В "Повести временных лет", памятнике, который более других известен читателям, владеющим русским языком, есть описание двух походов князя Игоря на Царьград. В 941 году русские были разбиты, а в 944 году они получили большую дань от византийцев без борьбы. В 945 же году с Византией был заключен очень выгодный мирный договор. Посмотрим, что же сообщает нам летопись об этих походах.
В 941 Игорь с большим войском отправился в поход на греков. О качественном составе войска нам ничего не известно. Летопись просто сообщает, что отправилось 10000 кораблей. Да, да! Именно десять тысяч! Скорее всего, это просто означает, что были собраны крупные силы, только и всего, а не точное количество кораблей. Болгары тут же известили византийцев о предстоящем походе русских, и те, по идее, должны были бы подготовиться к отражению нападения. Получилось несколько иначе. Маршрут для похода на Царьград описан довольно странный. Вначале русские опустошили Вифинию, затем Пафлагонию, Никомидию и Суд. Летопись не щадит своих соотечественников и сообщает довольно неприглядные обстоятельства этого похода:
"А кого захватили, - одних распинали, в других же, расстанавливая их как мишени, стреляли, хватали, связывали назад руки и вбивали железные гвозди в макушки голов. Много же и святых церквей предали огню, монастыри и села пожгли..."
Как вам нравится такое описание подвигов наших далеких предков? Ну и богатств различных захватили тоже немало. Но тут с востока прибыли большие силы византийцев и окружили русских. Русские вышли против греков с оружием, по были побеждены. К вечеру они отошли в свой лагерь, ночью сели на свои ладьи и отчалили. Но не тут то было! На море их уже ожидал сильный флот, который применил против русских так называемый "греческий огонь". Позднее побежденные оправдывались:
"Будто молнию небесную имеют у себя греки, и, пуская ее, пожгли нас. Оттого и не одолели их".
Ну, хорошо, на море огонь! А на суше-то, почему проиграли сражение? Скорее всего, силы русских были сильно преувеличены летописцем, и это был обычный бандитский набег не очень большого отряда.
Сразу же после возвращения Игорь стал собирать силы для нового похода на Царьград и послал приглашение для участия в походе заморским варягам. Значит, в этом походе варяги не участвовали?
В 944 году Игорь собрал, наконец, значительные силы:
"... варягов, русь, и полян, и славян, и кривичей, и тиверцев, и нанял печенегов..."
Русские отправились в поход двумя колоннами: на кораблях и конным ходом по суше. Поэтому когда император Роман получил от херсонесцев и болгар сообщения о новом походе русских, он послал к ним послов с предложениями о дани:
"Не ходи, но возьми дань, какую брал Олег, прибавлю и еще к той дани".
Отдельная дань была послана почему-то и к печенегам. Если они были в составе русского войска, то этот шаг представляется несколько странным. Но это ведь далеко не единственная и не самая большая странность в данной летописи. Около Дуная Игорь стал обсуждать со своей дружиной предложения византийского императора. Выяснилось, что, получив такие щедрые предложения, дружина потеряла всякий интерес к войне. Она сообщила князю:
"Если так говорит царь, то чего нам еще нужно, - не бившись взять золото, и серебро, и паволоки? Разве знает кто - кому одолеть: нам ли, им ли? Или с морем кто в союзе? Не по земле, ведь, ходим, но по глубине морской: всем общая смерть".
Князь Игорь был вынужден согласиться с единодушным мнением дружины. Русские получили свои дары от императора и отправились в Киев. Но перед уходом Игорь приказал печенегам " повоевать Болгарскую землю". Чтобы не доносили впредь!
На следующий год с империей был заключен мирный договор, о котором написано довольно много. Описание второго похода серьезных возражений у исследователей тоже не вызывало. А вот с первым походом дело обстоит совершенно иначе, и к первому летописцу есть по этому поводу немало претензий.
Еще в начале XIX века историки заметили, что русский летописец опирается на византийские источники. Теперь установлено, что одним из этих источников была Хроника Амартола. Кроме того, в Первой Новгородской летописи и в Житии Василия Нового содержится несколько иное описание данного похода. Сложилось впечатление, что летописец взял только некоторые сведения из Хроники Амартола и Жития Василия Нового, а часть других важных сведений опустил или не посчитал существенными. Все эти упущения и неточности были давно подмечены историками. Поэтому вопрос о первом походе Игоря вызвал очень большой интерес. Было исследовано большое количество не только византийских, но и европейских, хазарских и ближневосточных источников.
