Кавказской войной в истории России называют военные действия 1817 - 1864 годов, связанные с присоединением Чечни, Горного Дагестана и Северо-западного Кавказа к России. Одновременно с Россией в этот регион пытались попасть Турция и Иран, поощряемые Англией, Францией и другими западными державами.
После подписания манифеста о присоединение Картли и Кахетии (1800-1801) Россия втянулась в собирание земель на Кавказе. Произошло последовательное объединение Грузии (1801 - 1810 гг.) Азербайджана (1803 - 1813 гг.), но их территории оказались отделенными от России землями Чечни, горного Дагестана и Северо-западного Кавказа, населенными воинствующими горскими народностями, которые совершали набеги на кавказские укрепленные линии, мешали связям с Закавказьем. Поэтому к началу XIX века присоединение этих территорий становится для России одной из важнейших задач.
Продвижение России на Кавказ до времен Петра происходило исподволь - шаг за шагом, в основном за счет расселения казачества на новых плодородных землях. К началу XVIII века казаки окончательно закрепились на северных берегах реки Терек и успешно препятствовали ответной миграции чеченцев. Сформировались, так называемые, Теркские и Гребенские казачьи войска.
В 1721 г., по окончании Северной войны со Швецией, Петр I возглавил поход на Персию, пытаясь открыть для России очередное окно, но теперь уже в Азию. Обстановка для русских войск в этом походе была благоприятная, так как Персия в это время вела ожесточенную войну с Афганистаном и не могла оказать достойный отпор русским войскам. В 1722 г. русские взяли Дербент, Терку, Куба, Баку и продвинулись вдоль побережья Каспийского моря до самого Асторабада (совр. город Астара -южная точка Азербайджана). Но не смотря на значительные военные успехи русские войска не отходили далеко от побережья. Одна из немногих попыток захватить находящейся в стороне городок Эндери (Андреевский) закончилась неудачей. Кавалерийский отряд был разбит горцами.
После смерти Петра Великого экспансия на Кавказе замедлилась. У царствующих особ возникли дела поважнее Кавказа. Но все-таки в 1735 году в Дагестане построили крепость Кизляр и по приказу Анны Иоановны все русские войска были переведены на северный берег Терека. Кизляр стал главной русской крепостью на Кавказе.
Долгие годы казачьи войска являлись основной ударной силой при продвижении России на Юг.
Екатерина Великая продолжила начатое Петром I движение на Юг. При этом экспансия проходила сразу в двух направлениях. Первое - через земли Теркских и Гребенских казаков на Чечню и Дагестан и второе - через Грузинские царства и княжества. В 1763 г., через год после восшествия на трон Екатерины, была основана крепость Моздок, после чего началась затяжная 14-летняя война с кабардинцами (1765-1779 гг.). В итоге этой войны кавказская линия (Южная граница российской империи) была продлена и образовалось новое казачье войско Моздокское, расположенное на отвоеванных землях Кабарды.
За успехами России пристально следили из Османской империи. В 1768 году Турция объявила войну возмутившись отказом России вывести войска из Польши!!!. Во время этой войны русские войска впервые прошли за Кавказский хребет - в Тифлис. Под руководством командующего Готлиба фон Тотлебена в 1770 был взят Кутаиси, но следующая операция под Поти окончилась неудачей. В конце концов в 1772 году русские отступили к своей пограничной линии.
Как известно, эта война окончилась победой русского оружия. В 1774 году по Кючук-Кайнарджийскому миру русская граница передвинулась на Кубань, и что не маловажно Крымское ханство получило независимость. Россия на время отвела свой взгляд от Кавказа в сторону Крыма. Правда за эти годы Кавказская линия усилиями Якоби и Суворова значительно укрепилась, и был построен ряд крепостей: Екатеринодар, Георгиевск, Ставрополь.
В 1783 г. произошло истребление ногайцев Суворовым. Довольно-таки неприятная кампания, плохо отразившаяся на восприятии русского присутствия в этом регионе. В последствии оставшиеся в живых ногайцы переместились в предгорную часть Чечни и ассимилировались с местным населением, неся в себе кровную неприязнь ко всему русскому. Обезлюдившие кубанские земли стали заселяться крепостными крестьянами.
