В. В. Лаптев
Важнейшим условием реализации программы модернизации образования на всех его уровнях является творческая активность педагогов в рамках нормативно-правового поля юридических актов, системно описывающих объект модернизации. Очевидно, что только системный подход ориентирует на целостное представление об объекте, т.е. рассматривает его как систему с многообразными внутренними и внешними связями, которые сводятся в единую теоретическую картину - модель.
В этой связи попытка проанализировать существующие нормативно-правовые акты в области послевузовского образования с позиций системного подхода может представлять интерес как с точки зрения совершенствования самой правовой базы, так и для реализации заложенного в этих документах потенциала с целью повышения качества подготовки кадров высшей квалификации в вузе.
Словосочетание с использованием производных от слова "система" терминов в главном вслед за Конституцией РФ законодательном акте, регламентирующем функционирование всей области образования в стране (Закон РФ "Об образовании"), используется только применительно к системе образования. Так, в главе 2 этого закона система образования в РФ представляется совокупностью взаимодействующих:
преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;
сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;
органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.
Очевидно, что вопросы подготовки кадров высшей квалификации должны уточняться в Федеральном законе "О высшем и по-слевузовском профессиональном образовании". Но и в этом законе системный подход имплицитно выражается лишь через определение структуры системы высшего и послевузовского профессионального образования (глава 2, ст. 4), которая, в свою очередь, представляет собой совокупность:
государственных образовательных стандартов высшего и послевузовского профессионального образования и образовательных программ высшего и послевузовского профессионального образования;
имеющих лицензии высших учебных заведений и образовательных учреждений соответствующего дополнительного профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм;
научных и других учреждений и организаций, ведущих научные исследования и обеспечивающих функционирование и развитие высшего и послевузовского профессионального образования;
органов управления высшим и послевузовским профессиональным образованием, а также подведомственных им предприятий, учреждений и организаций;
общественных и государственно-общественных объединений (творческих союзов, профессиональных ассоциаций, обществ, научных и методических советов и иных объединений).
Интересно, что в соответствии с буквой только что процитированного закона применительно к высшему и послевузовскому профессиональному образованию считается неважной преемственность государственных образовательных стандартов высшего и послевузовского профессионального образования и образовательных программ высшего и послевузовского профессионального образования. Одновременно появляются два новых компонента - научные учреждения и организации и общественно-государственные объединения, которых нет в системе образования Закона РФ "Об образовании". При этом разные компоненты системы послевузовского профессионального образования детализированы в последующих разделах Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" по-разному.
На законодательном уровне более или менее удовлетворительно прописаны лишь высшие учебные заведения (ст. 8,9) и управление системой высшего и послевузовского профессионального образования (гл.4). В то же время:
полностью отсутствует описание образовательных стандартов и образовательных программ высшего и послевузовского профессионального образования;
нет даже определений аспирантуры и докторантуры (ст.11);
о государственной аттестации лиц, завершивших обучение по программам послевузовского профессионального образования, - одно упоминание в ст.7, п.5: "По результатам защиты диссертации в установленном порядке выдается диплом кандидата наук или доктора наук", в то время как преамбула Закона РФ "Об образовании" требует удостоверяемой соответствующим документом констатации достижения обучаемым установленных государством образовательных уровней. Кстати, отождествление ученой степени с образовательным уровнем также не представляется очевидным.
Не проясняет ситуацию и Федеральный закон РФ "О науке и государственной научно-технической политике", в котором, казалось бы, просто обязан быть раздел о научных кадрах высшей квалификации и системе их подготовки.
В гл.2 этого закона "Субъекты научной и (или) научно-технической деятельности" говорится лишь о том, что "научным работником (исследователем) является гражданин, обладающий необходимой квалификацией" (ст.4).
Перечень законодательных неопределенностей может быть легко продолжен.
Высшим актом исполнительной власти в рассматриваемой области является действующее с 1995 г. "Положение о порядке присуждения научным и научно-педагогическим работникам ученых степеней и присвоения научным работникам ученых званий", утвержденное Постановлением Правительства РФ в 1994 г.
Сегодня де-факто ориентируются на опубликованный 7 мая 1999 г. в газете "Поиск" подготовленный ВАКом проект нового "Положения" близкого смысла. К сожалению, до сегодняшнего дня постановления Правительства РФ о принятии этого проекта так и нет. Новое правительственное постановление важно еще и потому, что в утверждаемом им документе полномочия утверждения Положения о диссертационном совете передаются ВАК РФ. В этой связи легитимность утвержденного приказом Минобразования РФ от 07.06.2000 № 1707 Положения о диссертационном совете, инструкций и форм документов некоторыми оспаривается.
Тем не менее, позволю себе высказать мнение по ряду ключевых положений упомянутого в предыдущем абзаце проекта "Положения о порядке присуждения научным и научно-педагогическим работникам ученых степеней"
Важнейшим положительным качеством этого документа представляется его преемственность. Проект нового Положения принципиально не меняет многие хорошо зарекомендовавшие себя на практике содержательные и процессуальные элементы процедуры аттестации при присуждении ученых степеней. В то же время целесообразность изменений не во всех случаях равноценна.
Отказ от введения в проект Положения вопросов присвоения ученых званий делает текст более органичным и может только приветствоваться.
Утверждение о том, что ВАК Минобразования РФ "является единственным государственным органом по присуждению ученых степеней", крайне важно, однако этот пункт может трактоваться и как разрешение на присуждение ученых степеней и негосударственным структурам, что, в общем случае, нежелательно, так как помимо путаницы приводит к девальвации ученых степеней.
