Чураков Д. О.
Первая Российская Конституция была принята на V Всероссийском съезде Советов 10 июля 1918 г., а с момента опубликования 19 июля она вступила в действие [1]. Однако ещё до этого в России велись конституционные искания. В Российской Империи не было документа с названием "конституция", но существовал Свод основных государственных законов, а в нем — раздел "Основные государственные законы", который в усечённом виде выполнял некоторые функции конституции. Но либеральная общественность активно боролось за введение в стране конституции и конституционных свобод. Это становится одним из ключевых лозунгов готовящейся в России революции. Однако, после падения монархии в марте 1917 г. и прихода на волне беспорядков в столице Империи к власти либерального Временного правительства им ничего не было сделано ни для принятия, ни для подготовки столь желаемой для либеральной общественности конституции [2].
Ситуация начинает меняться только после прихода к власти большевиков. Уже на II Всероссийском съезде Советов рабочих и крестьянских депутатов 25—26 октября 1917 г. принимаются некоторые декреты, имеющие значения конституционных законов. Прежде всего это декрет о формировании рабоче-крестьянского революционного правительства, вошедшего в историю под названием Совета Народных комиссаров (его ещё называли Совнаркомом или СНК). Через пару месяцев, на III Всероссийском съезде Советов в январе 1918 г. принимается "Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа", которая, по сути, являлась "малой конституцией", так её и воспринимали современники. "Декларация" сумела сыграть в истории очень важную роль. Большевики предложили ратифицировать этот документ собранному 5 января 1918 г. Учредительному. Когда же имевшие большинство депутаты от эсеровской партии от этого отказались, работа Учредительного собрания была прекращена. Именно это событие многие современники считали подлинной социалистической революцией, тогда как Октябрь воспринимался ими в качестве буржуазно-демократической революции [3].
Однако одобренная III Всероссийским съезде Советов "Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа" была, всё же, ещё не полновесной конституцией. Её подготовка активно началась несколько позже, а именно в апреле 1918 г. и закончилась летом того же года. Вопреки распространённому мнению, Конституция не провозглашала РСФСР государством диктатуры пролетариата. Установление диктатуры пролетариата объявлялось целью Конституции, рассчитанной на переходный период; не было в тексте основного закона и определение диктатуры пролетариата. По Конституции Россия провозглашалась федеративной республикой всех трудящихся города и деревни. Высшим органом власти в стране объявлялся Всероссийский съезд Советов. На время между съездами этими функциями обладал ВЦИК — высший законодательный, распорядительный и контрольный орган республики. СНК должен был заниматься вопросами общего управления — т.е. фактически являлся высшим органов исполнительной власти. На местах власть так же принадлежала Советам. Система Советов формировалась по принципу делегирования. Это означало, что население непосредственно выбирало только депутатов Советов самого низового звена. Все вышестоящие Советы, вплоть до съезда Советов, формировались из представителей нижестоящих Советов. В соответствии с духом эпохи решались и экономические вопросы. Конституция провозглашала задачу уничтожение эксплуатации, отмену частной собственности на землю, подтверждала декрет о рабочем контроле и переход банков в собственность государства, вводила всеобщую трудовую повинность. Конституция на демократических основах регулировала национальные, конфессиональные и социальные вопросы [4]. Оценивая значение Конституции 1918 г. некоторые исследователи подчёркивают её переходный характер. В ней отразилась трансформация большевистской республики от своеобразного "государства-коммуны" к более традиционному государственному устройству [5].
В годы гражданской войны выполнение очень многих конституционных норм было фактически невозможно. В частности, большевикам привлекать в армию не только рабочих и крестьян, как предусматривалось конституцией, но и офицеров прежней царской армии, которых, согласно представлениям того времени, называли представителями свергнутых классов и золотопогонниками, но без их помощи обойтись не могли. Так же не удалось сохранить привилегированное положение трудящихся. Так же, как и на "свергнутых буржуев и помещиков", на рабочих и крестьян стала постепенно распространяться всеобщая трудовая повинность, рабочие фактически утратили возможность без ведома властей и своего профсоюза переходить на новое место работы. Были широко распространены чрезвычайные, не предусмотренные органы власти, в частности — военно-революционные комитеты. Но никто не подвергал сомнению сами основные положения Конституции. Даже оппозиция уже в те годы выдвигала в качестве одного из своих требований к большевистским властям соблюдать Конституцию.
