Описать Фета – это значило бы исчерпать все неисчерпаемое.
А.Блок
Стихотворение «Поэтам» написано Фетом 5 июня 1890 года. Это был период, когда поэт переживал «чудо возрождения», будучи уже в «довольно зрелом» возрасте. Поэзия этой поры наполнена жизненной философией. Итак, муза пробудилась от долголетнего сна, вторая половина жизни оказалась как бы новым витком спирали.
Стихотворение «Поэтам», судя по названию, посвящено теме поэта и поэзии. Это взволнованный монолог-обращение к тем, кто стоит у истоков поэзии, чей опыт перенял автор. Но такое восприятие произведения было бы неполным, односторонним. Я считаю, что стихотворение «Поэтам» - это и исповедь автора перед собой, и лирическое изложение собственной жизни.
Во втором четверостишии в строках:
В ваших чертогах мой дух окрылился
Правду провидит он с высей творенья…
Все: и жизненная трагедия, и взлеты, и падения, и непонимание, и слава…
У каждого стихотворения Фета своя философия, свой ритмический рисунок, не повторяющийся в другом. Так и со стихотворением «Поэтам». Для его написания автор избрал дактиль, дабы придать особую возвышенность и философскую размеренность своему творению.
Нельзя сказать, что стихотворение «Поэтам» сложно по своему построению. Можно лишь отметить, что некоторые четверостишия выделяются особой эмоциональной окраской.
Например, первая часть отличается какой-то возвышенностью чувств. Об этом свидетельствует и особая лексика: «отрадно», «больно». Поэт говорит о своем состоянии и о том, к кому он обращается. В последующих четверостишиях автор поясняет, почему именно к поэтам обращен зов души. В заключительной части Фет говорит о тонкости восприятия окружающего мира, мира «расцвеченного радугой» поэзии.
Возвышенный тон стихотворению придает старославянская лексика: «очи», «воздеть», «в чертогах», «песнопенье», «благоволенье».
Интересен прием контрастной лексики: во втором четверостишии автор употребляет возвышенное «окрылился» и тут же в рифму к нему дает просторечное слово «свалился». Случайно ли такое «соседство»? У Фета ничего случайного нет. Взлет – падение – вот что стоит за этими понятиями, и нарочито простое слово «свалился», т.е. резко упал, определяет какой-то миг напряжения жизни.
Читая произведения А. Фета «Поэтам», склоняешься к мысли о том, насколько сильно влияние романтизма на его поэзию. Возьмем, к примеру, символ «розы», любимый «атрибут» романтиков. И, конечно, «дежурная» рифма к нему – «слезы». Фета эта банальность нисколько не смущает. Ведь роза – это не только реальный цветок, но и поэтический символ.
Интересно, необычно сравнение поэзии с радугой «прозрачно-воздушной». Нужно сказать. Образ радуги часто встречается в стихах Фета. Радуга, являющаяся на землю человеку, есть знак того, что мир, горестный, тленный и временный, может быть духовно преображен.
В системе художественных ценностей стихотворения «Поэтам» необходимо отметить прием олицетворения: «дух окрылился», «розы блистают слезами», «грезы глядятся».
Есть еще интересная особенность у произведения «Поэтам», название которой – «безглагольность». Действительно, здесь мало глаголов, всего несколько на все стихотворение: «трепещет», «окрылился», «провидят», «глядятся»…
Можно сказать, автор более описывает свое состояние. Поэтому в произведении оправданно применение наречий: «отрадно», «больно», «радостно», «вечно». Если говорить о частотности употребления частей речи в стихотворении, то на первом месте тут будут существительные. Предметное представление изображаемых чувств автор выражает словами: «сердце», «очи», «руки», «на коленях», «поэты», «в чертогах», «дух», «мечтой»… Нельзя не отметить эпитеты: «благовонные розы», «житейские торжища», «бесцветные и душные».
Что касается синтаксической стороны стихотворения «Поэтам», что она отличается определенным своеобразием. В первом четверостишии синтаксис прост, определяется короткими предложениями. Это как стук сердца в минуты волнения, отрывистый и громкий.
Сердце трепещет отрадно и больно,
Подняты очи и руки воздеты.
Затем – пауза. Как во время молитвы, когда человек собирается с мыслями, чтобы обратиться к Богу… Так и автор, отбросив суетное, благоговейно обращается к поэтам:
Здесь на коленях я снова невольно,
Как и бывало, пред вами, поэты.
Три последующих четверостишия представляют собой сложные предложения. И ритм стихотворения становится более плавным, размеренным. Поэт благодарит своих вдохновителей за то, что его поэзия окрылилась в «высоких чертогах», за то, что он смог познать философию жизни, достигнув «высей творенья».
В творчестве поэта возможны взлеты и падения. И даже силы души, именуемые «листком», «иссякнув», превращаются в «вечное» «золото» в «песнопении».
Известно, насколько мелодичны стихи А. Фета. Я считаю, что произведение «Поэтам» достойно музыкального переложения.
Итак, представим, что звучат волнующие аккорды, и мы слышим строки нового романса:
Сердце трепещет отрадно и больно…
Второй куплет предполагает более спокойный темп музыки, смысл слов подчеркивается паузами. Третье четверостишие, особое по своей эмоциональной окраске, и последняя строка его – волнующая, наполненная глубиной, должны быть исполнены с особым чувством восторга.
И к концу романса мелодия становится нежной, передающей «тонкие краски», «неба родного..,ласки».
Именно таким я представляю себе музыкальный вариант стихотворения «Поэтам». Его поэзия так многогранна, что может быть выражена и в живописи, и в музыке, и просто в возвышенном состоянии души.
|