Андреева И.Н.
Проблемам социального воспитания в последние годы в нашей стране стали уделять все больше внимания. Это нашло отражение в открытии во многих вузах Российской Федерации специальности "социальная педагогика". Вместе с тем, отечественный исторический опыт в этой области до сих пор зачастую остается невостребованным.
Многие отечественные педагоги, еще с начала XIX столетия, в своих работах обращались к некоторым проблемам социального (общественного) воспитания. Большое внимание этой тематике уделял и К.Д.Ушинский. В одной из наиболее известных его статей - "О народности в общественном воспитании" (1875 г.) - едва ли не впервые в России рассматривались различные аспекты национальных особенностей воспитания и давалось четкое мировоззренческое обоснование позиции автора.
Концепция национального воспитания, предложенная К.Д.Ушинским, базировалась на его утверждениях о том, что каждый цивилизованный народ на протяжении веков выработал собственную систему воспитания и образования, отвечающую интересам национального развития. Эта система основывалась на формировании такого идеала человека, каким он представлялся в каждой стране. "Несмотря на сходство педагогических форм всех европейских народов, у каждого из них своя особенная национальная система воспитания, своя особая цель и свои особые средства к достижению этой цели" утверждал педагог (О народности в общественном воспитании // Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения. - М.,1968. - С.272). Применение в нашей стране системы образования, построенной на "абстрактных или иностранных началах", окажет, по мнению Ушинского, слабое или даже негативное воздействие на развитие российских учеников.
Обосновывая доминирующее влияние национальности на характер человека, Ушинский утверждал, что некоторые национальные качества передаются по наследству. (Позднее от несколько изменил свои взгляды на эту проблему.) Именно эти национальные качества, по его мнению, предопределяют поведение личности в различных ситуациях. Ушинский полагал, что национальные черты "коренятся глубже всех прочих" как во внешности, так и в душе человека.
Из этих утверждений педагог делал выводы о существовании у людей только одной, общей для представителей одного этноса "природной наклонности", которою он назвал "народностью". В современной науке это явление получило название национальной ментальности. Именно на "народность", как утверждал Ушинский, должен опираться педагог в своей деятельности. Автор весьма категорично утверждал: "воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным", т.е. сообразным особенностям национального характера (там же, С.280).
Признавая высшим идеалом воспитания идеал христианский, Ушинский полагал, что он является неотъемлемой частью национального воспитания всех христианских народов. Преподавание различных учебных дисциплин также составляет общий для всех цивилизованных народов элемент педагогики. Однако конкретные формы воспитания и обучения при этом должны оставаться национальными. Иначе эффективность педагогического воздействия на ребенка будет заметно снижаться.
Следует отметить, что Ушинский давал достаточно ясные и четкие определения идеалов воспитания в ведущих западноевропейских странах - Англии, Франции, Германии. Когда же дело касалось России, осмысление автором сущности русского народного характера становилось весьма расплывчатым и двойственным. Здесь на первый план выступали такие противоречивые качества, как: отсутствие четких юридических понятий и в тоже время высокая нравственность народа; восприимчивость ко всему чужому и одновременно стойкость народных убеждений. Неизменной отличительной чертой русского народа в противоположность западноевропейским нациям была лишь прочная православная вера. Все эти свойства, по мнению Ушинского, должны были учитываться при выработке концепции национального русского воспитания.
Многие либеральные российские педагоги конца XIX - начала ХХ вв., ориентируясь в большей или меньшей степени на западную позитивистскую идеологию, отзывались о теории национального воспитания К.Д.Ушинского весьма критически. Так, например, П.Ф.Каптерев утверждал, что специфические национальные черты должны присутствовать в педагогике, но они вторичны по отношению к "общечеловечным". Фактически это было утверждение о приоритете общечеловеческих педагогических ценностей над национальными, что близко к воззрениям некоторых современных отечественных авторов.
С.И.Гессен считал, что сами попытки определения особенностей национального характера не могут привести к достоверным результатам, поскольку все народы находятся в постоянном развитии. Это предположение также можно встретить в современной педагогической литературе.
В то же время другие педагоги, в первую очередь приверженцы православного воспитания, в значительной степени поддерживают точку зрения К.Д.Ушинского. Проблемы сочетания национального и общечеловеческого в общественном воспитании вызывают острые философские и педагогические дискуссии и в наши дни.
|