В начале третьего тысячелетия человечество осознало свое затруднительное положение. В течение нескольких столетий до этого пути исторического развития казались ясными и ведущими к более приятному будущему. Идеал научно-технического прогресса владел сознанием масс и обещал своим результатом развитие всех областей человеческой жизни. Власть человека над природой — как внешней, так и внутренней — росла, жизнь становилась все легче, старые проблемы продвигались к решению, социальный прогресс казался магистральной линией развития человечества. Правда, наряду с разрешением традиционных трудностей, возникали новые, а увеличение материальных благ не устраняло нищету; но и это воспринималось как следствие недостаточного развития науки и техники. В будущем — и элиты, и массы были едины в этой вере — ожидался "золотой век". Отдельные голоса, предупреждавшие о грядущем кризисе, оставались неуслышанными. Последние десятилетия XX века разрушили многовековую мечту. Будущее человечества оказалось покрыто мраком, а путь развития — возможно, ведущим в тупик. Все чаще и громче раздаются голоса, подвергающие критике не только отдельные ошибки, допущенные на дороге познания мира и овладения им, но и отрицающие само направление движения. Разговоры о расчеловечивании человека, деградации культуры, экологической катастрофе перестали быть уделом отдельных интеллектуалов и стали столь же общим местом массового сознания, как и хвала прогрессу сто лет назад.
Необходимость анализа техногенного развития усугубляется его усиливающейся критикой. Современное состояние человечества признается кризисным, и вину за этот кризис многие возлагают на чрезмерное развитие техники. Но техносфера — продукт человеческой цивилизации, результат тысячелетних попыток людей выжить в природе, изменить ее по своим желаниям. Техносфера есть результат деятельности человека, в каком-то смысле — ее зеркало. Не напоминают ли сетования людей на чрезмерную техносферизацию человеческой жизни жалобы на собственное отражение в зеркале?
Сформировались противоположные взгляды относительно ценностного смысла техносферы, ее значения для человека. Техницизм понимает технику как автономно саморазвивающуюся сферу, которая детерминирует социальное и культурное развитие, но сама подчиняется лишь собственной логике. Развитие техники представляется им как позитивное и прогрессивное, в основу типологии обществ ложится уровень технического развития. Антитехницизм видит в технике угрозу не только природе, но и человеческому в человеке, обвиняет инструментальную рациональность в подавлении эмоциональных граней личности, призывает к ограничению технологических инноваций, а техническое отношение к миру считает фактором возникновения глобальных проблем.
Именно техногенная направленность исторического развития часто признается источником современных проблем. Технофобская концепция проста и понятна: чтобы стать ее сторонником, достаточно взглянуть на дым над заводской трубой или на нефтяную пленку на поверхности воды и представить себе, как было бы хорошо жить среди "нетронутой природы". Но, как и все слишком понятные концепции, она начинает хромать, при первых попытках не только подвергнуть ее критике, но и прояснить ее формулировку.
Качественный скачок в осознании причин кризисного положения человечества и нахождения путей выхода из него так и не совершен. За прошедшие десятилетия многие мыслители ставили свой диагноз человеческому обществу и прописывали рецепт, но ни один из этих рецептов так и не реализован. Виновниками возникшей проблемы называются различные черты человека и его творений. Поскольку ни то, ни другое устранить не представляется возможным, по-прежнему большая часть дискуссий на эту тему, по существу, сводится к туманным фразам: "Что-то идет не так и что-то надо сделать".
Вопросы, которые анализирует философия, иногда называют "вечными", потому что каждая эпоха, каждое поколение должно снова и снова задавать их в поисках ответа. Ответа, который не может быть общим, одним для всех. Но к этим вопросам прибавляются новые, еще не рассмотренные мировым философским сообществом и поставленные самой жизнью. Сейчас, на заре третьего тысячелетия, в философском осмыслении нуждаются новые проблемы — вставшие перед человечеством в XX веке или только теперь осознанные. Прежде всего это глобальные проблемы современности, само название которых говорит о важности их разрешения. Все больше людей в разных странах спрашивают себя: долго ли еще человечество, заботясь о своем благе, будет разрушать природу и себя? Чем это закончится и есть ли шанс исправить положение? Почему уже известные рецепты по избавлению биосферы и людей от техногенных трансформаций так и не были реализованы? Конечно, до исчерпывающего ответа на эти вопросы еще далеко; потребуются усилия многих людей.