После образования СССР появилась потребность в принятии новой конституции, учитывающей реалии восстановления государственного единства братских народов. Конституционное закрепление нового государства произошло 31 января 1924 на II Всесоюзном съезде Советов. По своему содержанию Конституция СССР 1924 г. очень специфична. Фактически, она состояла из двух ранее принятых документов: Декларации и Договоре об образовании СССР. Поэтому она целиком посвящена вопросам соотношению прав союзного центра и республик, а так же системе высших органов власти и управления союзного государства. Высшим органом власти в СССР по Конституции 1924 г. становился Съезд Советов СССР. В период между съездами высшим органом власти являлся ЦИК СССР, состоявший из двух равноправных палат: Союзного Совета и Совета Национальностей. Высшим органом управления СССР Конституция называла СНК СССР. Формирование СНК СССР входило в компетенцию ЦИК СССР. Конституция 1924 г. так же регулировала соотношения прав и обязанностей союзного центра и республик. В отличие от других конституций, в ней не содержится характеристики общественного устройства, прав и обязанностей граждан, конструкции местных органов власти, избирательной системы. Все эти вопросы были закреплены позже в новой Конституции РСФСР 1925 г. Она учитывала опыт развития законодательства за прошедшие после завершения гражданской войны, факт создания СССР, но в целом сохраняла преемственность с первой Советской Конституцией 1918 г. [6]
Дальнейшее развитие СССР, превращение его в единое, мощное, централизованное государство, серьёзные сдвиги в экономике, социальной и политической сферах потребовало закрепить произошедшие перемены в Основном законе. Новая Конституция СССР была принята Чрезвычайным VIII съездом Советов 5 декабря 1936 г. По сравнению с нормами, сохранявшимися в советском законодательстве с революционной поры, новый основной закон серьёзно расширял общедемократические права граждан. К прежнему набору традиционных прав и свобод, таких как свобода совести, слова, собраний, союзов и пр., добавляются новые. Важнейшими среди них можно назвать право на труд, на отдых, социальное обеспечение, образование и др. Впервые в практике российского законодательства конституционно признавалась неприкосновенность личности. В Конституции 1936 г. по-новому трактовалось само понятие демократии. Если раньше советская демократия была демократией для трудящегося большинства, то теперь она стала демократией для всех граждан СССР. Существенным образом изменилась структура советских органов. По новой Конституции избирательное право становилось всеобщим. В прошлое отходила практика прошлых лет, когда прав выбирать и быть избранными лишались целые социальные группы. Вплоть до 1936 г. сохранялось неравное представительство от жителей города и села. Теперь избирательная система строилась по принципу один — один голос, т. е. на основе равного избирательного права. Отменялись существовавшие долгие годы многоступенчатые выборы. Вводились прямые выборы во все звенья системы Советов. С принятием новой Конституции происходит полный отказ от производственных выборных округов. Теперь выборы должны были проходить только в округах по месту жительства. Наконец, открытое голосование было заменено тайным. Новая Конституция упростила и повысила эффективность высших органов власти. Вместо Всесоюзного съезда Советов, двухпалатного ЦИК СССР и его Президиума новый основной закон предусматривал образование Верховного Совета СССР и Президиума Верховного Совета СССР. Происходит чёткое размежевание исполнительных и законодательных ветвей власти. Прежде законы могли издавать как исполнительные, так и законодательные органы — ЦИК и их Президиумы, даже Совнаркомы. Это вело к бюрократизации органов власти и их отрыву от народа. Теперь законодательные права принадлежали исключительно Верховным Советам. Функции Совнаркома СССР были сохранены и расширены, но исключительно в сфере компетенции исполнительной власти [7].
