В XIV в. в восточнославянских землях сформировалась следующая политическая ситуация. С одной стороны, обособилась Северо-Восточная Русь со столицей во Владимире; в зависимости от великих князей владимирских, кроме территории Владимиро-Суздальского княжества, находились Рязанская земля и Великий Новгород. С другой стороны, во второй половине XIV в. основная часть юго-западных и западных земель Руси оказалась включенной в состав Великого княжества Литовского, которое с момента своего складывания (40-е гг. XIII в.) являлось балто-восточнославянским государством и в XIV в. не без успеха претендовало на роль объединительного центра для всех земель бывшей Древней Руси. В дальнейшем изложении речь будет идти прежде всего о Севе-ро-Восточной Руси.
Предпосылки объединения русских земель.
Важной предпосылкой объединения русских земель являлось восстановление и дальнейшее развитие в них хозяйства, являвшегося экономической базой борьбы за объединение и независимость. Крестьянами заново осваиваются запустевшие земли, от лесов расчищаются места под новые пашни. Источники свидетельствуют о появлении новых деревень. Кроме подсечной и переложной постепенно распространяется трехпольная система земледелия, благодаря которой возросли урожаи. Увеличивалось поголовье домашнего скота и соответственно количество вносимых в пашню органических удобрений. Постепенно восстанавливались и развивались старинные города, росли новые. В городах развивались ремесла. В кожевенном производстве, например, наряду с сапожниками появляются в качестве отдельных профессиональных групп ременники, сумники и т. д. Возобновилось литейное дело, и уже при обороне Москвы от Тохтамыша (1382) применялись пушки, изготовленные русскими мастерами. Но в целом горожане по-прежнему составляли ничтожный процент населения страны, и подавляющая его часть продолжала жить в условиях натурального хозяйства. Этим объясняется и слабое развитие внутреннего торгового рынка. Что же касается внешней торговли, то она велась по Волге с Золотой Ордой, по Дону через Азовское море — с Крымом и далее по Черному морю с Византией. Через Новгород шла торговля с Ганзейским союзом. Таким образом, для XIV — первой половины XV в. характерно почти полное отсутствие устойчивых, обусловленных всем ходом хозяйственного развития экономических связей между частями страны. В России на процесс централизации страны оказывали влияние другие мощные факторы, первостепенным среди которых являлась необходимость свержения ордынского ига. Осуществить эту задачу было возможно, лишь объединив силы раздробленных частей страны. Имела значение и заинтересованность населения в прекращении княжеских междоусобиц: с 1310 по 1390 г. произошло 19 междоусобных войн, в 10 из которых дело доходило до взятия городов. Важной предпосылкой объединения были также общее, православное вероисповедание населения Руси и единая церковная организация во главе с митрополитом всея Руси, общность языка и норм права, восходивших к Русской Правде.
В XIV — первой половине XV в. основная масса сельского населения была свободна от каких-либо форм личной зависимости. Эти крестьяне назывались «черными крестьянами». Они проживали общинами (волостями), в рамках которых регулировались все стороны их хозяйственной и социальной жизни. Черные крестьяне платили налоги непосредственно князю, а их села не являлись собственностью отдельных феодалов.
