Иен Макдэрмотт
Если встретить на улице самого обычного человека и спросить его, что свойственно настоящему лидеру, то большинство, я думаю, укажет на такие качества как сила, решительность, смелость, а многие добавят к этому и беспощадность. Но если спросить, многие ли из людей демонстрируют такие качества, то наши вымышленные опрашиваемые, скорее всего, перечислят Наполеона, Маргарет Тэтчер и некоторых капитанов индустрии, таких как Генри Форд. В наше время лидерство повсюду в дефиците. Многие считают, что лидерство нам нужно просто позарез. (Один из аргументов в защиту грамматических (весьма престижных в Англии средних) школ состоит в том, что эти школы могут дать следующее поколение лидеров для военной сферы и промышленности).
И хотя слово «лидер» обычно вызывает в воображении образ человека, подобного Джону Кеннеди, все мы в определенные моменты бываем лидерами, причем вовсе не обязательно в особых обстоятельствах. Родитель должен вести за собой своего ребенка. В отношениях «мужчина-женщина», если один из партнеров желает уравновешенных и благополучных отношений, то он будет попеременно и ведущим, и ведомым. Даже если лидерство и не является нашим постоянным занятием, у всех из нас бывают такие моменты, когда другие люди ждут от нас указаний, руководства и поддержки.
Мой собственный опыт тренера и консультанта заставил меня ясно осознать, что каждый тренер и каждый консультант – это лидер, что у каждого из них есть разные способы ведения за собой. Для меня, лично, и профессионально прояснение собственного стиля лидерства очень важно. Это помогло мне зафиксировать в явном виде некоторые исходные положения и убеждения, управляющие моим поведением, позволило мне узнать, насколько глубоко они влияют на сигналы, которые я посылаю миру, и определить наиболее подходящий для меня способ работы.
Я обнаружил, что лидерство, как милосердие, начинается дома. Чтобы быть хорошим лидером для других, сначала нужно знать, как управлять собой, и только тогда, когда ты можешь управлять собой, ты можешь вести за собой других. Думаю, что необходимо ясно себе представлять, какую дорогу ты выбираешь, с какой скоростью будешь идти, и какие убеждения и ценности будут тебя направлять. На тренингах, которые я провожу, мы называем этот процесс «подстройка к себе». Иными словами, нужно быть честными перед самим собой и не пытаться заставлять себя быть тем, кем, как ты знаешь в глубине души, ты быть не можешь. Речь идет о становлении того лидера, который в тебе уже есть.
Поэтому, когда я провожу коучинг для руководителей, то я должен вытащить из них то, чего они не осознают внутри себя. В контексте тренинга это означает, что нужно не обучать банальным трюкам или «обмазывать» человека «лидерством», как штукатурят стену дома, замазывая трещины, а дать лидеру явиться изнутри. Если человек честен перед самим собой, то лидерство проистекает из него как река, плавно и без усилий. Оно струится, лучится. Оно не есть нечто такое, что нудится решимостью, повышает кровяное давление, или по ночам спать не дает.
Иными словами, лидерство – это, своего рода, соответствие личности самой себе (конгруэнтность). А ключ к личностной конгруэнтности – это способность подстроится к самому себе. А чтобы подстроиться к себе, человеку нужно признавать и отдавать должное различным аспектам своего «я», несмотря на то, нравятся эти аспекты твоему рассудку или нет. Человеку также придется обратиться к своим особенным паттернам привычек и переживаний. Если это кажется трудной задачей, то хорошая новость в том, что научиться этому все же можно.
Когда я сам взялся прорабатывать эти области, то обнаружил, что в моей личности начались перемены: моя направленность становилась более выверенной, а ведь для любого человека, стремящегося реализовать себя еще полнее, чем он реализовался на данный момент, этот процесс может длиться бесконечно. Это все равно, что стать возничим колесницы, у которого все кони скачут в одном направлении, на одной скорости и с едиными намерениями. Отдача от этого огромна, ведь ты по-настоящему можешь делать, что говоришь, и жить, как проповедуешь. Это порождает особый стиль лидерства, который иногда называют «лидерство посредством примером». То есть ты ведешь за собой, потому что таков ты есть: ты такой человек, чье поведение естественным образом выверено по отношению к тому, кто ты есть и что для тебя имеет значение. По собственному опыту я знаю, что как только люди узнают, что могут обладать этими качествами, то они начинают страстно этого желать, потому что это приносит глубинное исцеление и придает огромные силы.
