делать, исходя из той роли, которую он играет; другие люди ожидают и требуют, чтобы он поступал определенным образом. Например, матери следует заботиться о своем ребенке, даже если она его не любит на самом деле. Но она не должна заботиться о соседнем ребенке, даже если очень его любит.
Согласованность действий обеспечивается за счет связи конвенциальных ролей установленным образом.
Выступая в определенной роли, человек обладает правами по отношению к другим участникам.
Его права образуют экспектации – система ожиданий, требований относительно норм исполнения индивида социальных ролей; разновидность социальных санкций, упорядоченных системой отношений и взаимодействий в группе – обращенные к другим людям и побуждающие их делать что-либо ради него. Экспектации обязательно взаимодополнительны. Право одного партнера- обязанность другого.
Выполнение роли заключается в исполнении обязанностей, налагаемых ролью, и осуществлении своих прав по отношению к другим. Человек имеет какое-то представление о том, что составляет подобающую линию поведения, как для него, так и для других.
Человек способен к сложному приспособлению, благодаря пониманию роли других, в связи с чем, он может представить себя в положении другого.
Таким образом, принятие роли – важная часть играния ролей. Но эти понятия нельзя смешивать, так как играние роли – это организация поведения в соответствии с групповыми нормами, а принятие роли предполагает воображение действующим лицом того, как это поведение выглядит с точки зрения другого человека. Для того, чтобы сделать вывод о внутренних переживаниях другого, нужно, оставаясь собой, стать на мгновение кем-то другим, возможно даже солидарным с ним. Если участники какой-либо группы не способны предвидеть реакции друг друга, то объединения, деятельность рушится.
Упорядоченность повседневной жизни в значительной мере обусловлена последовательным исполнением то одной, то другой конвенциальной роли.
Существенную роль играют форма – символ особого положения, внешний знак, указывающий на исполняемую роль. Экспектации, приписываемые другим людям, изменяются, когда человек переходит от одной роли к следующей.
Большинство людей осознает роли, которые они играют, только в необычных обстоятельствах. Например, мать начинает осознавать свои прерогативы, когда ребенок отказывается ей повиноваться и таким образом бросает вызов ее авторитету. В таком случае возникает негодование и это означает, что некоторые невыполненные обязанности принимались как нечто само собой разумеющееся.
В процессе научения человек расчленяет свою задачу на то, чего ожидают и требуют другие, и на то, что он сам может ожидать и требовать от других. При этом вырабатывается свое понимание ролей.
Когда степень формализации действия высока, тогда составляющие его роли безличны. Взаимные права и обязанности остаются теми же независимо от того, кто является действующим лицом. В таком случае исполнение отличается по стилю, но все они соответствуют основным шаблонам поведения. Так, мать может по-разному взаимодействовать с ребенком, больше или меньше любить его и заботиться о нем, но ее роль предполагает обязательное обеспечение его жизнедеятельности и безопасности, удовлетворение важнейших потребностей.
Определенные отношения предписаны для любого и каждого, кто играет данную роль.
В стандартных обстоятельствах принятие ролей облегчается. Чем менее формализовано групповое действие, тем более важно принимать в расчет реакции отдельных лиц. Это не составляет особых трудностей, если участники хорошо знают друг друга лично.
Стандартизация облегчает самоконтроль, так как каждый может формировать Я- образы, принимая точку зрения, общую всем участникам. Если все разделяют общее определение ситуации, то каждый человек может отчетливо представить себе совместное действие и определить свое место в нем. Человек может рассматривать себя в определенном отношении ко всем остальным. Это позволяет ему регулировать свои действия и вносить свой вклад в большой шаблон.
Ролям учатся благодаря участию в общественной жизни. Модели преобладающего поведения отличаются от культуры к культуре и от эпохи к эпохе. Так, например, при вхождении женщины в роль матери, большое значение имеет предшествующий опыт: общение с матерью, принятые нормы и правила. Поэтому люди, воспитаны в разных культурах, испытывают значительные трудности при совместной деятельности. Например, при заключении интернационального брака могут возникнуть определенные трудности и конфликты при воспитании детей между мужем и женой или между женой и свекровью. Поэтому они начинают приписывать друг другу злобные намерения и согласованное действие станет невозможным.
Сами роли также отличаются по степени формализации. В изменяющемся мире есть много ролей, которые определены весьма туманно; права и обязанности, связанных друг с другом лиц установлены не жестко, и многое зависит от личных качеств тех, кто вступает в отношения.