В этом же 1783 году 5 августа, когда персидский шах Али Мурад стал претендовать на Картли и Кахетию, кахетинский царь Ираклией II подписал Георгиевский трактат, по которому в Картли и Кахетии устанавливался российский протекторат. Через три месяца15 ноября два русских батальона при четырех орудиях под командованием Петра Потемкина (кузена всесильного Григория Потемкина) вошли в Тифлис. В ходе этого рейда П. Потемкин умудрился основать крепость Владикавказ и превратить караванную тропу в Дарьяльском ущелье в "некое подобие дороги". В дальнейшем это будет знаменитая Военно-Грузинская дорога. Проведя демонстрацию силы П. Потемкин в феврале 1784 года покинул Тифлис и Владикавказ. Ираклий II остался без какой-либо военной помощи и с разгневанным персидским шахом по соседству.
В мае 1795 года родоначальник династии Каджаров хан Ага Муххамад разбил близ Тифлиса небольшое войско Ираклия и вступил в город. Войны хана учинили чудовищную резню и грабежи. В ответ на это Екатерина объявила шаху войну. В ходе этой войны были повторно заняты Кубах и Баку, и третий раз захвачен Дербент (причем взятие Дербента не входило в замысел императрицы).
По смерти Екатерины в 1796 году Павел в пику матери хотел было отказаться от завоеваний в Персии и на Кавказе. Но в 1799 году, опережая благоприятный ход событий, приемник Агу Муххамада на персидском престоле шах Фет Али-хан затребовал от Георгия XII - наследника Ираклия II, прислать в Тегеран, в качестве заложника, своего сына. Павел, в силу своей рыцарствующей натуры, решил этому воспротивится. В итоге, посланные на Кавказскую линию войска предотвратили вторжение Али-хана в Кахетию. Благодарный Георгий XII на пороге смерти обратился к Павлу с просьбой принять Картли и Кахетию под прямое правление российского императора. Соответствующий манифест был подписан 30 декабря 1800 г. и подтвержден следующим императором - Александром I 24 сентября 1801 г.
С этого момента Российская империя окончательно встала на путь покорения Кавказа, так как защищать Картли, Кахетию и Военно-Грузинскую дорогу на Тифлис без полного контроля над прилегающими территориями было невозможно.
В 1802 году "Инспектором Кавказской линии и главнокомандующим в Грузии" был назначен Павел Дмитриевич Цицианов -грузин по происхождению, отважный командир и талантливый управитель. Под его руководством к Российской империи добровольно присоединились: Мингрелия в 1804, г; Имеретия и Гурия в 1804 г.; Карабах, Ширван и Шеки в 1805 г. Наряду с этим добровольным вхождением ряд земель пришлось завоевывать силой оружия: так в 1803 г. были покорены лезгины Чарталаха и султан Элису, а в 1804 г. - 14 января штурмом взята Гянджа (переименованная в Елизаветполь).
В 1806 году Цицианова предательски убили около Баку. Эти три с половиной года деятельности Цицианова продвинули владения границы российских владений от Черного до Каспийского моря. Россия стремительна обошла в своем влиянии на Кавказские дела Турцию, Персию, Англию и Францию вместе взятые. Такое положение дел долго не могло оставаться безнаказанным, надвигалась полоса нескончаемых войн, которые не заставили себя долго ждать. К 1804 г. Россия втянулась в войну с Персией, с 1807 г. - с Османской Турцией, и все это помимо того, что уже началась война с Наполеоном. Воевать сразу на три фронта - такое редко встречается в истории!
И все же Россия вышла победительницей из всех этих войн. По Бухарестскому мирному договору с Османской Турцией (1812 г.) и Гюлистанскому договору с Персией (1813 г.) Россия подтвердила свои права на Картли и Кахетию, Имеретию (присоединена в 1810 г.), Мингрелию, Абхазию (снова приняла протекторат России в 1810 г.) и на ханства Ганджа (Елизаветполь), Карабах, Шеки, Дербент, Кубах(1806), Баку(1806) и части Талиша (1812 г.). Османы и Каджары отказались от своих притязаний на эти территории. Кроме того, Персия полностью отказалась от претензий на Дагестан.