Почти сразу же было установлено, что первый поход протекал не совсем так, как описано в "Повести временных лет". В морском сражении флот русских был, действительно, разбит. Игорь чуть ли не на десяти кораблях по сообщению Льва Диакона, вернулся в Киев, а другая часть разгромленного флота укрылась у берегов Малой Азии и только потом занялась грабежами в Вифинии и других местах.
К настоящему времени после долгих исследований большого количества ученых можно приблизительно восстановить картину первого похода Игоря на Царьград. Тут придется вспомнить о хазарах. Нападать на Византию не примирившись с хазарами было невозможно, так как Империя всегда использовала хазар как сдерживающий фактор против русских. Известно, что в 940 полководец Игоря по имени Хальга воевал с хазарами и добился значительных успехов. Но к 941 году у Игоря уже созрел план похода на Царьград (о причинах, побудивших князя принять такое решение нам так ничего и не известно), и он приказал Хальге заключить мир с хазарами и вернуть все завоеванное. Даже создается впечатление, что с хазарами был заключен союз о совместном нападении на Царьград. Таким образом, тыл был обеспечен.
Хальга был очень сильно огорчен полученным приказом, но подчинился. Весной 941 года после вскрытия Днепра русские двинулись на Царьград по трем направлениям. Из Киева отправились флот и конное войско по суше, а из Крыма на Царьград отплыл отряд Хальги. Он был замечен жителями Херсонеса, и сообщение о нем было срочно отправлено императору. Так как у русских ушло какое-то время на соединение сил, то сообщение из Херсонеса было получено даже раньше, чем сообщение от болгар, которые засекли сухопутное войско русских. Так что Империя было готова к отражению нападения русских.
Тем не менее русским удалось изрядно пограбить окрестности Царьграда прежде чем император смог собрать значительные силы для отпора. Русские были вынуждены вернуться на свои ладьи, а 11 июня 941 года у Иерона и состоялось морское сражение, в котором впервые против русских был применен "греческий огонь". Флот русских был рассеян. Часть воинов добралась до европейского берега Босфора, где соединилась с остававшейся на берегу дружиной. Они сожгли и разграбили Стенон и посуху вернулись в Киев.
"Греческий огонь" произвел на Игоря столь сильное впечатление, что он фактически бросил свое войско. С ближайшим своим окружением он бежал в Киев чуть ли не на десяти ладьях. Уже дома русские разработали версию о том, что было только одно сражение, в котором почти все погибли из-за "греческого огня". Эта версия вполне устроила князя и его сторонников.
Но большая часть флота русских, оказывается, уцелела. Какой сюрприз! Под командованием Хальги она укрылась на мелководьях у берегов Малой Азии, где тяжелые корабли византийцев не могли их достать.
Хальга и так с самого начала был против похода на Царьград и утраты всех завоеваний в войне против хазар. Очевидно, что еще до сражения 11 июня у него произошел конфликт с Игорем, но Хальга со своим отрядом не покидал русское войско. После же бегства Игоря командование над оставшимися силами русских перешло к Хальге.
Вот тут-то его дружина и прогулялась по землям византийцев! Вифиния, Пафлагония, Никомидия и ряд других земель сильно пострадали от набегов русских. Еще три месяца они разгуливали вдоль берегов Малой Азии, но в сентябре 941 года флот русских был блокирован византийцами и разгромлен. Какая-то часть русских после этого поражения вернулась в Киев, о чем есть сообщения и в русских источниках, а неудачник Хальга с остатками своей дружины отправился грабить Персию.
Хазары, с которыми Хальга заключил мир, с радостью пропустили его в Персию, где он и погиб через год. И только в 943 году последние остатки русского войска, которое отправлялось на Царьград, вернулись на родину.
Да, конечно, первый поход Игоря на Царьград окончился поражением русских, но общая картина этого похода значительно отличается от той, которую приводит Начальная русская летопись. На то у князей были довольно веские причины: постыдное бегство князя и брошенное войско.
Но, предпринимая новый поход против Царьграда, Игорь таки добился своей главной цели и заключил с Империей договор, который регламентировал политические и экономические отношения Руси и Империи.
|