Роли существуют только в поведении людей, и шаблоны становятся различными только в не организованном взаимодействии. Роли суть модели поведения. Но люди не автоматы, легко выполняющие роли, возможно отклонение, показывающее, что такие модели не являются причиной поведения.
Люди играют конвенциальные роли, действуя как единицы социальной структуры. Но, включаясь в такие предприятия, они остаются уникальными живыми существами. Реакции каждого из них оказываются зависимы от определенных качеств тех, с кем им случится вступить в контакт. Поэтому характер взаимного притяжения или отталкивания в каждом случае различен. Производится своего рода оценка. То, как каждый человек реагирует на связанных с ним людей, образует вторую систему прав и обязанностей. Шаблон межличностных отношений, развивающихся между людьми, включенными в совместное действие, создает еще одну матрицу, которая накладывает дальнейшие ограничения на то, что каждый человек может или не может делать.
Человек ожидает особого внимания от своих ближайших друзей и не склонен ждать хорошего отношения от тех, кого он не любит, каждая сторона в системе межличностных отношений оказывается связана рядом особых прав и обязанностей. Каждый играет роль, но такие межличностные роли нельзя смешивать с конвенциальными ролями. Конвенциальные роли безличны, права и обязанности остаются теми же независимо от обязанности, устанавливающиеся в межличностных ролях, целиком зависят от индивидуальных особенностей человека, его чувств и предпочтений. Большинству межличностных ролей не учатся специально. Каждый развивает свой собственный тип общения с партнерами, приспосабливаясь к требованиям, предъявляемым конкретными индивидами, вступающими в контакт. Но все же эти отношения строятся на основе прошлого опыта.
Нет двух совершенно одинаковых систем межличностных отношений, бывают повторяющиеся ситуации, и сходные личности реагируют одинаково на один и то же вид общения. Поэтому наблюдаются типичные шаблоны межличностных взаимоотношений и могут быть названы и определены типичные межличностные роли (коллега, партнер, соперница, враг, союзник, арбитр). Среди межличностных ролей, возникающих при неравномерном распределении, которые определены не четно, права и обязанности взаимодействующих лиц установлены не жестко, и многое зависит от личных качеств тех, кто вступает в отношения.
В каждой организованной группе существует общее понимание того, какие чувства участникам полагается испытывать. Например, конвенциально определены отношения между матерью и ребенком. Но внутри этих культурных рамок существует множество вариантов действительных взаимоотношений. Не являются необычными ситуации, когда матери ненавидят своих детей или завидуют им. Тоже самое может происходить и с ребенком: некоторые дети обижают своих матерей, а другие им открыто не повинуются и постоянно противоречат. Три ребенка одной матери могут быть ориентированы по отношению к ней по-разному, и, несмотря на все усилия быть беспристрастной, она может обнаружить, что постоянно предпочитает одного всем другим. Те чувства, которые должны возникнуть, часто действительно возникают, но во многих случаях, сколько бы ни старались люди, они не могут чувствовать так, как требуется. Внешне они приспосабливаются к групповым нормам, но им известно, что это только фасад. Так бывает с некоторыми матерями, когда они хотят, но не могут полюбить ребенка. Причины этого могут быть различными.
Независимость межличностных ролей от конвенциальных проявляется и в том, что сходные межличностные отношения могут быть обнаружены в весьма различных конвенциальных состояниях. Разного рода отношения могут развиваться в любых конвенциально- упорядоченных ситуациях.
Различие между этими ролями проявляются ярко, когда права и обязанности, образующие конвенциальную роль, приходят в столкновение с теми правами и обязанностями, которые создают межличностную роль. Например, один из самых мучительных конфликтов – человек испытывает непреодолимое влечение к кому-то из тех, с кем запрещены контакты (к врагу во время войны, к представителю другого социального клана и т.д.).
Таким образом, люди одновременно взаимодействуют на языке двух систем жестов. При конвенциальной роли они используют конвенциальные символы, являющиеся объектом социального контроля. Особая личностная ориентация проявляется в стиле исполнения роли. Это вызывает ответные реакции, часто бессознательные. Они могут быть и агрессивными, и не агрессивными. Хотя агрессивные импульсы обычно сдерживаются, они часто выражаются в различных движениях, которые замечаются другими.
Таким образом, среди общающихся людей идет постоянный обмен жестами, благодаря чему осуществляется взаимное приспособление. Одна сторона этого приспособления сознательная и в значительной степени символична, а другая более спонтанна и непосредственна.
Эти 2 формы взаимодействия почти незаметно переходят одна в другую. Но различия тут немаловажные, и неспособность их замечать может привести к большой путанице.
|