В XIV — первой половине XV в. наблюдается рост вотчинного (безусловного) землевладения. Крупнейшими вотчинниками являлись князья: Ивану I Калите принадлежало 50 сел, а его праправнуку Василию II Темному — уже более 125. Растет и количество вотчин бояр в основном за счет княжеских пожалований им земель с крестьянами. С середины XIV в. в крупного феодала-землевладельца начинает превращаться церковь, расширяется монастырское землевладение. Наряду с вотчинным увеличивается условное землевладение. Князья передавали небольшие участки земли на условиях выполнения определенных повинностей двум категориям своих слуг: работавшим в княжеском хозяйстве и военным. Такие мелкие землевладельцы назывались «слуги под дворским». Из их землевладения впоследствии развилась поместная система. В этот период крестьяне имели неограниченное право ухода от своего феодала даже в другое княжество. Поскольку это приводило к потере рабочих рук, запустению земель, падению доходов землевладельца, в середине XV в. появляются первые княжеские грамоты, ограничивающие право выхода крестьян от своих владельцев. Однако последовательной реализации этих мер можно было достичь только после политического объединения страны, создания сильной центральной власти. На рубеже XIII—XIV вв. на Руси сложилась следующая политическая система. Страна распалась на несколько десятков самостоятельных княжеств, наиболее крупными из которых являлись: Суздальское, Нижегородское, Рязанское, Ярославское, Тверское и Московское. В Новгородской, а позднее и в Псковской землях существовали своеобразные республики. Номинальным главой Северо-Восточной Руси считался великий владимирский князь. Великими владимирскими князьями, как правило, становились правители крупных и сильных княжеств, которые получали ярлык от золотоордынского хана на право владения великокняжеским престолом. За обладание этим ярлыком князья вели ожесточенную борьбу, поскольку он давал определенные преимущества: территория великокняжеского домена вокруг Владимира включала богатые и плодородные земли, приносившие ощутимый доход; занятие владимирского стола усиливало престиж князя и позволяло ему расширить и укрепить границы собственного княжества. В борьбе за владимирский престол фактически решался вопрос о том, какое княжество возглавит процесс объединения русских земель. В конце XIII — начале XIV в. ярлыком на великое княжение владели чаще тверские князья. Однако с начала XIV в. Москва начинает выступать соперником Твери.
Политика московских князей
Основателем династии московских князей был младший сын А. Невского Даниил (1276— 1303 гг.). Получив в наследство один из наиболее слабых и незначительных уделов, он вскоре многократно расширил границы своих владений:
1301 г. — присоединена Коломна, принадлежавшая ранее Рязанскому княжеству;
1302 г. — в состав Московского удела по завещанию бездетного переяславского князя вошел Переяславль-Залесский;
1303 г. — отвоеван у Смоленского княжества город Можайск.
Тактику присоединения к Москве новых территорий продолжил и сын Даниила Юрий (1303-1325 гг.). Отличительной чертой политики московских князей было стремление любой ценой завоевать расположение хана Золотой Орды, чтобы использовать его благосклонность в борьбе за ярлык на великое княжение. Соперником Юрия Данииловича был тверской князь Михалл Ярославич, получивший ярлык в 1304 г. и стремившийся укрепить свою власть в русских землях. Заключив брак с сестрой хана Узбека Кончакой, Юрий добился в 1315 году передачи Москве ярлыка и организовал совместный московско-ордынский поход против Твери. В 1318 году успех Москвы был закреплен казнью Михаила Тверского в Орде. Его обвинили в непослушании, неуплате дани, в отравлении ханской сестры Кончаки (попала в плен к тверичам). В 1325 году, находясь в Орде, князь Юрий Даниилович был убит князем Дмитрием Михайловичем Тверским, мстившим за отца. И вновь ярлык великого князя был возвращен в Тверь. Это была традиционная политика Орды по стравливанию русских князей. Однако в 1327 году в Твери вспыхнуло анти-ордынское восстание. Этим воспользовался московский князь Иван Даниилович Калита (1325—1340 гг.), Разгромив восстание в Твери, он получил ярлык на великое княжение, который с этого времени почти постоянно оставался в руках московских князей. Иван Калита продолжил политику расширения Московского княжества. Были присоединены: Углич, Галич, Бело-озеро; от хана Узбека князь получил Кострому и право контролировать Новгород.
Росту силы и влияния княжества помогали:
• старательное исполнение обязанностей сборщика дани для Орды со всех русских земель;
• cмиренное поведение в ханской ставке в сочетании с щедрыми подарками;
• оседание в казне Калиты части средств, собранных для уплаты в Орду;
• прекращение ордынских набегов на московские земли;
• переезд кафедры митрополита из Владимира в Москву, в 1328 году.