При оценке современного состояния человечества и возможных путей его развития философия может оказаться незаменимой, как общее поле рационального и гуманистически направленного диалога между людьми разных специальностей и мировоззрений. Более важной проблемы перед философией еще не ставилось за все тысячелетия ее развития: само существование человечества может зависеть от полученных результатов. Целью данной работы является подготовительный, аналитический этап к поиску ответа на самый насущный вопрос современности: правилен ли путь техногенного развития человечества, нуждается ли он в доработке или должен быть отвергнут.
При решении этой задачи необходим анализ техносферы как материального искусственного мира, созданного в ходе исторического развития человечества. Перед исследователями встает проблема определения места техногенной активности в жизни человека. Как будет показано далее, эта задача далека от решения: даже определение сущности техники вызывает трудности. Также будет проведена подготовка теоретико-методологической базы для дальнейшего изучения техносферы как целостной системы глобального масштаба и исследования перспектив социоприродного развития.
Чтобы решить проблему, следует правильно ее сформулировать. Для этого следует договориться о смысле используемых понятий. Поэтому будет предпринята попытка проанализировать сущность и содержание таких часто употребляемых понятий, как техника, технология, техносфера. До сих пор в философской литературе (не говоря уже о бытовом словоупотреблении) так и не сложились их четкие определения, и автор представит свой анализ данных понятий в их философском аспекте.
Будет также обращено внимание на то, что техносфера — лишь одно из граней искусственного мира, созданного в ходе человеческой истории.
Активность человека приводит к тому, что он порождает искусственные системы, изменяя окружающую реальность и себя самого. Хотя все составляющие искусственной среды творятся человечеством, но каждое поколение людей застает определенную стадию ее развития, которая является для него объективной реальностью. Поскольку человек формируется совокупным опытом предшествующих поколений (в том числе и воплощенным в техносфере) и живет в созданном этими поколениями техногенном мире, он зависит не только от социальных и биологических, но и от техносферных условий жизнедеятельности. Это порождает между человечеством и техносферой сложную взаимозависимость.
Следовательно, изменение техносферы невозможно без изменения человека. Будет прояснено промежуточное положение человека между двумя мирами — естественным и искусственным, биосферой и техносферой.
Для анализа техногенного аспекта исторического развития будет применен социоприродный подход, рассматривающий человечество как подсистему биосферы Земли. История человечества в свете этого подхода предстанет как рост техносферизации внешнего и внутреннего мира человека. Исторический анализ искусственного мира покажет как затруднения, возникавшие в ходе техногенного развития, так и пути, на которых эти затруднения если не решались, то смягчали свою остроту, переставая быть жизненно важными для человечества. Анализ тенденций техносферизации в различных областях человеческой жизни продемонстрирует, насколько вся деятельность современных людей пронизана инструментальным отношением к миру.
Современный человек почти не имеет дела с "дикой" природой, вся его жизнь протекает внутри искусственной силы. Возникает проблема техносферизации самого человека: биосфера оставляет последние рубежи обороны — внутри его биологического субстрата. Человек-киборг на нынешней ступени техногенного развития перестает быть миражом и со страниц фантастических романов может ступить в мир: последствия этого трудно представимы. Впервые возникает вопрос: реализовывать ли все возможности, предоставленные современной техникой, или применить ценностные ограничения? Ответ может стать определяющим для будущего человеческого существования.
Именно философский анализ процесса техногенного развития, его нынешней стадии (техносферизированной биосферы, утрачивающей устойчивость, и техносферизирующегося человека, утрачивающего свои природные качества) и его перспектив поможет разрешению современного кризиса.
|