Такое лидирование, как на работе, так и в личной жизни, означает действия из личного целевого намерения, произрастающего из отцентрированного чувства самости. Оно выверено, потому что оно тебя не шарахает от выпячивания своей особы к самобичеванию и обратно, а пролагает для тебя безопасный курс между этими крайностями. И это действительно придает силы. Такое придание сил самому себе дает весьма скорые плоды.
Лидеры, обретшие силы, ставят придание сил тем, кого они ведут за собой, своим важнейшим приоритетом. От таких лидеров ожидается, что они: 1) более ясно представляют себе действительно значимые вещи и больше способны быть самими собой; 2) не просто уверенны в себе, а по-настоящему компетентны; 3) обладают творческим потенциалом, потому что способны приспосабливать свои познания к конкретным обстоятельствам; 4) не просто знакомы с делом, но знают его досконально, живут им.
Научившись подстраиваться к себе, ты будешь готов к лидерству для себя и других. Чем больше мне удавалось лидировать таким способом, тем меньше мне было нужно стараться давить на других людей, как лично, так и профессионально. Чем компетентнее становится человек, тем меньше ему нужно доминировать, кем бы он ни был: тренером или родителем, консультантом или менеджером и т.д.…
Мое исследование показывает, что наиболее эффективные лидеры мотивированы видением, которое объединено с их миссией. А миссия их выражает то, кто они есть, и получается, что это все не просто набор слов, что это проистекает изнутри и выражает тождество этого человека самому себе.
К несчастью, в компаниях и организациях многие люди оказываются на таких должностях, на которых от них ожидается стиль лидерства вовсе им несоответствующий, и культурная «норма» им не подходит. Если культуру породили буяны, изрыгающие угрозы, чтобы создать атмосферу типа «тебе придется», а отнюдь не типа «желательно бы», то, при попытках копировать такое поведение, твоя натура и система убеждений будут конфликтовать с этим положением, а лидерство станет для тебя тяжким бременем. Каждый день ты будешь упражняться в перепоясывании чресл, а в голове будет крутиться: «Ну все! либо они, либо я». И если после этого о тебе будут судить по твоей способности копировать внешнее поведение, которое противоречит твоим внутренним ценностям, то путь, на который ты встаешь, будет видеться тебе как в тумане, появится нерешительность, да и вообще «не того мы ищем». С другой стороны, если ты преуспеешь в этом обмане, то можешь почувствовать в себе раскол и неспособность быть сами собою. И со временем, это может разъесть тебя изнутри, с твоим успехом вместе, словно кислота. Как сказал один из руководителей, с которым я проводил коучинг, «Снаружи у меня вроде было все, что нужно, а внутри я чувствовал себя словно пустая труба».
Для того, чтобы повысить способность человека быть в своей жизни лидером, прежде всего, следует сделать его лучше. Нет лучше способа это сделать, как создать структуры, которые обнаруживали бы у этого человека его уникальное видение или миссию. Почему? Потому что они рождаются из самоидентичности человека.
Я обнаружил, что определение миссии жизни вызывает у человека весьма глубокое переживание. Для многих людей оно много значит и остается с ними навсегда. Это потому, что они при этом достигают высокой степени интеграции и обладают прочувствованным опытом переживания того, что является целевым намерением их жизни.
Есть у него и два замечательных и часто неожиданных побочных эффекта. Люди начинают преуспевать. Обогащается и их творческий потенциал.
Как только ты почувствуешь, как твоя самость и твоя миссия поравнялись друг на друга, тебя уже не остановить. Ну как тебе не исполнить свою миссию, если она является естественным выражением того, кто ты есть? Один из участников тренингов сказал мне: «Теперь я могу наслаждаться тем, что бываю самим собой». Я могу поручиться, что это правда, исходя из собственного опыта выверки своего поведения относительно миссии.
В результате этого ты также почувствуешь освобождение, свободу делать то, что послужит на благо твоей миссии и свободу мечтать о новых способах реализации этой миссии.
Так вот, быть лидером не значит командовать огромной армией людей и не значит иметь власть над другими. Обычно, те, кто стремится к власти над другими людьми, сами по себе люди далеко не могучие. Мало общего у лидерства и с контролем, ведь чем лучше лидер, тем сильнее он может влиять. Чем ты более влиятелен, тем меньше тебе нужно контролировать. Вот почему для меня цель хорошего тренинга по лидерству состоит в том, чтобы в каждом из нас раскрыть естественного лидера, чтобы помочь каждому из нас провозгласить свое целевое намерение и жить с ним полнее и успешней.
Перевод Александра Баикина
|