Вместе с тем, далеко не все задумки, которые высшее советское руководство предполагало отразить в новом Основном законе удалось провести в жизнь. Есть документальные свидетельства, что И.В. Сталин и его окружение планировали сделать выборы в Советы не только прямыми, тайными, равными и всеобщими, но и проводить их на альтернативной основе. Более того, предполагалось создание некой социалистической многопартийности, когда бы роль исчезнувших оппозиционных партий взяли на себя различные общественные организации. Для реализации этого предлагалось дать право выдвигать своих кандидатов на выборах не только партийным органам, но и различным комсомольских, профсоюзным, творческим и другим объединениям, даже отдельным трудовым коллективам и собраниям граждан. Однако партноменклатура, в основном среднего звена, выступила противником таких радикальных реформ. К тому же в середине 1930-х гг. в СССР осложнилась общая политическая обстановка. Начавшаяся в 1934 и продолжавшаяся на протяжении нескольких лет ожесточённая политическая борьба в большевистской верхушке, повлёкшая за собой череду массовых репрессий, планы дальнейшей демократизации советской политической системы сорвала [8].
В последующие годы не раз предпринимались попытки создания новой конституции. Такая работа велась после Великой Отечественной войны, а так же в годы правления Хрущёва. В основе этих попыток лежало понимание необходимости расширения прав советских граждан при конкретизации их обязанностей [9]. Однако всякий раз, из-за изменений в руководстве страной, эти попытки сворачивалась. Принята новая конституция была только в 1977 г., когда в годы правления Л.И. Брежнева происходит определённая стабилизация советской политической системы и политическая борьба в руководстве партии не приобретает таких размахов, как это случалось прежде. Во всенародном обсуждении проекта Конституции приняло свыше 140 млн. человек, т.е. 80% взрослого населения страны. В общей сложности в ходе обсуждения было получено около 400 тыс. предложений, многие из которых были учтены при доработке Конституции. В целом, Конституция 1977 г. сохраняло преемственность с более ранними советскими конституциями, но в ней были существенно расширены права и обязанности граждан, формы государственного, повышалась роль социалистической законности в деятельности государства. Одновременно с этим 6 статья Конституции провозглашала КПСС ядром политической системы СССР.
В 1991 г. СССР как единое государство прекратил своё существование. В 1993 г. оказалась насильственно разогнана система Советских органов власти. В декабре 1993 г. произошедшие изменения были закреплены в новой Конституции РФ. Россия провозглашалась демократическим федеративным государством. Наибольший вес по новому основному закону получала исполнительная власть и в стране устанавливалась президентская республика. В Конституции провозглашались основные демократические права, широко известные по конституциям других государств, но, в отличие от прежних российских конституций, многие из этих прав государством уже не гарантировались. Развитие России после 1993 г. показало несовершенство новой конституции, и вопрос о внесении в неё изменений постоянно поднимается как в печати, так и различными влиятельными политиками. Представители власти, как правило, выступают за расширение полномочий центральной власти, тогда как оппозиция требует расширения свобод и полномочий представительных органов власти. Действующий президент, являясь гарантом Конституции, неоднократно высказывался за сохранение её норм в неприкосновенности, но дискуссии, имеющие, правда, больше теоретический, нежели практический характер, не утихают.
Список литературы
1. Известия. 1918. 19 июля.
2. Диалог. 1998. № 10.
3. Протасов Л. Г. Всероссийское учредительное собрание. История рождения и гибели. М., 1997.
4. Чистяков О.И. Конституция РСФСР 1918 года. М., 1984.
5. Леонов С. В. Рождение Советской империи: государство и идеология 1917—1922 гг. М., 1997.
6. Кукушкин Ю.С., Чистяков О.И. Очерк истории Советской Конституции. М., 1987.
7. Подробнее см.: Диалог. 1996. № 11.
8. Жуков Ю.Н. Иной Сталин. – М., 2003.
9. Пыжиков А.В. Хрущёвская "оттепель". – М.,2002.
|