Татьяна Антропова
К концу отпуска коэффициент интеллекта человека снижается на 20 единиц. И это не единственное последствие летнего отдыха. Послеотпускная депрессия, накопившиеся за недели отсутствия дела, смена часовых и климатических поясов способны кого угодно выбить из колеи. Как пережить этот ежегодный стресс?
«Готовь сани летом, а телегу зимой». Марина Мелия, гендиректор консалтинговой компании «ММ-Класс», профессор психологии, убеждена, что отпуск не менее серьезное дело, чем работа, поэтому его надо тщательно планировать.
Дайвинг с ноутбуком
«Ко»: Сначала ученые доказали, что вредно много спать и есть, теперь наука пошла дальше и нашла подтверждение еще одному тезису: много отдыхать, оказывается, тоже вредно. По данным исследований ученых Немецкой академии наук, к концу отпуска коэффициент интеллекта (IQ) среднего отдыхающего снижается примерно на 20 единиц. Какова оптимальная длительность отдыха?
Марина Мелия: Снижение коэффициента интеллекта – явление временное (обычная длительность этого эффекта – от нескольких часов до нескольких дней). Связано это с тем, что человеку нужно время для восстановления сил после отдыха, адаптации к привычному укладу жизни и приведения мыслей в порядок. Оптимальная длительность отдыха у каждого своя и зависит от адаптационных возможностей конкретного человека. Тем, кто быстро (за сутки) переключается с одного режима на другой, бывает достаточно недельного отпуска. Тем, у кого адаптация растягивается на пять дней, для полноценного отдыха требуется три недели.
«Ко»: Большинство предпринимателей сильно беспокоятся о том, что творится на работе в их отсутствие. Поэтому стараются совместить отдых с работой. Получается такой «высокотехнологичный» отпуск: на полянке возле озера, с ноутбуком, подключенным к Интернету, и мобильным телефоном… Возможно, лучший способ не испытывать трудностей перехода от праздности к привычному рабочему стрессу – вовсе не переключаться?
М.М.: Я бы никому не рекомендовала так поступать. Вот представьте: вы меняете часовой пояс, климат, кухню, наконец, и при этом стараетесь сохранять рабочий ритм и напряжение. То есть вместо отдыха вы вдвойне нагружаете свой организм. Люди не батарейки Energizer, расслабление им жизненно необходимо. Иначе вы рискуете получить на пике деловой активности неприятный сюрприз в виде всевозможных болезней.
«Ко»: Но у некоторых людей как раз наоборот – как только они позволяют себе расслабиться, то сразу начинают болеть…
М.М.: Это сигнал о том, что человек слишком долго игнорировал потребности своего организма, и ему деликатно в удобное для него время напоминают об этом. Если с вами такое случилось, отнеситесь к болезни с пониманием. Значит, пришло время прислушаться к себе, принять заботу близких и полечиться.
Мыслительный протез
«Ко»: На отдыхе руководители обычно не прекращают думать о делах, хотят они этого или нет. Для того чтобы остановить мыслительный поток на время отдыха, некоторые блокируют связь с офисом, а окружающим запрещают говорить о работе. Какой способ избавления от навязчивых мыслей о делах вы предлагаете своим клиентам?
М.М.: С одной стороны, если постоянно звонить и узнавать, все ли нормально, то такое времяпрепровождение нельзя назвать ни отдыхом, ни работой. С другой стороны, если руководитель по своему психологическому складу человек контролирующий, то без знания о том, что происходит в компании, ему сложно расслабиться, а значит, и отдохнуть. Отпуск намного менее тревожен, когда он тщательно подготовлен. Так как любой руководитель комфортно чувствует себя в рамках планирования, то постоянное прокручивание мыслей о бизнесе полезно структурировать с помощью отпускного планирования.
«Ко»: Что представляет собой «отпускное планирование»?