После первого ряда войн последовала следующая кровопролитная волна войн с Персией (1826 - 1828) и Турцией (1828 - 1829)". Туркманчайский договор (1828 г.) добавил России остальную часть Талышского ханства, а также Эриванское и Нахичеваньское ханства. По Адрианопольскому мирному договору (1829 г.)" Россия окончательно вернула себе Анапу, Ахалкалаки и Ахалцихе, а Османская Турция отказалась от владения восточным побережьем Черного моря.
Не завоеванным оставалось лишь горские народы, постоянно грозившие русским тылам и коммуникациям.
Все обучение русской армии строилось на принципах ведения военных действий на равнинных территориях. На Кавказе же сама природа придавала военным действиям особые сложности. Приходилось вести в основном наступательные действия в горах Дагестана и в лесах Чечни.
Для тактики русской армии были характерны широкие наступательные действия с активным применением артиллерии. Но для подвода артиллерии нужно вести обозы и вьючных лошадей. Приходилось, порой, валить лес и прорубать просеки. В горах, и того хуже, пушки катили вручную, а вьючных лошадей вели под гуськом.
Чтобы оценить всю сложность передвижения русских войск можно привести следующий пример. Небольшого трех батальонного соединения численностью 2400 человек с четырьмя орудиями. Самыми распространенными орудиями того времени можно назвать четвертьпудовое длинноствольное горное орудие весом 106 кг. Каждый снаряд весил примерно полтора кг., шрапнельная граната - 4,5 кг заряд пороха 0,3 кг. Вес четырех орудий с боеприпасами в итоге доходил до тонны. Кроме того, приходилось везти с собой шестидневный запас провизии (по уставу так полагалось). Это еще получалось 10 тонн сухарей, 1,5 т. мяса. Соли одной 30 кг. Плюс ко всему шанцевый инструмент, разные боеприпасы, канцелярия (без нее никуда), походная кухня и бочонок с водкой. Офицеры как привилегированное сословие могли вести свои пожитки на отдельной вьючной лошади. В горах Дагестана иногда везли с собой запас дров и корм для лошадей. В итоге получался очень большой караван, который надо было кормить, охранять и постараться не растерять по дороге.
Если рассматривать периоды военных действий, то в Чечне войны велись преимущественно зимой (как и в нынешнюю кампанию), когда мелели реки и спадали листья с деревьев, служащих естественным прикрытием обороняющихся местных жителей. В Дагестане, наоборот, зимой горные перевалы были практически непроходимы для тяжелых обозов, весной же мешали вздувшиеся горные реки. Военные действия здесь начинались лишь летом с появлением достаточного подножного корма для лошадей. С первыми снегопадами воевать прекращали до наступления следующего лета.
Тактика и стратегия горцев была иной. Обладая ограниченностью ресурсов в живой силе и практически не имея артиллерии горцы прибегали к тактике внезапных набегов и партизанской войны. Широко использовался захват пленных и угон скота, что тоже являлось особенностью национального стиля ведения хозяйства. Горцы были превосходными войнами, так как культурная традиция поддерживала обязательную кровную месть. Из за этого любой горский мужчина воспитывался как будущий войн - защитник своей семьи и чести. К моменту зрелости мужчина как правило был искусным наездником, мастерски владел холодным оружием и метко стрелял. Горец не возил с собой обозов, все необходимое имел при себе и питался за счет подножного корма. К этому стоит добавить прекрасное знание местности и умение пользоваться методом маскировки, чтобы понять с каким противником приходилось иметь дело русской армии.
Но эти сильные стороны не были подкреплены дисциплиной и сплоченностью присущей русским войскам. Сказывалась этническая разобщенность. Поэтому в оборонительном бою горцы не справлялись с организованными порядками русских войск. И практически всегда не выдерживали штыковую атаку русской пехоты.