Москва стала общерусским религиозным центром. Симеон Гордый и Иван II Красный — сыновья Ивана I Калиты — продолжили политику отца и способствовали дальнейшему расширению границ и укреплению авторитета Москвы. Сын Ивана Красного — князь Дмитрий (1359—1383 гг.) унаследовал власть и титул великого князя в девятилетнем возрасте. Вновь вспыхнула борьба за великокняжеский престол. Орда вручила его суздальско-нижегородскому князю Дмитрию Константиновичу. Московские бояре и глава церкви, митрополит Алексий, поддерживали Дмитрия Ивановича Московского и вынудили отказаться от недолгого великокняжеского княжения Дмитрия Константиновича. Свидетельством растущей силы княжества стало строительство (всего за два года) белокаменного Кремля в Москве (1367 г.). Снова поднялась Тверь. Князь Михаил Тверской получил в Орде в 1371 г. ярлык на великое княжение. Однако Дмитрий Московский успешно вышел из этой навязанной ему борьбы. Михаилу Тверскому не помогли ни военная мощь великого князя литовского Оль-герда, ни поддержка Орды, дважды вручавшей ярлык Михаилу. Общерусский поход, организованный Москвой, заставил тверского князя отказаться от притязаний на великокняжеский престол и подчиниться московскому князю, как «брат младший».
Открытое противостояние Орде
Возросшее единство Руси имело огромное значение для решения центральной политической проблемы — началась открытая борьба с Ордой. На смену единичным победам русских над ордынцами (рязанского князя — над Тагаем (1365 г.), нижегородского — над Булат-Теми-ром (1367 г.) приходит целенаправленное общерусское анти-ордынское противостояние во главе с Москвой:
•1370 г. войска Дмитрия и Владимира Сер» пуховского преградили путь в московские земли ордынцам, разграбившим Рязанское княжество;
•1374 г. князь Дмитрий открыто отказался от уплаты дани и взял союзный Орде город Булгор;
• 11 августа 1378 г. на реке Воже московские отряды разгромили большое ордынское войско во главе с мурзой Бегичем. В этом противостоянии удача не всегда была на стороне русских. Так, в 1377 г. в битве на реке Пьянь русское войско было разгромлено Араб-шахом. Но это не могло уже изменить ни политического курса Москвы, ни существенно повлиять на ход дальнейших событий.
Куликовская битва (1380 г.) Кульминацией русско-ордынского противостояния XIV в. стала Куликовская битва. Ей предшествовал карательный поход на Русь летом 1380 г. темник Мамай, силой захвативший власть в Сарае, возглавил объединенные силы Орды и попытался восстановить пошатнувшееся господство Золотой Орды над русскими землями. Собрав общерусские силы (в битве не участвовали только Рязань, Тверь и Новгород) Дмитрий вышел навстречу Мамаю. Благодаря смелому и быстрому маневру ему удалось предотвратить объединение сил Орды с войском союзников моноголо-татар — литовского князя Ягайло. 8 сентября 1380 г. на Куликовском поле у впадения реки Непрядвы в Дон войска Орды были разгромлены и обращены в бегство. Сражение началось с поединка между русским богатырем Пересветом и татарским воином Челубеем. В начале битвы татары почти полностью уничтожили передовой полк русских. Мамай торжествовал. Однако исход дела решил удар свежих сил русского войска — засадного полка. Обе стороны понесли огромные потери. За личную храбрость и полководческие заслуги кн. Дмитрий после Куликовской битвы получил прозвище – Донской.
Победа на Куликовском поле не привела к свержению ига, но имела большое историческое значение:
· был разрушен миф о непобедимости ордынского войска;
· внутри Золотой Орды наметились противоречия, которые привели ее к распаду;
· был уменьшен размер дани;
· в Орде окончательно признали политическое главенство Москвы среди русских земель;
· начинает формироваться чувство общерусского единства, понимание русскими общности своей исторической судьбы.
После Куликовской битвы русские земли оказались ослаблены в результате военных потерь в 1382 г. Этим воспользовался хан Золотой Орды Тохтамыш, внезапно напавший на Русь. Он сжег Москву, разгромил ряд княжеств. Но это уже не смогло помешать дальнейшему росту влияния Москвы, объединению Руси и полному освобождению от монголо-татарского ига.
|