М.М.: Я, например, по своей сути контролирующий руководитель, которому нелегко делегировать полномочия даже на короткий промежуток времени. Понимая, что мне нужен отдых, я еще до начала отпуска четко его планирую. Все вопросы управления компанией делю на две части. Есть круг вопросов, которые все же можно делегировать конкретным менеджерам: допущенные ими ошибки не повлияют кардинально на положение дел в компании. По второй части вопросов я оставляю решение за собой, назначая на время своего отсутствия ответственных. С каждым из них я договариваюсь о конкретном времени выхода на связь. Задача ответственного – доложить мне ситуацию, а я принимаю решения. Обычно на такие переговоры уходит около часа в день: полчаса утром и столько же вечером. Остальное время моя голова свободна – я отдыхаю. Тем клиентам, для кого планирования оказывается недостаточно, чтобы выбросить работу из головы, я рекомендую использовать еще один хорошо известный способ – экстремальные виды спорта, занятие которыми требует от человека максимальной концентрации.
Разминка для руководителя
«Ко»: Модным термином «послеотпускная депрессия» называют типичные симптомы, которые сопровождают выход человека из отпуска: раздражительность, головные боли, бессонница, тоска и подавленность. Если верить немецким ученым, особенно тяжело выходят из отпуска собственники и управленцы малого бизнеса, а также представители «либеральных профессий» (врачи, адвокаты, журналисты). Вы наблюдаете симптомы «послеотпускной депрессии» у своих клиентов?
М.М.: На «послеотпускную депрессию» жалуются многие, в том числе и мои клиенты, а это в основном руководители и собственники крупных компаний, молодые люди 30 – 40 лет, полные энергии, сил, здоровья, которые работают по 12 – 14 часов в сутки и отдых которым просто необходим. Однако часто после отпуска они испытывают массу проблем и говорят, что лучше бы и вовсе не отдыхали.
«Ко»: Каковы причины «послеотпускной депрессии» и можно ли ее избежать?
М.М.: Есть несколько основных причин. Во-первых, «чужой» отдых, навязанный семьей, друзьями, окружением, рекламой. Один тащится с друзьями в горы, хотя любит полежать на пляже, другой отправляется загорать в Тунис, хотя не выносит жару. Третий весь отпуск мучается в большой компании, хотя больше всего ему хочется почитать в тишине. Прежде чем куда-то ехать, следует спокойно подумать: что нужно именно вам, чтобы отдохнуть. Плохого или хорошего отдыха не существует, просто все люди разные, как это ни банально звучит. Cам отдых так же индивидуален, как и рабочий ритм человека. Один черпает силы в общении, другой в одиночестве, третий любит активный, подвижный отдых и т.д. Важно выбрать свой вариант.
Вторая причина – попытка вместить в одну-две недели долгожданного отпуска все накопившиеся за год, за два, а иногда и за всю жизнь дела. Общение с детьми, ремонт в квартире, строительство загородного дома, чтение каких-то книг, поездку к родственникам, медицинские обследования – список можно продолжать бесконечно. Планируя массу дел, которые нереально сделать за неделю, мы обрекаем себя на чувство неудовлетворенности и вины. Поэтому наметьте лишь одно наиболее важное дело: или ремонт, или отдых, или лечение. По крайней мере решайте проблемы последовательно.
И наконец, третья причина депрессии – стремление после отпуска «врезаться» в работу сразу в полном объеме. А это совершенно непродуктивное занятие.
«Ко»: А как грамотно возвращаться на работу?
М.М.: Грамотнее входить в курс дела постепенно (не медленно, а именно постепенно). Организму нужно физиологически и психологически перестроиться, привыкнуть к новому ритму. На «разминку» положите себе два-три дня. Если вы руководитель, можно в первый день запланировать встречу с начальниками подразделений: люди увидят, что вы вошли в работу, а вы получите информационный и психологический «душ».
Самое главное – не торопиться принимать важные ответственные решения. Как показывает опыт, сильнейший стресс руководителя часто связан не с физиологическими последствиями адаптации (смена часовых поясов, климата и проч.), а с ошибочным решением, поспешно принятым сразу после возвращения из отпуска.
|