Согласование создания диссертационных советов с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти целесообразно лишь для организаций и учреждений, не входящих в систему Минобразования РФ. В ситуации, когда ВАК России находится в ведомстве Минобразования РФ, решение ВАК, по сути, и является таким согласованием.
Запрет на привлечение сторонних средств для компенсации затрат, связанных с рассмотрением и защитой диссертации, оправдан лишь при стабильном финансировании работы диссертационных советов отдельной строкой бюджетной сметы расходов. В противном случае большие организации, в которых функционируют многие десятки диссертационных советов, столкнутся с объективной необходимостью искать обходные пути решения проблемы.
Кандидатский экзамен по философии науки дискуссионен. Но даже при его введении он станет возможен лишь при утвержденной Минобразованием РФ подробной его содержательной регламентации. В противном случае в стране не окажется и двух экзаменационных комиссий, одинаково понимающих, что следует принимать.
Требование к представлению диссертаций, как правило, на русском языке уменьшит и без того не очень большой поток иностранцев, желающих защищаться в России. Не очевидно, нужно ли это в современных условиях.
Список так называемых "ведущих научных журналов и изданий" требует обсуждения с научной общественностью.
Вопросы содержания кандидатских экзаменов относятся проектом Положения к нормативным актам Минобразования РФ, что, на мой взгляд, естественно, так как именно экзамены констатируют достижение определенного образовательного уровня.
В этой связи следующим по юридическому уровню документом является утвержденное приказом Министра образования "Положение о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в РФ", действующее с 1 сентября 1998 г. К его отличительным чертам следует отнести:
разумный консерватизм;
восполнение законодательных пробелов (докторантура, аспирантура являются основными формами подготовки научно-педагогических и научных кадров);
детальная регламентация процедурных вопросов.
Вместе с тем, и в этом Положении первый и важнейший компонент системы послевузовского образования - государственные образовательные стандарты и образовательные программы послевузовского образования - практически не описан:
п. 10 - упоминание об образовательной программе, которой нет;
п. 17 - обязанности докторанта исчерпываются выполнением плана подготовки диссертации и представлением ее завершенного варианта на кафедру (ни о какой образовательной программе вообще нет речи)
п. 44 - обязанности аспиранта предусматривают необходимость выполнения индивидуального плана, но никаких требований к упомянутому индивидуальному плану также нет;
п. 46 - аспирант, обучающийся по очной форме в высшем учебном заведении, вправе освоить обязательный минимум содержания профессиональной программы, обеспечивающей получение дополнительной квалификации "Преподаватель высшей школы". Если это и есть образовательная программа аспирантского послевузовского образования, то почему ее вправе осваивать только аспиранты вузов? А как быть аспирантам других организаций?
п. 56 - ректоры высших учебных заведений должны предоставить по желанию аспирантов возможность получения дополнительной квалификации "Преподаватель высшей школы" с выдачей соответствующего документа. А как быть с документом об окончании аспирантуры, государственного образца которого не существует?
Образовательный потенциал кандидатских экзаменов в "Положении о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в РФ" определен также недостаточно:
п. 81 - кандидатский экзамен по специальной дисциплине в части типовой программы-минимума должен в соответствии с Положением утверждаться Минобразованием РФ. Трудно сказать, как это будет реализовано при более чем 600 специальностях Номенклатуры специальностей научных работников;
п. 84 - кандидатские экзамены по философии и иностранному языку сдаются по примерным образовательным программам, разрабатываемым и утверждаемым Минобразованием РФ. Сегодня имеют хождение несколько якобы утвержденных министерством программ. Их легитимность вызывает сомнение.
В реальной практике высшие учебные заведения решают названные и многие другие проблемы самостоятельно. Выпускаются методические рекомендации и различные варианты аспирантских образовательных программ. Готовятся программы к кандидатским экзаменам. Многообразие и первых и последних достаточно велико.
Важным документом, упорядочивающим отмеченное Положение, является Приказ Министра образования от 11 апреля 2000 г. 1062 "Об утверждении макета государственного образовательного стандарта послевузовского профессионального образования по отраслям наук" и макета примерного учебного плана подготовки аспиранта.
Полезна деятельность рабочей группы Минобразовавния РФ по разработке проекта Федерального закона РФ "О послевузовском профессиональном образовании". Однако названный проект, на мой взгляд, требует очень серьезной доработки.
Крайне важна утвержденная Приказом Миннауки РФ от 25 января 2000 г. новая "Номенклатура специальностей научных работников".
С нетерпением ожидается устранение противоречий между "Положением о диссертационном совете", ориентированном на непринятый проект "Положения о порядке присуждения научным и научно-педагогическим работникам ученых степеней" и пока еще действующим "Положением о порядке присуждения научным и научно-педагогическим работникам ученых степеней и присвоения научным работникам ученых званий", утвержденным Постановлением Правительства РФ в 1994 г.
Но даже если все эти документы будут приняты, то для высшего учебного заведения, в котором они должны реализовываться, все равно останется много проблем, связанных с выработкой единой системной позиции по реализации в общем разнородных документов. Необходимо с единых позиций посмотреть на многие вопросы. Среди них:
открытие докторантуры и аспирантуры и создание диссертационных советов;
новая номенклатура специальностей и лицензирование аспирантуры;
паспорта специальностей;
программы кандидатских экзаменов;
методические проблемы и многое другое.
В рамках Минобразования РФ впервые появилась возможность подойти ко всем этим проблемам комплексно, системно.
Вероятно, назрела необходимость создания общественно-государственного органа, УМО по подготовке кадров высшей квалификации, на который можно будет возложить функции координации усилий многих людей и структур.
|