Дальность ружейного огня у горцев была выше, так как они применяли двойной заряд пороха (запрещаемый русскими военными уставами). При этом дальность ружейного огня достигала 60 метров, что позволяло вести прицельный огонь даже по орудийной прислуге. Показателен в этом отношении один тактический прием, применяемый чеченцами. Чеченцы в количестве 30-40 человек забирались на большое буковое дерево и при появлении русской военной колонны внезапно открывали ружейный огонь. Ответный залп даже целого батальона был мало эффективным, так как дальность ружейного огня была невелика примерно 300 шагов, да к тому же приходилось стрелять вверх по замаскировавшемуся противнику, что в свою очередь еще более уменьшало убойную силу огня. Да и русские солдаты, привыкшие активно действовать штыком не отличались меткостью стрельбы, присущей горцам. Приходилось подтягивать и разворачивать артиллерию и стрелять шрапнелью. Чеченцы к тому времени успевали уходить.
К концу военных действий на Кавказе стороны стали перенимать наиболее сильные методы ведения боевых действий друг у друга. Так у Шамиля появилась собственная артиллерия местного изготовления и турецкие военные инструкторы, научившие горцев методике ведения войны в правильном строе. Русские же войска стали формировать отряды пластунов, перенявших у горцев тактику партизанской войны и молниеносных набегов.
Для ведения войны сформировался особый Кавказский военный корпус.
Правление Николая I отразилось и на формирование Кавказского корпуса, получившего наименование "теплой Сибири". Сюда стали ссылать неугодных. После 1831 года на Кавказе практически прописались неблагонадежные поляки. Боевая подготовка в Кавказском корпусе из-за постоянно продолжавшейся войны была выше, чем в остальной сухопутной русской армии. Командиры часто проявляли инициативу и не издевались над солдатами (иначе просто не выжили бы). Это обстоятельство позволило России одерживать блистательные победы на Кавказе над армиями Персии и Османской Турции в ходе очередных возникающих войн.
Костяк этого корпуса (примерно 80-85 %) составляли регулярные армейские части укомплектованные солдатами срочной (25 летней) службы. Кроме того в состав корпуса входили линейные батальоны, охранявшие крепости, строевые казачьи части и местная милиция. Численность корпуса была разной от 30 тыс. в 1820 годы до 200 тыс. в 50 годы.
Местные формирования создавались как правило знатными князьями, ханами и беками для наведения порядка на соей же территории. В боевых действиях эти части не участвовали. Исключение составляет, пожалуй, грузинский пеший полк "Джар", созданный в 1831 году и через восемнадцать лет переформированный в пешую дружину. В 1899 дружина стал регулярной частью-5-м Кавказским стрелковым батальоном, получил за 60 с лишним лет существования четыре коллективные награды в основном "За отлично-усердную службу, оказываемую постоянно в делах с непокорными горцами" По традиции до самого 1917 года эта часть комплектуясь почти исключительно грузинами. Среди других местных соединений можно выделить сотню Гурийской пешей милиции, сформированную в 1851 году, на основе которой создавался 7-й Кавказский стрелковый полк, и Дагестанский конный полк, созданный в том же 1851 году как иррегулярный и получивший за боевые действия на Кавказе Георгиевские серебряные трубы и Георгиевское знамя.
Особой темой является Собственный Его Императорского Величества конвой. В 1828 году для эскортирования императора был сформирован взвод "из знатнейших кавказско-горских уроженцев", через два года развернутый в полуэскадрон. Имевшие экзотичный средневековый костюм - шлемы и кольчуги, горцы фактически были почетными заложниками, что подтверждается высочайшим распоряжением 6 октября 1837 года "через каждые два года присылать в Лейб-Гвардии Кавказско-Горский полуэскадрон по 12-ти человек из знатнейших горских фамилий, преимущественно таких, которые имеют влияние на своих единоплеменников". На следующий год была сформирована команда лезгин, еще через год-команда мусульман, имевшие национальную одежду. На улицах Петербурга и Царского Села горцы в этих нарядах казались воинами из древности...
Этот эскадрон просуществовал до конца кавказской войны и в 1881 году был расформирован, выполнив свою задачу - гарантировать спокойствие на Кавказе.
|