С.А. Окаёмов? (Хакасский заповедник)
«Зачем, о Господи, над миром ты бытие мое вознес»
И. Бунин*
Феликс Робертович Штильмарк - видный ученый, зоолог, охотовед, талантливый писатель, пропагандист и бескомпромиссный борец за идеалы охраны природы, один из основателей российской заповедной системы. Это далеко не полный перечень вершин его жизненного пути, отмеченного и лаврами, и терниями. 31 января 2005 г. Феликса Робертовича не стало. Ушел в «мир покоя и вечной охоты», как он писал в одном из последних писем. Он был одним из ученых-фундамента листов российской заповедной системы. Его трудами и трудами других ученых (Е.Е. Сыроечковского , Н.Ф. Реймерса, В.В. Дёжкина, А.К. Федосенко) создавалась платформа заповедников как научно-исследовательских учреждений, которая в настоящее время подвергается разрушительному воздействию коммерциализации и административных реорганизаций. В его книге «Историография российских заповедников», ставшей докторской диссертацией, через сухие строки изложения исторических фактов проглядывают то грусть автора, то искры радости и надежды.
Феликс Робертович никогда не был сторонним наблюдателем - ни в науке, ни в жизни. «Всем нужно заниматся всерьез» - любил говорить он.
Теоретик заповедного дела и очень активный проектировщик и организатор заповедников от Кавказа до Дальнего Востока. Многие из его проектов воплощены в жизнь и созданные заповедники успешно функциони руют. С присущей ему серьезностью и добросовестностью Феликс Робертович создавал проекты особо охраняемых природных территорий, понимая, что на этом фундаменте строится их работа и успешность функционирова ния зависит от грамотного проектирования.
Особое внимание, как крупный специалист заповедного дела, Ф.Р. Штильмарк уделял проектированию степных и горно-степных заповедников. К концу 1970-х гг. хозяйствен ное использование степей приближалось к своему апогею и ученые отдавали все силы, чтобы сохранить хотя бы какую-то часть уникальных степных ландшафтов. В 1979 г. Феликс Робертович принимал участие в проектировании Ростовского степного заповедни ка. К сожалению, проект не был реализован. В 1981 г. он проводил экспедиционные полевые исследования в Хакасии и Туве с целью подбора территории для создания горно-степ ных заповедников. Эти территории были выбраны и предложены органам власти для утверждения. Однако уровень хозяйственного освоения степей был настолько высок, что для создания заповедников требовалась ликвидация целых отделений совхозов и значительное сокращение поголовья овец. В середине 1990-х годов Феликс Робертович, знакомясь с участками степного заповедника «Чазы», созданного в Хакасии, с горечью отмечал разрознен ность участков заповедника, мизерную их площадь и не совсем удачное расположение.
Его проекты заповедания горных степей Тувы частично воплотились в биосферном заповеднике «Убсунурская котловина». Кроме того, более десятка заповедников нашей страны обязаны своим появлением Ф.Р. Штильмарку.
Его талантливые литературные произведения выдержали не одно издание. Молодежь 1960-х и 70-х зачитывалась «Таежными далями» и «Свиданием с Таймыром». Вышедшая в свет в 1977 г. книга «Особо охраняемые природные территории», созданная совместно с Н.Ф. Реймерсом, до настоящего времени является настольной для специалистов заповедного дела.
Феликс Робертович сотрудничал в журналах «Вокруг света», «Сибирский промысел», «Гуманитарный экологический журнал», был составителем и членом редакционой коллегии альманаха «Охотничьи просторы». Благодаря его талантливой литературно й деятельно сти идеи сохранения природы, загадочного мира тайги, тундры, гор стали доступны миллионам читателей.
Роль Феликса Робертовича трудно переоценить. Как говорил директор по природоох ранной политике WWF России д.б.н. Евгений Шварц, «Во многом величие Феликса Робертовича - умение, отстаивая свою точку зрения, с уважением относиться к аргументам коллег и оппонентов. Лично для меня он был хранителем заповедного дела в его классичес ком понимании».
К сожалению, Феликс Робертович не был исключением из жизненного правила - чтобы оценить, что мы имеем, нужно это потерять. Но оценка деятельности Ф.Р. Штильмарка не запоздала, его дело продолжают сотни учеников и последователей. Феликс Робертович был верующим человеком, он верил в чудодействен ные силы природы, в науку и человеческий разум, в Бога, объединяющего все своим добром. Даруй ему, Господи, царствие небесное и вечный покой! Полагаю, он это заслужил.
|